Санька

  Приближается 22 апреля. Этот день людям моего поколения прежде всего запомнился, как день рождения В.И. Ленина. " Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках на горке ледяной  ...." - всплывают в памяти строчки из стихотворения, которое знали все советские дети. В этот день родилось и много других людей. Родился и мой одноклассник Саша Зайченко. Его уже с нами на земле нет. В этом году ему исполнилось бы 66 лет. Каждый раз, когда я вспоминаю  реальных людей, с которыми была знакома, передо мной встает вопрос- имею ли я право рассказывать о них. Ведь человек совершает за свою жизнь столько поступков, не всегда хороших, часто осуждаемых другими людьми. Разные личности оценивают одного и того же человека по-разному, по тому, как этот человек проявил себя по отношению к ним. Все мы не ангелы, и писать только хорошее было бы не честно, не правдиво. Да и кому нужен этот елей? Я пишу о тех людях , которые оставили след в моей памяти, о которых я периодически вспоминаю. Да и то, что я пишу, скорее характеризует меня, как человека. Поэтому , оставлю свои угрызения совести на своей совести. Итак.

   Сашу Зайченко, моего одноклассника, я заметила классе в седьмом, когда он стал поглядывать на меня своими добрыми глазами и улыбаться, так грустно и мило. Он был симпатичным мальчиком небольшого роста, худенький, с серо-голубыми глазами, тёмными вьющимися волосами и рыжими веснушками на лице. Я тоже поглядывала на него и улыбалась в ответ. Потом он присоединился к нашей компании , стал с нами ходить на каток каждый выходной. Мы гуляли вчетвером : я, моя подруга Лена, Миша и Саша. Дружили год, а после лыжного похода, в котором Зайченко так выразительно смотрел на меня, что это стало меня раздражать, я влюбилась в другого Сашу.  Вообще-то, мне всегда нравился Миша, но он был парнем моей подруги, об этом все знали, и вопрос этот не обсуждался. На восьмое Марта Саша Зайченко подарил мне гуттаперчевую куклу-гимнастку, я приняла подарок, но сказала ему, что не буду больше с ним дружить.

- Почему- спросил он, продолжая улыбаться
-Потому, что ты влюбился в меня, а я тебя не люблю - жестоко, но честно и мягко, ответила я.
 
    Не знаю, переживал ли он этот мой отказ. У меня в это время была высокая температура, я после похода заболела. Но он не перестал относиться ко мне доброжелательно, просто стал мне незаметен, отошел в сторону. Потом я перешла в другую школу, переехала жить в другой район, родители получили квартиру. Его родители тоже получили квартиру в том же районе, что и мои. Но после восьмого класса он поступил в техникум в Рязани. Мы  перестали встречаться даже случайно .

   Однажды, я уже была первый год замужем за тем другим Сашей, после работы меня встретил муж, а с ним был Саша Зайченко с девушкой. Мы пошли к нам домой. А жили мы с мужем в то время на съемной квартире в Мурманске на улице Полярные Зори. Дома мы поужинали, выпили. Вспоминали школу. Девушка Саши, оказалось, знала меня, мы учились какое-то время в параллельных классах, но в тот день я её вспомнить не могла. И только позднее вспомнила, в школе она ходила с двумя косичками, а в этот день была в песцовой шапке, которую почему-то не сняла даже у нас дома. После этой встречи я снова долго Саньку не видела.

    В следующий раз мы встретились , когда я уже была в разводе, а он, напротив, недавно женился , и у него родилась первая дочка. Жили они все у его мамы, в квартире на Чумбарова-Лучинского. Мы зашли к ним втроем - его старший брат Анатолий с женой Лелей и я. Мы с Лелей когда-то год учились в одном классе, и встретились в автобусе. Оказалось, что живём в одном доме на Якорном переулке. Стали вместе встречать праздники, ходили в кино, на концерты, и во время одной из прогулок зашли к младшему брату Анатолия. Жена Саши внешне мне понравилась, симпатичная блондинка, значительно моложе нас. В то же время у них был ещё один наш одноклассник - Игорь Калинин, друг Сашки. Он мысленно сравнил нас с женой Саши и сказал, глядя на меня

- Какие мы стали старые - , а нам было всего по тридцать лет.

    Ещё один раз в универмаге "Волна" мы встретились случайно. Он выглядел таким франтом, в шляпе и черном плаще. Я была с моим вторым мужем, поэтому мы только обменялись любезными фразами - " как дела? нормально",- и разошлись.

   И опять мы потерялись, теперь уже на долгие годы. Как прошла жизнь у Саши , я не знаю. Почему он стал выпивать? Почему развелся с женой, когда у них было уже двое детей, две дочери? Он не рассказывал. Мы нашлись в "Одноклассниках". Обменялись телефонами и иногда созванивались, разговаривали по скайпу, перекидывались сообщениями. Он присылал мне красивые картинки, фильмы, которые составил о себе, и даже один - обо мне с моими фотографиями и музыкой на свой вкус. Музыку слушать он любил. Он жил на юге, на берегу Азовского моря с мамой.  Дочерей он разыскал благодаря интернету. Очень хотел разыскать друга Игоря Калинина. Но того в сети не было. Он рассказывал, что ухаживает за престарелой мамой, старается благоустроить её быт. Я по некоторым признакам догадывалась, что он временами "злоупотребляет" спиртным. Но на эту тему мы не говорили. Он поделился со мной, что есть у него подруга Тамара, они помогают друг другу, встречаются.  Вспомнил, что я тогда, в далеком детстве, сказала ему, что не люблю.  Мое мнение- Тамара действовала на него положительно. С ней его запои были реже. Он уходил к ней , жил там, но когда запивал, возвращался домой к маме.

   Через несколько лет нашего общения в сети появилась его невестка (жена старшего брата) Леля. Брат Толик к тому времени уже умер, а Леля приехала жить в тот же город на море, где и жили Саша с мамой. Он заметил, что она у меня в друзьях вКонтакте и позвонил мне. Он был очень разозлен, может быть , не вспомнил, что мы с ней были знакомы независимо от него. Но мне он поставил ультиматум: или я её исключаю из друзей, или он не будет со мной общаться. Я уверяла его, что о нем мы не беседуем, что я не могу так просто без причин отказать знакомым в общении. Но он со мной общаться перестал. У них с Лелей были свои проблемы, в которых они не могли найти компромисс. У меня в друзьях оказалась его подруга Тамара, она написала мне о том, что рассталась с Сашей, после того, как к нему приехала его однокурсница по техникуму.   Тамара была обижена на Сашу. Когда приехала его однокурсница, он перестал уделять ей внимание. Леля тоже подтвердила, что к Саше приезжала женщина  из Рязани. Ему хотелось романтики, чувствовалось, что он воспрянул и всё время проводил с девушкой из его молодости, которую вновь обрел в интернете. Свою подругу Тамару отстранил на время. Потом они сошлись снова, но ненадолго. Но на следующее лето однокурсница приехала снова, поселилась в пансионате, но свободное время проводила с Сашей. А когда она уехала, он постоянно ей звонил, стал пить всё больше и больше, редко выходил из дома, запустил хозяйство.
 
   Потом его увезли в больницу в белой горячке. Из больницы он так и не вышел. Леля писала, что однокурсница навестила его в больнице, но было уже поздно, восстановиться он так и не смог.  Дочери приехали его хоронить. А через год, примерно, умерла и его мама. В некрологе я написала:

"Его предавали, и он предавал.
 Страдал и любовь постоянно искал.
 Вином свои страсти поил и кормил.
 В душе был поэтом , и музыкой жил.
 Не вынесло тело вина и страстей.
 Душа захотела на волю скорей.
 Оставила тело и прочь улетела.
 Судить будет Бог. Помолитесь о ней".


Рецензии
Прошло два года, как Саши не стало.

Наталия Меркурьева   31.07.2019 23:32     Заявить о нарушении
Прошло три года.

Наталия Меркурьева   22.04.2020 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.