Глава 22 Как Феникс возрождался

Фе;никс — мифологическая птица,
обладающая способностью
сжигать себя и затем возрождаться. (с) Википедия




Разгорается очередная весна. Снег практически исчез и на улицах появляется все больше людей стремящихся насладится первыми теплыми вечерами. Во дворах традиционно сезону орут опьяненные похотью коты, птицы возвращаются с южным загаром на родину, а уличные музыканты все чаще поют о любви. Малые дозы витамина «Д» продолжают борьбу с питерским рахитом и все чаще на лицах прохожих появляются радостные улыбки. Что не говори, но это по истине чудесная пора.
Некоторое время назад случай свел меня с интересным собеседником. Это была женщина, принёсшая клятву Гиппократу около полувека назад и посвятившая всю свою жизнь медицине. Лариса Ивановна работала в одной из городских психиатрических клиник и на протяжении последних N лет занималась лечением различных форм шизофрении. Удивительным открытием для меня было то, что эта болезнь относится к хроническим и смертельным заболеваниям. Иными словами, итогом болезни будет всегда распад личности с необратимым регрессом. Мы долго дискутировали на тему природы заболевания, признаков, характеризующих начальную стадию, вспышек и приступов, форм, видов, последствий, медикаментов, способных хоть как-то облегчить жизнь страдающих, но чем больше мы разговаривали, тем все отчетливее я понимал, что вопросов становится все больше, а ответов, к сожалению, все меньше и меньше. После нашей спонтанной, но содержательной беседы я долго размышлял над тем, что же ложиться в основу заболевания? Что является первопричиной? И почему весной и осенью случаются обострения?
Когда-то в далеком детстве у нас во дворе был парень, про которого говорили, что у него шизофрения. Причем отличала его не дюжая сила и достаточно веселый нрав. Удивительно, но я помню его за долго до того, как его окрестили шизофреником. У нас во дворе были игровые автоматы, в которых вся без исключения молодежь играла в первую часть «Mortal Kombat», «Принца Персии» и «Desert Strike». Там бывал и этот парень. Играл как все, смеялся как все, переживал как все и вообще он был как все. Понимаете? Как все вокруг. И вот, спустя несколько лет, он уже другой. Его боятся, над ним смеются, его изгоняют, от него отказываются. Он становится замкнутым, одиноким, диковатым. Чаще всего его можно встретиться только в сопровождении сильно постаревших родителей, намного реже гуляющего вокруг дома в полном одиночестве. С каждым годом у него тускнеет взгляд и в нем как будто угасает жизнь. Периодически он ведет себя совершенно обычно, потом на какое-то время он пропадает и когда появляется снова, то выглядит сильно уставшим. Его тело стало обвисшим, речь сумбурной, редкой, а сознание постоянно пребывает в медикаментозной нирване. Словно лампочка перед угасанием тускнеет, потом взрывается ярким светом и медленно угасает навсегда.
Я шел по улице в сторону дома и вспоминал о нем. Интересно, а что сейчас с ним? И почему мы люди вдруг решили, что он не такой, как мы? Какие-то далекие, забытые чувства досады и безысходности наполнили меня и сквозь стиснутые зубы вырвался рев.
Голова закружилась, и мысленная круговерть потащила меня в прошлое. Мне хотелось переписать несколько страниц истории. Также, когда ты впервые испугался гопников, наехавших на тебя и твоего друга во дворе. Ты испытал унижение, но, когда они ушли ты несколько раз прокручивал различные более благоприятные сценарии развития событий в голове, но увы. Твоя шапка и логотипом группы «Onyx», теперь шапка одного из тех парней, а ты либо изменишь свое отношение в будущем, либо продолжишь снабжать шапками всех гопников района. Я шел и вспоминал свое отношение к тому парню. Свои чувства. Мне было неприятно. Я ненавидел себя за жестокость по отношению к нему. Почему я ничего не сделал? А что я мог сделать? Ну просто здороваться и не смеяться со всеми над ним. А чего смеялся? Страшно было.
Мимо меня прошел опухший от водки бродяга и мы встретились глазами.
- Братан, подкинь на хостел?
- Что?
- На хостел, говорю, подкинь, сколько не жалко?
- А тебе жить негде?
- Так получилось, ну так что?
- А как так получилось?
- Бля, да пошел ты!
Уходя, он что-то ругательное крикнул мне в след и скрылся за поворотом. Я шел и думал о нем. Вот интересно, а может он тоже шизофреник? Предположим, что история с хостелом – это вранье и ему нужны деньги на алкоголь. Почему он пьет? Быть может он просто не может остановиться? А почему не может? Потому что он зависим и при этом отрицает этот факт? Вероятно. Но ведь он не родился таким? Явно не могло быть такого, чтобы в далеком детстве при написании сочинения на тему «Моя будущая профессия» он бы сказал: Меня зовут Алеша и когда вырасту я хочу стать алкоголиком. Может такое и было когда-то и где-то, но я такого не встречал. Явно же, что в его жизни что-то пошло не так. А вот что именно? И когда?  Непонятно. Возможно, он тоже ходил в «Игровые автоматы», смеялся как все, играл как все и был как все. Но однажды, спустя годы он стал другим. От него также, как от того парня стали отворачиваться люди, над ним стали смеяться, его стали избегать. И вот прошли годы, и он грязный, отекший с потухшим взглядом, совершенно одинокий бегает в поисках денег на очередную бутылку. Разве это не шизофрения? Возможно, это одна из форм. Я не знаю. Но у него точно есть шанс изменить свою жизнь. Просто он не знает как. Тогда почему не спросит? А у кого? А надо ли ему это? Я не знаю. А мог ли изменить свою жизнь тот парень? Быть может есть какой-то путь, с которого невозможно свернуть? Некая программа? Быть может, что возможно приостановить развитие болезни на какое-то время, но излечиться никак? Как будто ты становишься героем фильма «Пункт назначения». Смерть обмануть нельзя. Если суждено умереть от болезни, то выхода нет. Но как же тогда многочисленные примеры того, как люди поднимаются с самого дна, когда, казалось бы, нет уже ни шансов, ни надежд. Встают и делают невозможное. Преодолевают самые страшные недуги и меняют свою жизнь в корни. Что дает им силы? Любовь. Я думаю, что это именно она. Когда ты любишь и любим, ты можешь творить невозможное. Когда дети растут в любви, то у них все складывается в жизни. Мы все разные. Но мы все нуждаемся в этом чувстве, какими бы мы не были. Быть может действительно есть необратимые и страшные вещи в нашей жизни, но это не означает что к ним должны прибавляться еще и всеобщее порицание, отчуждение и высокомерный барьер, пропитанный страхом и отрицанием. Нет.
Весна – это та самая пора, когда жизнь подобно мифической птице возрождается вновь. Переписать историю невозможно, но сделать новую главу своей жизни другой в наших силах. Пусть на базе «вчера» родится новое «сегодня», чтобы «завтра» в каждом одиноком сердце возродиться маленькая искра любви.
Обнял каждого.


Рецензии