Тонкая грань помогающей мотивации

На одном из мастер-классов прозвучала такая фраза: «Помогающая мотивация». Для психологов это очень тонкая грань, которая предполагает и этичное поведение психолога, который не будет «раскручивать»  клиента на деньги  и соблюдение принципа – не делай за клиента то, что он может сделать сам, и отчасти работа с сопротивлением, которое непременно возникает в связи с возможностью любых перемен – и все эти тонкости должен почувствовать психолог, чтобы принять решение: уже пора оказывать психологическую помощь или клиент сам сможет справиться.
 
Правильный выбор в этой ситуации осложняется еще и тем, что очень часто психологическая помощь – платная.  И клиент может испытывать  сложности в принятии решения к обращению к психологу по финансовым причинам, а психолог это может расценивать, как сопротивление изменениям, дескать, клиент не готов к изменениям – вот тут и проходит та тонкая грань в принятии решения.
Почему эта тема меня так заинтересовала? Я слышала еще и другую фразу: «Нужна помощь, так протяни руку». А если в этот момент клиенту нужна помогающая мотивация? Если именно в этом нужна помощь? И клиент будет благодарен в том, что ему смогли ВОВРЕМЯ помочь, а не ждали, пока он дойдет до самой критической точки.
 
Почувствовать эту тонкую грань необходимости психологической помощи, тактично предложив ее, а иногда даже и посвятив достаточное время для убеждения в ее необходимости, так как сам клиент не видит своих проблем, ему кажется, что все хорошо. А психолог видит, но ждет, когда сам человек протянет руку…  Согласитесь, что ситуация явно не совсем адекватная.

А как обстоят дела у педагогов с помогающей мотивацией?
Размышляя над формированием мотивации, я решила выявить все возможные приемы, которые будут способствовать ее развитию.

Вот они:
1) Четкое формулирование целей обучения и осознание их учеником;
2) Наглядность, показывающая продвижение к этой цели (оформлениерезультатов);
3) Четкий показ способов  реализации  поставленных целей и осознание их;
4) Материальное поощрение (приз) ???   
5) Азарт соревнования (кто громче, дальше, быстрее, красивее и т д.).
6) Создание полезного продукта (например, составление книжки для более младшего возраста, цель — формирование письменной речи);
7) Тайна — загадка, фокус, секрет;
8) Помощь кому-то (например, сказочному герою или другим детям):
9) Познание себя, своих способностей (или азарт соревнования с самим собой);
10) Собственно познавательный интерес.

Почему я поставила материальное поощрение (приз) со знаком вопроса? Мне кажется, что в этом приеме таится опасность. И вот почему. Этот прием является наиболее действенным и, если им злоупотреблять, то дети очень быстро привыкнут за каждое выполненное задание что-то получать. Отучить от этого будет гораздо сложнее. В этом случае может очень быстро произойти подмена целей: я выполняю задание не потому, что я хочу научиться читать, писать, считать, стать умным, знающим и т. д., а потому, что мне за это дадут приз. Ведь, если присмотреться к детям на уроке в тот момент, когда они получают заработанные призы (в виде веселых рожиц, зайчиков, бабочек и т. д.), то можно увидеть, что они радуются именно призу, а не тому, что правильно выполнили задание. Это, конечно, не значит, что от призов надо отказаться совсем. Важно помнить о том, что одной из главных задач является формирование познавательного интереса.

Вот что пишет по этому поводу Н. Г. Морозова: «Не раз пытались изгнать познавательный интерес из класса, как несерьезное, развлекательное начало в учебном труде. В  борьбу с ним вступали Долг, Обязанность, Прилежание и Старание. Однако на его защиту пришли Внимание, Радость познания, Творчество, Искание новых путей. Они победили, потому что подлинный Познавательный Интерес не враждует ни с долгом и Обязанностью, ни с Прилежанием и старанием, а, напротив, помогает им».

Еще хотелось бы сделать пояснение к 9 пункту. Азарт соревнования с самим собой. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Там не говорят: «Посмотри на Петю, как он хорошо себя ведет» или «Как он хорошо решает задачи». Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня». «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья. Я думаю, что многие учителя взяли этот принцип себе на вооружение.

Но здесь возникает одно противоречие, которое тоже надо умело разрешить. Ведь азарт соревнования (кто внимательнее, кто быстрее, кто лучше и т. д.) конечно же, можно и нужно использовать, потому  что это тоже очень эффективное средство. В этом случае, сравнение идет с другими. В применении этих приемов важным будет правильная расстановка акцентов. Главным является умение и желание ученика постоянно улучшать свой собственный результат, а в соревновании с другими есть возможность определить свой уровень и свои перспективы. Соревнование с другими нужно проводить нечасто, а сравнение с самим собой может происходить каждый день.

Вообще, в психолого-педагогической литературе довольно часто встречаются противоречивые высказывания. Например:

• Для развития познавательного интереса важна частая оценка знаний (Н. Г. Морозова);
• Проверка знаний — это психологический стресс, он вызывает отрицательные эмоции и плохо сказывается на развитии интереса к учебе (С. М. Бондаренко).
Какому из этих высказываний верить? Пока это информация для размышления.

• Во всех неудачах нужно винить не обстоятельства, а только себя;
• Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, то он как бы в самом деле несет предпосылки своих дальнейших неудач.
Эти высказывания интересны тем, что они, на первый взгляд, кажутся противоречивыми, а на самом деле они оба верны.

• Шаталов В. Ф. Дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, они должны как можно реже испытывать свою беспомощность.
• Занков Л. В. Должен быть высокий уровень трудности преподнесения материала.
Шаталов В. Ф. предлагает создавать ситуацию успеха, а Занков Л. В. предлагает развивать умение преодолевать трудности. Вывод: опытный учитель должен уметь делать и то, и другое и на каждом уроке!

Каков конкретный практический выход для психологов? - Заключение такого договора с клиентом, в котором будут предусмотрены бесплатные мотивационные (или выясняющие проблемы) встречи. И, кроме того, каждому психологу нужно помнить, что своим ученикам Фрейд рекомендовал хотя бы с одним пациентом работать бесплатно, с тем, чтобы не коммерциализировать психоанализ и не ставить его на службу своему обогащению.


Рецензии