8. Причины возникновения экзистенциализма

Власть как экзистенция.

Введение.

Экзистенциальные черты Власти.

3. Христианская социология и экзистенциальность.

3.1. Духовные и социальные причины возникновения экзистенциализма.

Для того чтобы понять самую суть тех обстоятельств, которые привели к появлению философии существования, как некоторые называют экзистенциализм, необходимо проникнуться историей формирования того духовно-социального контекста, который, в максимальной степени начал довлеть в отношениях между индивидуальным и общественным сознанием к началу XX-го века, и который наиболее активно стал накапливаться в этих отношениях, примерно с века XVI-го.
Весь строй социальных отношений европейской цивилизации, со времён поздней античности, следует охарактеризовать как обретение, конструирование и нарастание постепенного превосходства общественного сознания над индивидуальным сознанием. Античная индивидуальная свобода, нашедшая, к концу ранней и в среднюю античность, своё отражение в героической мифологии, была обесценена расцветом рабства и победой диктаторской, тиранической, имперской системы Власти над всеми другими системами Власти, существующими на просторах тогдашней Европы и её окружения, как азиатского, так и африканского.
Всё общинное, патриархальное, развивавшееся в доантичную пору, привело, в античности, к общественно-республиканскому устройству общества. В этих общинных и республиканских системах индивидуальное и общественное сосуществовало в социуме на каких-то структурно-паритетных принципах. Но, попадая в границы и зону влияния духа имперского строительства, эти общественные системы цивилизовались, переплавляясь в «общество закона и права» и теряя, при этом, главное из того что делало конкретного человека членом «общества правды и совести».
Отношения индивидуума и социума в религиозно-культурном и политико-экономическом плане стали примерно такими, какими мы их знаем и в настоящее время - характеризующиеся преобладанием государства над обществом и социальности над индивидуальностью. В античном обществе нарастал первый общеевропейский социальный кризис, который привёл к появлению христианского мировоззрения, как освобождения индивидуума из социального рабства.
Христианское откровение известило сознание о том, что цивилизация никак не является отрицанием свободы и совести, а лишь даёт им новые краски и инструменты в палитре и ремесле человеческой жизни! Закон и право не помеха правде и любви, а новые возможности для лучшего и более полного соблюдения законности и правопорядка!!
Раннее христианство стало новой волной освобождения существования сознания от той «ветхости», которая его сковала. После первой волны цивилизационных открытий античной Европы, которая замедлилась ко временам поздней античности, поднялась вторая цивилизационная волна - христианская. Опираясь на достижения мысли ранней античности, эта волна, наконец, дала сознанию разрешение проклятых вопросов о страдании и смерти, свободе и счастье; связала индивидуума с «вечностью», превратив его в «ипостась» и открыв сознанию перспективы стать «личностью», чтобы приобщиться бессмертию в единении с богочеловеческим лицом Бога Сына. Но и эта цивилизационная волна схлынула, спала! И личное сознание снова стало тонуть в «ветхих» рабских сетях своей «природы». Христианское сознание, как мировоззрение личного существования, опять сникло, потеряв реальную опору на Совесть и Свободу, выродилось в догматизм и схоластику, которые погрузили его во тьму Средневековья.
В XV-XVI-ом веках на помощь тонущему сознанию пришла уже третья волна мировоззрения существования, связанная с Возрождением и Ренессансом, которая началась с нового обращения к сокровищам раннеантичной мысли о человеке и его существовании. Но эта волна положила началом уже другому постхристианскому мышлению и мировоззрению! Поэтому, оно стала, в первую очередь, культурным, а не религиозным явлением. И лишь следом за философией и искусством экзистенциализм стал проникать в религиозную мысль. «Ренессансное величие человека», как личного сознания, как и в предыдущие эпохи мировоззрения существования, снова столкнулось с необходимостью каждому своему мыслителю ежедневно подтверждать свою мысль «стоянием в духе и истине», «вере, надежде и любви»; иначе сознанию невозможно удерживаться в Совести и Свободе, и оно снова будет тонуть в своей собственной «ветхости».
Это и случилось к началу XX-го века! В 1920-ые годы «ренессансное величие человека» обесценилось почти полностью. Цивилизационный кризис, к этому времени, достиг небывалых прежде масштабов.
Бессилие каждого конкретного человека перед природными и социальными стихиями, стало настолько очевидно впечатляющим и всеобъемлющим, что «искание своего места в мире» не могло не стать массовым явлением и общественным движением. Началось «кипение социальных разочарований» и «монументальность индивида», как несокрушимая прежде основание всех социальных умозрений, рассыпалось и потекло. Классическая философия перестала понимать то, что твориться с Властью, с Обществом, Государствами и их отношениями между собой.
***
При своём появлении, новые экзистенциалисты первым делом заявили об - «отсутствии смысла жизни».
Потеря веры в то, что Истина заключена в любви, а не в богатстве, просвещении и самосовершенствовании тела и ума, самым жестоким образом вылезла на первый когнитивный план общественного сознания: - Победа над смертью невозможна без любви, а любовь недостижима! - Вследствии таких воззрений, люди стали терять личность в себе, вместе с верой в своё бессмертие, и медленно, но неизбежно, приходить к выводу о бессмысленности существования, ибо смысл человеческой жизни не может быть конечным, как и сознание самого человека. Экзистенциализм стал философской попыткой личного сознания удержаться на плаву посреди моря пространства-времени, не только в метафизическом, но и в физическом смысле. Суть этого продолжения прежней философии жизни заключена в поиске человеком своего «Я», того Бога в себе, который пробудит и восстановит в его душе то, что спит и то, что разрушено. Каждый человек должен сам искать и обрести себя.


Рецензии