В поисках корней. Васильевы

Бегут года, вуалью покрывая
Подробности привычного житья,
Но верю, непременно я узнаю,
Что передать должна потомкам я.


Васильевы

Начнём, как водится, с Великого Устюга. Бабушка жила там до 1969 года, а я считаю своей малой родиной этот город, хотя и родилась в Москве.

Великий Устюг не случайно получил такой грандиозный эпитет – город купцов, землепроходцев, строителей, мастеров. Находится на крайнем северо-востоке земель «первичного заселения». Впервые упомянут в летописях под 1207 годом, но всегда считался ровесником Москвы – 1147 года рождения. Первоначально у слияния рек Сухоны и Юга был основан Гледен, форпост на рубежах тех земель, которые русские отобрали у чуди заволочской. Устюжане воевали с чудью, и город был разрушен, там остался только Троицкий монастырь, а люди поселились на нынешнем месте, на другом берегу Сухоны. Устюг охранял интересы Московского государства, поэтому много было битв с казанскими татарами, с вятчанами из Хлынова. Но победителями в конце концов оказывались наши.

Об истории окрестностей Устюга говорится в статье Е. Кукановой «Страницы столетий»: «В доледниковый период реки Кама, Вятка, Ветлуга, Молома текли в Северную Двину. Ледник преградил им путь, и они направили свои воды в Волгу. На месте таяния ледника создалась холмистая равнина, по которой потекли в Двину реки Юг и Луза. В первые столетия нашей эры по равнине этих рек проживали угро-финские племена. От них повелись названия рек: Кичменьга, Шарденьга, Пыжуг и другие. В XI-XIII веках равнину начали заселять выходцы из центра России, бежавшие от татарского нашествия».

XVI-XVII вв. были временем освоения Сибири, восточных земель. Очевидно, один из предков маминого отца ушёл туда, «встречь солнцу», и там нашёл себе невесту. Когда и как это было, неизвестно и непонятно. Известно только, что рождённый в 1857 году крестьянин деревни Юшково Андрей Михайлович Васильев женился на Анфии Михайловне Седельниковой. И скорее всего, именно в Сибири. По преданию, её отец был выходец из Устюга, а мать якутка или кто-то вроде.

В старину, в 1755 году, эти места назывались Варженской волостью. Варженская волость относилась к Южской трети Устюжского уезда. В 1859 году - погост Варженский Иоанно-Богословский в 1-м стане Устюжского уезда, при речке Варже. В 1881 году Юшково считалось Усть-Алексеевской волостью. Было волостное правление, в котором «правили» волостной старшина, заседатель и писарь. После революции образовали Усть-Алексеевский район, позднее вошедший в состав Великоустюгского. Я помню, как всегда говорилось, что мамин папа «из Усть-Алексеева».

Васильевы издавна жили на Варже: это можно прочитать уже в писцовых книгах 16 века. Седельниковы – тоже устюгская фамилия. Младшие дочери – Анна, Серафима и умершая младенцем Елена родились уже здесь, под Устюгом, крещены в Варженской Иоанно-Богословской церкви. Старшие дети – Ольга, Герман и Борис, рождённые в 1890-х, - где-то в другом месте.

В 1900-1915 годах Андрей Михайлович служил в уездной земской управе  Великого Устюга. Мама рассказывала, что он якобы занимался строительством домов в городе. В 1913 году Васильевы купили у крестьянки Шильниковской дом с усадьбой в 8 квартале (за парком, между Набережной и Советским пр.), тут и жили. У дома были ягодные кусты, в огороде сажали картошку и овощи, у Бориса Андреевича были охотничьи собаки и свой тарантас.

Старший брат моего деда, Герман, год служил писцом в уездной земской управе. Наверное, отец устроил. А потом молодой человек ушёл на войну.

Ольга Андреевна, по семейным преданиям, тоже участвовала в Первой мировой войне, в качестве сестры милосердия. Она служила медсестрой и в финскую войну, и в Великую Отечественную: лейтенант медслужбы 261-го эвакогоспиталя Ленинградского фронта, – теперь в этом здании располагается юрфак СПбГУ. Моя мама жила у тёти Оли, когда училась в пединституте в Ленинграде.

Борис Андреевич закончил школу молочного хозяйства, потом якобы воевал на фронте Первой мировой войны, хотя я не уверена. С будущей женой его познакомил младший приятель, её родственник – Паня Ржаницын. Борис Андреевич говорил, что суженую он вначале увидел во сне, а потом уже и познакомился.

В 1925 году умер отец, Андрей Михайлович.

Герман умер неженатым, сыновья Ольги Андреевны и Анны Андреевны погибли в Великую Отечественную войну.

Ольга Андреевна и Борис Иосифович Аниско летом 1941 г. гостили в Устюге, но после 22 июня сразу же отправились домой, в Ленинград. Бориса призвали на фронт 6 ноября 1941 г., уже из блокады. Он пропал без вести под Ленинградом. По номеру дивизии (86 сд) можно предположить, что воевал Борис Иосифович на Невском пятачке. У нас сохранилось письмо тёти Оли от апреля 1942 г., где она пишет, что от Бори уже четвёртый месяц нет известий. На сайте Министерства обороны нашлась  отсканированная копия запроса от матери о пропавшем без вести.

Сын Анны Андреевны Владимир Ильич Игумнов ушёл на фронт из Устюга, воевал в пехоте (18 стрелковая дивизия Волховского фронта), погиб после прорыва блокады Ленинграда 30 января 1943 г. и был похоронен в 150 м к северо-западу от Синявинских высот. После войны останки воинов перезахоронили в братскую могилу в парке Синявина.

В своём дневнике 1945 г. моя мама писала:

«То мне представляется, что война кончилась. (Это прекрасный весенний вечер). Все веселятся, радуются. Потом отцы, братья домой приходят у всех. И я мечтаю, что и наши родные живы-здоровы, и тоже возвращаются домой, приходит Володька, здоровенный моряк (ой, как обидно, что тётя Аня его плохо ждёт, и почти не верит, что жив он, т.к. нет письма ведь 3 года!) А я верю! Скорее Бориска погиб, милый, смелый ленинградец, а Вовка жив!

Я даже стихи придумала, сейчас пока вот лежу в темноте на печи и думаю опять, вместо уроков. Ну да ладно, напишу их:

Дорогой братишка,
Шлю привет тебе я
И разбить фашистов
Желаю поскорее.

Где то ты сейчас?
Вдалеке от нас.
Может, тоже вспомнил
Дом свой в этот час…

Я лежу на печке –
Физику учу.
И вот эти строчки
Я тебе строчу.

Мне тепло, уютно.
Лампа светит, мышь скребёт.
Где-то ты, наш воин?
Нет письма четвёртый год…

Может сейчас ты, Володя, в бою.
Крепко их бьёшь за Отчизну свою.
Может на суше, а может на море,
Немцев ты бьёшь на Балтийском просторе.
Только скорей возвращайся с победой,
Так как на следующий год я уеду.

Знаю, смеяться б ты стал над стихами,
Скажешь: «Ещё объявился поэт»,
Сам прочитал, показал папе, маме,
Если был дома, но ведь тебя нет!

Впрочем, тогда я бы их не писала,
Тебе, во всяком случае,
Их не посвящала!

Ты меня, Вовка, совсем не узнаешь.
Знаю, меня не такой представляешь!
Ты ушел, ведь в 6-м я училась,
Выросла – ясно, совсем изменилась.

И ещё, которое называется «Мечта» (или «В 6 ч. вечера после войны»).

Ясный вечер, луна.
Я сижу у окна
(Верно, кончена будет
тогда уж война.)
Тихий стук у ворот.
Ой, моряк к нам идёт!
Боже, это ведь он!
Я, конечно, узнала,
Стою и молчу,
И боюсь, что от радости
Громко вскричу!
Смотрит пристально:
«Это сестрёнка?
Это та озорная девчонка?!»
Юную девушку видит моряк.
«Это же Ритка! Ой выросла как!»
Сколько веселья было у нас
В этот вечер весенний, в тот радостный час!
Так я и знала, домой ты вернёшься,
И за баян свой любимый возьмёшься.
Снова польётся песня твоя,
Снова мы вместе, мы снова друзья!
Это так будет.
Я верю, Володя,
Хоть уж письма
Ждём мы ровно
Три года!

Ой, я всё бы отдала, чтоб это было!

И зачем мы с ним так часто ссорились? Можно бы жить гораздо дружнее.
И эта весна скоро, это – эта весна, потому что тот прекрасный день уже прошёл, когда наши совсем освободили советские просторы. И врага бьют на его земле».

Продолжаем линию Васильевых только мы с Лёней. Больше никого не осталось.


Пояснения к фотографии.

Великий Устюг, на Советском проспекте, 1928 год.

Семья Васильевых.

На фото изображены:
1. Васильева Александра Алексеевна, мама Риты, жена хозяина.

2. Дочка Рита 1,5 года, с куклой Галей из резины.

3. Васильев Борис Андреевич, Ритин папа, хозяин дома.
Окончил школу молочного хозяйства, возможно и сельхозинститут, работал в совхозе, в земотделе агрономом. Рано умер, в 41 год, как говорили, "от невроза".

4. Бабушка Риты Васильева Анфия Михайловна, урожд. Седельникова. Около Земляного моста есть дом Седельникова, может, к этим Седельниковым она имеет отношение, а может, и нет.

5. Средняя дочь Анфии Михайловны Анна Андреевна. По словам моей мамы, довольно расчётливая. Гимназию окончила, специальности внятной не имела. Работала в аптеке, сидела за кассой. А, кстати, бабушка моя работала в аптекоуправлении, так что могла где-то в общей компании встретиться с братом этой девушки.

6. Старшая дочь Анфии Михайловны Ольга Андреевна. Добрая, душевная. Прошла три войны. Первую мировую – в Румынии, затем финскую и Великую Отечественную. Работала в госпитале в Ленинграде всю войну, всю блокаду. Риту опекала, покупала ей платья всякие. Хоть не роскошные, но качественные.

7. Стоит слева муж сестры Ольги Аниско Иосиф Иванович. Он был одно время под арестом.

8. Справа стоит муж сестры Анны Игумнов Илья Иванович. В тюрьме отсидел в 1937-39 гг., так как хотел революцию в Устюге устроить, шибко идейный был. В войну служил политруком в Реутове-Балашихе, командовал зенитной батареей, не пускал фашистские бомбардировщики к столице.

9. Внизу сидит в белом слева Антонина Иосифовна – дочь Аниско от первого брака.

10. В полупрофиль сидит справа младшая дочь Анфии Михайловны Серафима Андреевна.

11. Лежат с правой стороны – Игумнов Владимир Ильич, сын Анны, 8 лет.

12. Аниско Борис Иосифович, 5 лет (сын Ольги).

Слева внизу просматривается чёрный сеттер Аляй у ног жены хозяина.

Борис Андреевич ходил на охоту, между прочим, вместе с главврачом Великоустюгской больницы, Николаем Александровичем Алентовым, дедушкой известной актрисы Веры Алентовой (она по матери Алентова, по отцу Быкова, родилась в Котласе, где родители играли в театре).

Сзади – тарантас, на котором Риту привезли из роддома, на своих лошадях.

Дом – соседки Анны Алексеевны, Рита звала её Лисеня.
 
Справа – берёзки, которые посадил Ритин папа после рождения дочери.

Хмель – справа от головы стоящего в галстуке.

За хмелем рябинки, куда Рита любила забираться, на фото не видно. В огороде клубника, крыжовник, смородина, молоденькие ещё.


Рецензии
Наталья, хорошо, что вы занимаетесь историей вашей семьи. Не всем это удаётся.

Татьяна Азарова Плесовских   06.04.2019 21:38     Заявить о нарушении
Спасибо.
Ну, по идее, было бы желание. )))

Наталья Ромодина   21.04.2019 20:53   Заявить о нарушении
Желание то у меня есть, но сегодня узнать что-то о своей семье я уже не могу. Спросить не у кого. Поэтому, Наталья, я рада за вас, что вы в неустанном поиске.

Татьяна Азарова Плесовских   21.04.2019 20:58   Заявить о нарушении
На самом деле, оказывается, в архивах есть много такого, что можно узнать.
Правда, немного соглашусь, Татьяна: вот точно, не у кого спросить, где же родились дед Борис Андреевич и его брат и сестра, Герман и Ольга Андреевна. Не спрашивали, потому что были уверены: они родились там же, в Юшкове. Ан нет! Остаётся надежда на две соседние церкви, но... Их отца, Андрея Михайловича, в период рождения старших детей, в 1890-х, не было в Устюге. А где они были? Откуда вернулись в Устюг?

Наталья Ромодина   08.05.2019 12:37   Заявить о нарушении