Маги и жрецы древнего Египта. Колыбель магии

Египет с самых древних времен считался землей, хранящей великие тайны. У древнеегипетских магов и жрецов учились восточные ученые и европейские чернокнижники. За ветхими папирусами охотились алхимики, желавшие подчинить себе природу, и оккультисты, стремившиеся установить связь со сверхъестественными силами. Магия, и правда, занимала центральное место в древнеегипетской религии. Но была эта магия не очень похожа на легенды о ней.
Слава родины магии закрепилась за Египтом еще в античные времена. Древние греки и римляне не верили, что такие грандиозные сооружения, как величественные пирамиды Гизы, могли построить обычные люди, без помощи Высших сил. Египтяне и сами искренне верили в могущество заклинаний и амулетов, которые использовались при любом важном деле. Они сочетали свое выдающееся инженерное искусство с таинственными ритуалами, которые одновременно пугали и притягивали к себе непосвященных.

Когда правитель Древнего Египта Хеопс принял решение о возведении самой большой пирамиды, он знал о необходимости владения определенными секретными знаниями, чтобы осилить такой грандиозный план. Человек, обладающий нужными тайными знаниями и способностями их применить, вскоре нашелся – это был жрец Джедай.

В Древнем Египте его считали великим магом. Говорили, что ему подвластно было управление всем живым, а еще он обладал способностью воскрешать мертвых. Хеопс осыпал царскими милостями жреца, умоляя его открыть технологию строительства пирамиды. Поскольку пирамида была построена, значит жрец дал согласие помочь в возведении уникального объекта.

В египетских папирусах и храмовых иероглифах указано, что в строительстве пирамиды Хеопса принимали участие только жрецы, поскольку они тщательно скрывали, известные только им, таинственные способы укладки огромных каменных глыб. Исследователи древностей выяснили как «работали» жрецы. Они с определенной тональностью читали заклинания и камни значительно теряли в весе. Потом их с расчетной точностью укладывали в нужное место.

Ученые считают, что Древний Египет и магия были нераздельны. Для древних людей она была неотъемлемой частью их жизни. Владение магической силой, воспринималась древними как великий дар, способный защитить и предотвратить нежелательное течение событий.

Сила души

Древнеегипетская магия была тесно и неразрывно связана с религией. Фактически невозможно разделить, где у египтян заканчивался религиозный обряд и начиналось магическое действо. Соответственно, и главными магами были именно жрецы, которые вообще обладали в Древнем Египте колоссальным влиянием и фактически правили страной совместно с фараонами.
Существовал и особый бог, отвечавший за магию. Его звали Хека. Этим же словом называлась и магия как таковая, Слово «хека» буквально означает «усиление деятельности Ка». Ка — так называли египтяне одну из ипостасей человеческой души. Соответственно, магию они считали не какой-то внешней силой, а исключительно тем, что идет изнутри самого человека. При помощи этой силы маг мог оказывать влияние на других людей, на окружающий мир, а затем и на самих богов! Некоторые исследователи подчеркивают, что, в отличие от других древних религий, где люди для достижения своих целей стремились как можно сильнее задобрить богов и угодить им, египтяне осмеливались своим богам приказывать и даже угрожать! Сильный маг был способен заставить богов сделать даже то, что им категорически не нравилось.

Еще один бог, связанный с магией, — спутник Ра по имени Сиа. Он считался хранителем священного папируса, на котором были записаны бесценные знания, накопленные людьми и богами. Его имя обозначало божественное всезнание. Если человек мог овладеть Сиа, то он получал возможность действовать как в мире богов, так и в мире мертвых. Стоит заметить: египтяне считали, что миры людей и богов не имеют между собой кардинальных различий и действуют по одним и тем же законам.
Чтобы пробудить силу Хека в себе, жрецы проводили специальные ритуалы, известные под общим названием «сешау». Кроме того, в ведении Хека находились магические рецепты «пехрет», которые главным образом использовались для лечения. Ведь одной из наиболее востребованных и популярных разновидностей древнеегипетской магии была именно медицина.

Самый здоровый народ

Еще Геродот писал, что египтяне — самые искусные медики и самый здоровый народ во всей ойкумене. Высокому развитию медицины способствовала культура мумификации умерших. Это требовало хороших знаний о внутреннем строении организма. Соответственно, развивались и знания о разнообразных болезнях. Но при этом египтяне не рассматривали человеческое тело лишь как сложный механизм. Они стремились воздействовать как можно глубже. Поэтому лечили, применяя одновременно лекарства и заклинания. Тем более что причиной всех болезней они считали демонов, призраков, злых богов или же воздействие других колдунов. Поэтому лечение местами напоминало христианский обряд экзорцизма и выглядело довольно странно.
Жрецы-врачи назывались «сену». Перед тем как приступить к лечению, они обязательно читали молитву, заручаясь поддержкой богов. Больной же, в свою очередь, после выздоровления обязательно должен был сделать щедрое приношение в храм, чтобы отблагодарить помогшего ему бога.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению, жрецами в Древнем Египте были не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной-врачом в истории была жрица Мерит Птах, которая жила в Мемфисе в III тысячелетии до нашей эры.
Египетские врачи умели лечить самые различные болезни и проводили операции разной степени сложности. У них существовала даже стоматология. Правда, она была довольно примитивной и сводилась к удалению зубов у одурманенного опиумом пациента. Тем не менее искусство жрецов-врачей одновременно приводило чужеземцев в восторг и пугало. А уж мрачные истории о подробностях бальзамирования и изготовления мумий и вовсе порождали слухи о том, что египтяне способны оживлять мертвых и чуть ли не создавать искусственных людей. Жрецы этим слухам не препятствовали, а охотно использовали для упрочения своей репутации всемогущих слуг грозных богов.
Разумеется, свои медицинские знания жрецы могли использовать и во вред тем, кому не посчастливилось оказаться их врагами. Искусство изготовления ядов процветало в Древнем Египте. И в нем, конечно же, тоже не обходилось без магии. В одном из дошедших до нас папирусов рассказываются такие рецепты:
«Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку — он ослепнет на оба глаза», «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет».

Сновидения и амулеты

Другим распространенным видом магии были всевозможные гадания и предсказания. Древние греки считали, что именно египтяне первыми освоили нечто подобное и все виды гадания происходят от них. Самым популярным
было гадание по сновидениям. Этому искусству обучали в храмах города Иуну (греки называли этот город, располагавшийся неподалеку от современного Каира, Гелиополем). Главный жрец Иуну даже официально носил титул Великого провидца.

До наших дней дошел древнеегипетский сонник, написанный за 2 тысячи лет до нашей эры. В нем описаны толкования около 200 снов и магические ритуалы, которые могут защитить от злых духов.
Также у египтян были чрезвычайно развиты разного рода проклятия. Они делились на две группы. К первой относились проклятия, которые жрецы и маги насылали по заказу какого-либо человека на его соперника. Разумеется, перед войной проклинали правителя вражеского государства и всех его военачальников. Причем человек, узнав, что его прокляли могущественные египетские колдуны, мог реально умереть или погибнуть. Вторую же огромную группу составляли проклятия, которыми густо покрывались стены гробниц. К мертвым египтяне относились с большим почтением. Но стоит заметить, что не все из этих проклятий были адресованы тем, кто потревожит мумию. Многие грозили страшными карами тем, кто похитит из гробницы дары и подношения, предназначенные для жрецов.
С загробным миром был связан и мрачный раздел магии, отвечавший за то, чтобы помочь душе умершего найти правильный путь и с честью выдержать все испытания перед богами. Только в этом случае его ожидали хороший приговор на суде Осириса и вечный покой. В помощь душе создавалась знаменитая магическая «Книга мертвых», изображения из которой наносились на древнеегипетские саркофаги. Этот раздел магии, конечно же, тоже изрядно пугал непосвященных.

Египетские маги умели совершать магические действия, помогающие эффективно управлять магической энергией. Основными действиями являлось: кружение, четко выверенные жесты, плевки, восклицания и завязывание узлов. В качестве магического материала использовались вода, чеснок, моча, кровь… При этом каждый вид магии требовал определенных ингредиентов.

Маги Древнего Египта широко использовали, для своих ритуальных действий, всевозможные амулеты. Во время передачи конкретного амулета человеку, произносились специальные заклинания. Читали их только специально подготовленные жрецы. Часто заклинания вырезались на самих амулетах, что, по мнению жрецов, усиливало их действие. Существовало сильное заклинание, названное «словами власти».

Амулеты защищали египтянина от демонов и диких зверей, сулили удачу в любви, делах и работе, хранили семью и гарантировали здоровье. Амулетами также щедро снабжались покойники. Когда умирал человек, папирус с нанесенными на него словами этого заклинания, клали в руки умершего. Считалось, что этим свитком возможно было подчинить богов воле умершего. 

Как правило, амулеты изготавливались в виде фигурок животных или священных жуков-скарабеев. Более сильными считались те амулеты, на которые были нанесены тексты заклинаний. Хотя и обыкновенная фигурка без надписей могла быть наделена магической силой.

Магия речи обладала сильнейшим влиянием на древних людей. Известно, что многие заклинания древних египтян записаны в знаменитой «Книге мертвых».

Особое значение для древнего магического мира имело имя человека. Зная настоящее имя, маги получали неограниченную власть над этим человеком. А вот все, что не имело названий или имен, для египтян просто не существовало.

Разобраться с заклинаниями, написанных на гробницах, папирусе и ритуальных предметах помогли многочисленные мифы и легенды Древнего Египта. Они намного облегчили работу исследователей по расшифровке заклинаний и помогли узнать природу их возникновения.

Из летописей стало ясно, что египетские маги могли работать с заклинаниями на нескольких уровнях. Основополагающим для работы магов было место осуществления магического ритуала, производимое действие и произнесенные слова. Для того, чтобы магическое действие состоялось, жрецы и маги произносили слова в определенной голосовой тональности и придерживались точности при произношении каждого звука. Правильный ритм и звук при наложении заклятия значительно усиливал силу его воздействия, а повторение позволяло накапливать магическую энергию.

Игра слов оказалась основным магическим инструментом: гомофония (однозвучие), бессмысленные слова значительно усиливали магическое воздействие. Если при произнесении заклинания производился плевок на изображение врага или его статуэтку, это усиливало разрушительное воздействие на проклинаемого. Немаловажным было место озвучивания заклинания: удачно выбранное, оно значительно усиливало магическое действие.

Для создания магических кукол использовали тесто, воск, животный жир, клей. Кукла эта делалась намеренно хрупкой, чтобы можно было легко ее разрушить. Чаще всего куклы использовали для наложения проклятий или при применении уничтожающей магии.

В религиозных обрядах использовались специальные магические заклинания. В сохранившихся летописях сказано, что древние жрецы владели магией, настолько умело, что могли изменить судьбу любого человека и повлиять на события. Маги могли легко произносить заклинания, исцелять больных и изгонять злых духов. Даже выполненные из простого материала магические куклы, как живые, выполняли, поставленную магом задачу.

Приворот с угрозами

Магия использовалась древними египтянами и в таких деликатных делах, как любовные отношения.
Для приворота использовалось огромное количество волшебных напитков, которые изготавливали маги, а также заклинания. Причем любовные заговоры иногда выглядели довольно странно. Вот, например, текст, написанный неизвестным магом во время правления XX династии (около 1100 года до нашей эры). Автор, не церемонясь, заявляет богам, что если они ему не помогут, то он разрушит их храмы:

«Привет тебе, Ра-Хоратхи, отче богов,
Привет вам, Семь Хатор,
Вам, украшенным алыми повязками!
Привет вам, боги,
Владыки небес и земли!
Пусть она, дочь его, будет следовать за мной,
Словно бык за кормом,
Словно служанка за детьми,
Словно пастух за стадом.
Если вы не принудите ее следовать за мной,
Я напущу огонь на Бусирис И спалю его»

Типы магии

Можно с уверенностью сказать, что египетские маги использовали два типа магии. Первый связан с погребальной и ритуальной магией (этот вид работал как для живых, так и мертвых), а второй – это проклятия, которые применялись с намерениями принести большой ущерб проклинаемому. Каждый практикующий маг сам решал каким видом магии ему заниматься. Но следует заметить, что даже положительное магическое воздействие может принести отрицательный, а иногда и трагический, результат. Поэтому древнеегипетские маги считали, что любая магия находится в «серой зоне», поскольку результат ее воздействия не предсказуем.

Египтяне знали о степени воздействия магии на человека, на его психическое состояние, и о том, что с помощью магии можно дать шанс человеку изменить себя.

Вечные сюжеты

Шло время, в Египте сменялись династии. Старые боги забывались, на смену им приходили новые. Но слава колыбели магии не меркла. Истории о невероятной силе египетских жрецов продолжали рассказываться во всех уголках Древнего мира. Некоторые из них становились частью новых мифологий и новых религий. Например, про жреца Заземанха, который якобы служил фараону Снофру в середине II тысячелетия до нашей эры, рассказывали, что он заставил воды озера расступиться, чтобы найти украшение, потерянное одной из служанок. В изложении этой истории явно есть общие черты со знаменитым библейским сюжетом о Моисее.

Историк Аммиан Марцеллин, живший в Римской империи в IV веке, так писал о тайных знаниях Египта: «Если же кто желает достичь разумения божественного и бодрым разумом постичь начало предчувствий, то он увидит, что познания этого рода распространились по всему миру из Египта. Здесь впервые люди задолго до других дошли до различных, так сказать, инкунабул религии и тщательно охраняют первые основы священнодействий, заключенные в тайных писаниях… Благодаря египетской мудрости Анаксагор смог предсказать каменный дождь и, потрогав ил из колодца, — предстоящее землетрясение. И Солон, воспользовавшись изречениями египетских жрецов, издал свои справедливые законы и оказал ими великую помощь римскому праву. Из этих источников черпал, не повидав Египта, Иисус в возвышенном полете своих речей, он — соперник Юпитера, герой достославной мудрости».

Мудрость Древнего Египта, в конце концов, унаследовала средневековая Европа. Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 года мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Кстати, он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, — это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру.

Изумрудная скрижаль

В Средние века Египет окончательно превратился для людей в пропитанную магией страну, населенную почти всемогущими чародеями. Имя Хека оказалось прочно забыто, и магические секреты теперь связывали с египетским богом мудрости Тотом. Затем и он отошел на задний план. Европейские алхимики считали величайшим мудрецом Древнего Египта Гермеса Трисмегиста. Богом его уже не называли, но в реальности не сомневались.
Гермесу Трисмегисту приписывали авторство самых таинственных трактатов по алхимии. Особое место среди них занимала знаменитая Изумрудная скрижаль. Историки до сих пор спорят, кем и когда на самом деле был создан этот текст. Предание же гласило, что Трисмегист высек его на изумрудной пластине, которая хранилась в одном из египетских храмов. Позднее ее нашел Александр Македонский.

Текст состоит из отрывочных фраз, которые излагают основные принципы алхимии. Адепты тайных наук были убеждены, что в такой удивительной форме был записан тот самый, настоящий рецепт получения философского камня. Они стремились постичь скрытый смысл текста Изумрудной скрижали и ставили бесконечные эксперименты. В погоне за древней магией алхимики изрядно продвинули вперед естественные науки.
Многие и сегодня верят в то, что далеко не все тайны жрецов-магов Древнего Египта раскрыты.


Рецензии