Сервисное обслуживание

  Послышался звонок у входной двери. Я заглянул в глазок.   На лестничной площадке стояла миловидная девушка с чёрной папкой в руке.

   - Наша фирма (ООО …такое-то) устанавливает бытовую систему для очистки воды. Очень советую вам поставить её на своей кухне.  Ваша водопроводная вода содержит столько примесей, что готовить с ней и пить её вредно для здоровья, особенно вам, пожилым людям.
 
   Голос у девушки, одетой по- модному, был заискивающе-приятным. Мы с женой предложили ей пройти в квартиру. До последнего времени нам приходилось очищать водопроводную воду с помощью не хитрого, но малопроизводительного приспособления. Состояло это приспособление из двух четырёхлитровых бутылей и стеклянной воронки. Одну из бутылей с тубусом для слива воды,  ставили на невысокую подставку.  Тубус закрывали лабораторной резиновой пробкой подходящего размера, а в отверстие в пробке   ввертывали стеклянный краник, способный регулировать скорость истечения воды из бутыли.
 
    В горлышко нижней бутыли вставляли стеклянную воронку с фильтром из кусочков промокательной бумаги. Наливали водопроводную воду  в верхнюю бутыль, а  краник устанавливали в таком положении, чтобы вода падала по каплям в воронку. Спустя часов десять-двенадцать нижняя бутыль наполнялась  прозрачной на вид водой. Мы, конечно, употребляли её только после кипячения, и это количество дистиллята нам вполне хватало для поварских нужд.

     В тесной ванной мы не раз задевали ненароком заполненную водой верхнюю бутыль со стеклянным краником,  и она разбивалась вдребезги на плитках пола не преминув разбить при этом и нижнюю бутыль вместе со стеклянной воронкой. Сколько раз приходилось менять расползающиеся от употребления бумажные фильтры – это не заслуживает упоминания!
 
    Поэтому не стоило особого труда девушке из малоизвестного ООО (точное название не привожу из соображений безопасности квартиры) убедить нас в установке более современного устройства для очистки водопроводной воды.

      Между тем девушка расплывалась в улыбке, без умолку говорила о достоинствах предлагаемого  устройства для фильтрации. Рассевшись по-хозяйски за столом в комнате, она не переставая щебетать, достала из папки листок с анализами водопроводной воды.
 
   - Вот последние данные лабораторных исследований.  Смотрите, сколько в пробах водопроводной воды вашего  города содержится механических примесей, солей кальция, солей тяжелых металлов, не говоря уже о ржавчине…

    Говоря это, она как бы мимоходом интересовалась здоровьем меня и жены, расспрашивала о детях, как они живут.  Узнав, что мы с женой ветераны труда она с особой теплотой одарила нас взглядом больших блестящих глаз и  попросила подтверждения, якобы нужного ей для  отчета,  чтобы предоставить нам льготы по оплате. Мы с лёгкой душой предоставили ей свои ветеранские удостоверения.  Уже спустя несколько дней я запоздало подумал, что хорошо ещё, что она не запросила у нас паспортные данные.

  - Сейчас я позвоню мастеру, он устанавливает систему очистки воды в  соседнем подъезде и, как освободится, придёт. У нас так много желающих установить водоочистку!

   Мастер, мужчина лет пятидесяти, в довольно элегантной одежде уже спустя не более минуты после звонка девушки появился в нашей квартире – ясно, что он не был занят работой и только ждал в машине или у подъезда условленного звонка.

    Пока он, чертыхаясь на тесноту ящика под раковиной и небрежно отбрасывая установленные там хозяйкой флаконы с моющими средствами,  устанавливал под раковиной в кухне водоочистительное устройство, девушка заполняла типовой договор Заказчика с Исполнителем на гарантийное и бесплатное сервисное обслуживание.  При этом она подчеркнула, что такой договор рассчитан аж на 12 лет!

  - Вы как ветераны труда можете получить льготу.  Цена на установку для очистки воды и её наладку составляет шестьдесят четыре четыреста рублей для обычных заказчиков, а с вас, как с заслуженных ветеранов мы возьмём  только половину этой суммы то есть тридцать две тысячи двести рублей.

  -  Поймите, - повторяла она, - мы заключаем с вами договор не только на приобретение аппарата, но и на его сервисное обслуживание в течение 12 лет.

   Мы, как загипнотизированные заказчики без лишних просьб о снисхождении на оплату принесли девушке требуемую сумму. Этот платёж нас немного ошарашил. Ведь это стоимость мотоцикла или хорошего холодильника, не говоря уже о новом диване и новой кровати, так нужных для обновления мебели.

   - А теперь ещё вы должны заплатить, что я вам поставил дополнительно уплотнительное резиновую прокладку на соединения с тройником – это будет стоить ещё полтинник, - подал голос наладчик системы очистки воды, после того как вымыл руки и вошёл в комнату, вытирая руки полотенцем, взятым из ванной.

   - Только полтинник? – с кривой улыбкой согласился я уже будучи расстроенным той многотысячной суммой, выплаченной говорливой девушке.

  -  Как бы не так – прогудел слесарь. По–нашему – полтинник - это красненькая денежка – пять тысяч рублей.

    Мило улыбнувшись, кивком головы девушка выразила полное согласие с затребованной суммой.

    Наши вздохи и увещевания по поводу едва ли подъёмных денежных расходов для нас, старых пенсионеров, не возымели ответных возгласов со стороны пришедших, если не мошенников, то уж верно вымогателей, наверняка требующих лишнюю оплату и за фильтрующее устройство и за свою получасовую работу.

    Через день после ухода представителей фильтрационного бизнеса у нас на кухне раздался шум бьющейся воды.  Сообразив в чем дело, я мигом перекрыл общий кран холодной воды.  Оказывается, горе-наладчик бытовой системы очистки воды по рассеянности, а может быть, умышлено, чтобы вызвать его на экстренное обслуживание,  не докрутил до конца гайку на тройнике.
   
    Пока жена тряпкой собирала лужи воды с линолеума, я пассатижами сам устранил огрехи работы наладчика.

    Почти с  год мы не знали  трудностей с фильтрацией воды: она была совершенно прозрачной.  Мало-помалу мы забыли о нагловатых работниках ООО.

   И вот случилось так, что в квартиру позвонили. Жена уже несколько лет постоянно твердила мне чтобы я не отвечал на входные звонки, тем более, никому не открывал дверь. Но на этот раз я  с минуты на минуту ждал прихода жены  из поликлиники, и не задумываясь открыл дверь считая, что это она, жена.

   В коридор вошёл рослый молодой парень, в распаханной кожаной куртке.

   - Мы по поводу проверки работы системы очистки воды, согласно заключенного с вами договору по обслуживанию системы.

    Я уже смутно догадывался о грозивших мне неприятностей со стороны здоровенного парня, бесцеремонно ступившего  в коридор квартиры, но его просьба была понятной – с меня не убудет, если он проверит правильность работы системы очистки водопроводной воды.  Ведь впускаем мы в квартиру, правда, не без пререканий электрика, чтобы записать показания счётчика или того же газовика.
 
    В квартиру опять позвонили. Подумал - это наверняка жена, и она со своим бесстрашным и настырным характером поможет  мне разобраться с обстановкой.   Но парень, оттолкнув меня, сам открыл дверь. Я оказался лицом к лицу ещё  с одним здоровенным парнем, на этот раз облачённым в комбинезон слесаря-сантехника.

   Вновь вошедший, ни слова не говоря прошёл на кухню и стал копаться с водоочистителем, а первый парень в кожанке стал вносить в блокнот наши адресные данные, словно он не знал их, когда позвонил в дверь. Потом попросил  принести ему заключенный год назад договор. Пока я искал затерявшийся куда-то в папках бумажку с печатью ООО, раскрыв все шкафы, оба работника фирмы оставались на кухне. Договора я так и не нашёл.

   - Ну ладно, обойдемся так ,- посочувствовал мне высокий парень. Он вошел бесцеремонно в комнату посмотрел на раскрытые дверцы шкафов и упёрся взглядом в работающий ноутбук, который я ещё не успел выключить  до внезапного прихода нежданных посетителей.

    - Хороший ноутбук, - завистливым тоном проговорил менеджер ООО.

   Но вот меня позвали принять работу. Наладчик системы встал, демонстративно показал мне два трубкообразных помятых картриджа системы очистки воды, покрытых тонким слоем ржавчины.

   - Вот посмотри, отец, сколько грязи накопилось в колбах.  Давно было давно провести обследование системы и заменить картриджи.

  - Сколько я должен заплатить за работу? – спросил я, надеясь, что замена двух картриджей (тогда же возникла догадка – почему не трёх) обойдется не так уж дорого.

   - Двадцать девять тысяч  двести рублей.  Только без сдачи.

   Меня ужаснула названная сумма – ведь это почти первоначальная выплата за
водоочиститель и за его установку.  А тут просто заменили пару картриджей. А, возможно, снова поставили  просроченные, кто знает.

   Я тут же подумал, что меня разводят на деньги, как лоха, но я как некий сомнамбула покорно дал вымогателям тридцать тысяч. У меня уже тогда возникла мысль о некоем мошенничестве: даже в том, что ведь знали, что скорее всего, старому деду  в волнении не найти  недостающие до тридцати тысяч восемьсот рублей мелкими купюрами.

   Я  попытался было упрекнуть наладчиков в том, что они сами должны были иметь расходную мелочь, но  посовестился.

    Что ж махать руками после драки. Сам виноват.

   Только закрылась за не званными посетителями дверь, как раздался ещё звонок.  Это, наконец-то, пришла жена – какого-то мгновенья  хватило  вымогателям, чтобы не встретиться с ней.
 
     - Что это такое у тебя в комнате, почему шкафы раскрыты?

     Я пробормотал в  растерянности, что ищу нужную мне бумагу.

    Жена внимательно вгляделась  мне  в лицо.  Я сам физически ощущал его бледность от волнения за непредвиденную растрату семейного бюджета.

   - Что случилось? - Чем ты расстроен?

   - Ни  чем не расстроен - я отвернулся от взгляда жены.

    Я не осмеливался рассказать ей о проделках мошенников – знал что это вызовет бурную ответную  реакцию  с её стороны.  Ведь предупреждала не раз, что не надо никому из посторонних открывать дверь, не взглянув предварительно в дверной глазок.
 
     Я шагнул на кухню, чтобы  посмотреть не унесли ли с собой вымогатели серебренную ложку свободно лежащую на столе. Нет не унесли, И часы, что лежали на полочке перед зеркалом в коридоре тоже в сохранности.

   Но утаить утрату тридцати тысяч рублей я не смог. А ведь хотел объяснить недостачу денег тем, что якобы добавил их к нашему депозиту в коммерческом банке. Но через два дня жена  как-то подсмотрела, что я пытался утайкой от неё изучить в деталях договор с ООО на очистку воды.

    Такая настырная: что, да зачем – пришлось признаться в содеянном и тем самым освободиться от лжи.

    Жена тут же разрыдалась. Прижала руку к больному сердцу.  Я стал её успокаивать, как мог. Потеря части денег – это ещё не вся потеря.

   - Я не о том, - всхлипывала она, немного успокоившись, я о том.  что мошенники развели тебя как лоха, как того лопуха. Я плачу о том, что только ты  виноват  в этом со своей доверчивостью. Мы  можем, таким образом, лишиться не только вещей, но и квартиры. Ты по своей доброте подпишешь любую подсунутую тебе бумагу.

   Теперь после визита нежданных гостей я уверовал в справедливость слов жены.

    Что это за жизнь!  Ну и времена настали! – молча возмущался я некоторое время спустя.

     Домофоны, видеонаблюдение,  железные и стальные двери в квартирах, да ещё с глазками.  Везде рекомендуют не открывать незнакомым людям и, вообще, отмалчиваться на звонки. Когда входишь на лестничную площадку, надо убедиться: нет ли кого из посторонних на ближайших пролётах лестницы.

   Часто ощущаешь себя мелким трусом, когда приходится вглядываться в глазок двери и задавать противный вопрос, кто там.  Предлагают купить, например, картошку или средство от тараканов. Ходят с просьбой попить водички цыганки с детьми. Да и мало ли людей, даже малознакомых соседей хотят что-то спросить. Как же унизительно  отмалчиваться или  разговаривать через дверь!

    Я  подумал, а что, если я в действительности в тот раз не дал бы вымогателям требуемую сумму, оставшись один в квартире. Спасла ли отговорка, мол, сейчас у меня  денег  нет,  вот  приезжайте за ними на следующий день. Но видя мой явно оторопелый и глуповатый вид вымогатели вряд ли удовлетворились  моей отговоркой.  Они явно  подготовились  к возможному отказу в оплате  с моей стороны.   Ведь недаром один из них с блокнотом в руке заходил в комнату, видел открытые шкафы, а главное, мой работающий дорогой ноутбук. Взять его в порядке залога или вообще не возвратить за неуплату требуемого – потом ищи ветра в поле!

   Явное мошенничество и моё попустительство не давало мне душевного равновесия в течение недели.  Наконец, меня надоумило набрать в поисковике интернета название этого пресловутого ООО. И  вот я узнал, что эта фирма прекратила свою деятельность в качестве юридического лица ещё полгода назад!

   Как поётся: радость со слезами на глазах!  Теперь уж эти вымогатели к нам не придут, а если придут, не пущу на порог квартиры уже на законном основании.

    Далее в интернете я попытался узнать сколько же стоит этот доставивший мне стольких бед водоочиститель. Его марку (а он украинского производства) я не нашёл, зато узнал, что на аналогичные по виду   трёхколбочные очистители воды цена была по крайней мере в три с лишним раза меньше.  Неужели находились люди согласившиеся на установку водоочистителя  за сумму свыше шестидесяти четырёх тысяч рублей!  Причём без всякой скидки на ветеранские льготы.
 
   Позднее до меня дошли сообщения, что люди из соседних подмосковных городов на собраниях и в газете возмущались подобной наглостью пройдохами из этого ООО.

    Но, к сожалению, на этом эпопея с «сервисным обслуживанием" приобретённой нами бытовой системы очистки воды не закончилась.  Позвонили по телефону. Знакомый женский приятный голос назвал меня по имени и отчеству.

   -  Мы вам как ветеранам труда предлагаем льготную скидку на обслуживание системы….

    Я взорвался.

  - Вы у нас выманили больше шестидесяти тысяч рублей  за установку и так называемое сервисное обслуживание.  Теперь ваша контора, как я узнал в интернете, закрыта и нам не о чем разговаривать.

   Девушка что-то пыталась торопливо возражать, давясь набором слов. Отчетливо только звучало: двенадцать лет сервисного обслуживания.

    Я положил трубку.

    Спустя минут десять снова зазвонил телефон и на это раз уверенный мужской голос  проговорил, что подошлёт ко мне   как к старому клиенту-льготнику девушку с целью подписать новый договор на сервисное обслуживание бытовой системы очистки воды.
 
    Я задохнулся от возмущения – не тот ли это голос субъекта потребовавшего с меня тридцать тысяч рублей.

    Мне  тут же хотелось бросить трубку, но жало не отомщённой обиды  заставило меня съязвить.

   - Какой ещё к дьяволу договор! Я буду звонить в полицию. Обычный водоочиститель это не самолётный мотор, нуждающийся в такой цене и длительном обслуживании.  Возможно, вы соизволите заключить договор на постоянное 12-ти годовое сервисное обслуживание моего ночного горшка?

    Мужчина, говоривший в трубке поперхнулся.

    - Мошенники вы и вымогатели! – выпалил я и бросил трубку.

   Больше мне по поводу обслуживания водоочистителя не звонили.

   Пожилая пенсионерка из соседней квартиры, выслушав мои стенания по поводу обслуживания системы очистки воды сказала зябко кутаясь в пуховой платок:

    - А вот это зря вы нагрубили людям.  Надо, услышав их первые слова, сразу класть трубку. А то могут ещё привлечь к суду за оскорбление.

   А что, если пожалеть горемык из Общества Ограниченной Ответственности? – крутилась в голове навязчивая мысль.  Может быть, у них такие легальные тарифы, как и у тех же аптекарей и стоматологов,как у ремонтников автомобилей заламывающих неподъёмные деньги за свои товары или услуги. Им нужно платить за устную и письменную рекламу, за помещение для менеджеров и наладчиков  аппаратуры, платить за склад продаваемой продукции, за оформление юридического лица, за бензин для автомобилей, наконец, выплачивать  ощутимые налоги и тратиться на возможные взятки представителям проверяющих ведомств, расходовать на наём психолога-соблазнителя вроде той сладкоголосой девушки, да и мало ли найдётся за что расплачиваться, не забывая прежде всего о своём хлебе с маслом.

   Только всё это за счёт простого народа.

     Ранее я писал о некоторых словах русской речи не вошедших в толковый словарь живого великорусского языка  Владимира Даля.  Это "понаехали", "прикольный", "колбасит", "харизма".

  Пройдохи из сервисного обслуживания вынудили меня не только отрицательно относиться к их малому бизнесу, но и к самому, на мой взгляд, не правомочному сочетанию слов "сервисное обслуживание".

   Кстати, слово «услуги» не было распространено в народном обиходе  ни в царское, ни в советское время.  Слово появилось как бы исподволь в перестроечные годы и пышно  расцвело в нашу эпоху рыночного произвола в рекламных и бухгалтерских документах.

   Даже в толковом словаре Владимира Даля, который до сих пор является эталоном русской речи, нет отдельной словарной статьи: "услуги".  Есть услуживанье, и приводится выражение: услужливый дурак опаснее врага (Крылов).
 
   Есть слово "сервиз" -  набор столовой или чайной посуды,  но нет слова "сервис".

   Так что широкое употребление этих слов  нам навязано западным рыночным влиянием.

   


Рецензии
И я прочитал. И тоже скажу, что мы доверчивые не потому, что это недостаток, а потому, что выросли и жили в нормальном обществе, где подобного явления просто быть не могло. Всего Хорошего! Василий.

Василий Храмцов   05.08.2020 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Василий. Некоторые люди становятся поневоле мошенниками из-за отсутствия совестливой работы, а есть надо. Может быть, надо не прибегая к тому, чтобы выжигать на их лицах соответствующее клеймо, публично стыдить их. Впрочем,всё это мало поможет, такое сегодняшнее общество.

Юрий Боченин   05.08.2020 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.