АПЛ дает SOS

             Утопла очередная подводная лодка. Наша, родная, российская. И не какая-нибудь - атомный ракетный крейсер "Курск". Только что сообщили. Что там произошло, пока неясно. Но сердце эта весть больно кольнула. Трагедия произошла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Конечно, будет расследование. Установят причины аварии. Но кому от этого легче?

             Воображение рисует страшную картину. Больше сотни человек в железной коробке судорожно глотают остатки воздуха, стучат в борта СОС. И не сомневайтесь: "ужас режет души напополам". В наглухо задраенных отсеках, без света, на своих боевых постах и во вполне мирное время.

              По телевизору, в качестве утешения, показывают героические будни спасателей. Мол, ребята подготовлены лучше некуда, все операции по спасению у них отработаны до автоматизма. Что ж, комментаторы не врут. Когда меня учили на водолаза в Училище подводного плавания, что находится в Петербурге неподалеку от Варшавского вокзала, убедился - так оно и есть. Учили здорово. Как сейчас помню, наш преподаватель, капитан второго ранга, все действия засекал по секундомеру. Не уложился в отведенное время - зачета не будет. Без зачета не допустят к экзаменам. Не забыть мерзкий вкус мутной, грязной, рыжей от ржавчины воды в бассейне, торпедных аппаратах и в башне. Попить этой водицы довелось немало - учение требовало жертв. Так это еще семечки. Мы были люди вольные, подводники от науки, проходившие в этом училище только практические занятия. Курсантов дрессировали куда хлеще.

                После окончания водолазной школы я еще многие годы общался с подводниками, в том числе, с военными. Делились мы с ними опытом. Хоть и давно это было, больше тридцати лет назад, даже в приватных разговорах за бутылкой они костерили службу, на чем свет стоит. С тех пор положение видно мало изменилось. Флот всегда был консервативен, особенно, военный. Поведаю лишь один штрих из биографии моего знакомого, с которым довелось вместе поработать. Кончал он ту же, что и я, водолазную школу. Если он что-то и соврал, то вероятно самую малость. Что моряки, что рыбаки, всегда склонны к преувеличениям.

              Время - шестидесятые, когда в армии после хрущевских сокращений образовался дефицит офицерского состава. Военкоматы начали грести под метелку выпускников ВУЗов, получивших звание лейтенанта. Забрали и моего знакомого. Отслужи, говорят, во славу Родине два года. Военная специальность у него - инженер-синоптик. Парнишка взбрыкнул. Я. говорит, еще и океанолог. Морская душа. Если и служить, то только на флоте, на гидрографических судах. Военкому наплевать - людей везде не хватает. Какие суда - тоже наплевать.

             Засунули на Северный флот и в аккурат на базу подводников, туда, где гидрографией и не пахло. Болтался он на этой базе месяц без всякого дела, пока не напоролся на высокое начальство. Обозрев его расхристанный вид, вроде как с помойки, и небритую физиономию, выяснив кто такой, сразу взяли быка за рога. Ласково гак спросили, хочешь, мол, три месяца еще погулять в Питере - отправим на курсы. Ласковость моего знакомого не насторожила. Отчего бы и нет, при офицерском жаловании (чай, не на стипендию), можно поучиться.

             Так он очутился в некоем заведении, где его усадили за парту и начали учить на штурмана подводного плавания. Чего там учить - доучивать! Ибо океанолог - практически готовый штурман. Двери заведения запечатали наглухо - никаких увольнений, никаких гулянок. Смекнув с другими такими же бедолагами, что через три месяца их, как пить дать, засунут в подводную лодку, а отнюдь не на надводный корабль, о котором все мечтали, курсанты начали "косить" как только могли. Но все напрасно. Дело в заведении было поставлено крепко. Никакие выкрутасы не помогли. Всех распихали по лодкам. И очутился мой знакомый на атомном подводном крейсере, как куренок в кастрюле. Люк задраили - плыви, родимый. Так два года, с хвостиком, не зачтенного времени обучения и отплавал.
 
             Вот и подошли к учениям. Как им не быть? На одном из них полагалось по сценарию затопить отсек и эвакуировать людей на поверхность. Ну, точь-в-точь, как на "Комсомольце" или "Курске". В том же Баренцевом море.

   - Знаешь, Георгич, как это происходило? Как в цирке. Обрядились мы в водолазные костюмы. Проверил я у матросиков все, что положено, еще раз проинструктировал их. Обращаюсь к командиру по телефону, мол, в полной готовности, дайте добро на затопление отсека... А он мне так спокойненько и говорит: заткнись такой-сякой до конца учений. Никакого затопления. Ишь, какой шустрый! Для тебя может и ничего, обойдется. Но вот ежели матросик утопнет, спросят с меня. И погоны снимут. Я ему: товарищ капитан первого ранга! У матросов нет, конечно, такой подготовки, как у меня, но я готов и один... Он меня перебивает: так-растак и трам-тарарам, приказ заткнуться слышал? Еще раз вякнешь - на губе сгною. Слушай мою команду: отсиживаемся на глубине положенное время, а потом ты мне, а я дальше докладываем, что учения прошли нормально. Повтори приказ! Повторил. Слушай следующий: снять водолазное снаряжение. Игрушки кончились. Вот так. Пришли на базу, а там мне два дежурства подряд на лодке, чтоб не трепался на берегу. Уши-то у штабистов длинные.
Скорее всего правда в том, что никакие отсеки на учениях не затапливали. Тем более на АПЛ. И все это обычная морская травля.

             Не берусь судить ни командира лодки, ни шустрого лейтенанта, который по неопытности вообразил, что надо делать все так, как положено. Мало ли, что положено! Мне вот, штатскому, тоже, наверное, положено было бы промолчать в тряпочку. Но как водолаз-профессионал, я доподлинно знаю, если этот автоматизм, наработанный в учениях, не поддерживать постоянными тренировками, он очень быстро теряется. И специалисты самого высокого класса во нештатных ситуациях (не то, что матросики) превращаются в баранов, ударяются в панику. А под водой это самое страшное. Навидался. Могло такое случиться на "Курске"? Очень даже могло. Коли в стране нет порядка, откуда он возьмется на флоте? Эвон, сколько катастроф: то утоп, то разбился, то сгорел, то взорвался. Случайность? Как свидетельствует математическая статистика, часто повторяющаяся случайность есть не что иное, как закономерность.
 


Рецензии
Думается мне,Юрий, что этот случай весьма показательный для тех времен, когда работал один портовый кран, едва живой, грузящий на суда боевые грузы. А бардак - он всегда выгоден, виновных найти почти невозможно, а когда все участники гибнут - вот тут-то и можно вешать лапшу на уши таким как мы, и звезды на погоны таким, как они....

ДЛя того, чтобы понять, как наша действительность "задевает" руководство страны, достаточно посмотреть это:

http://www.youtube.com/watch?v=UUTGbJAevok

С уважением
В.З.

Валерий Захаров 39   21.06.2019 17:57     Заявить о нарушении
Валерий! 90ые - это просто кошмар. Ко мне в квартиру стучались солдаты и просили не денег! Просили хлеба! А что творилось в Заполярье? Надо отдать должное Путину - он тогда поехал на Кольский. И хотя вдовам и сиротам от этого не легче - но хоть какая-то реакция.
Обсуждать эту тему я не хочу. Полагаю позор надо переживать моча.
С искренним уважением

Юрий Юровский   21.06.2019 19:43   Заявить о нарушении
Из глубокого уважения к Вам, Юрий,все принимается без обсуждений.

С дружеским приветом и наилучшими пожеланиями
В. З.

Валерий Захаров 39   21.06.2019 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.