Райский остров Дон Дет

20 любопытных и удивительных особенностей Лаоса сквозь призму цен

Продолжение. Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2019/03/27/922

Почти все люди обожают что-нибудь коллекционировать: помню, друг юности много лет собирал модели самолётиков, которые он собственноручно клеил и старательно расставлял по квартире. Моя мама до сих пор хранит пластинки, письма, фотографии и дневники... Двоюродная сестра, как Кощей над златом, трясётся над своей коллекцией камней, подруга копит крошечных слоников, а одна знакомая – кофейные чашки из Старбакса.

Мы с мужем тоже страстные собиратели, хотя для нашей коллекции не нужны коробки и шкафы. Но чтобы добавить раритетный экземпляр, мы готовы недоедать и недосыпать, мириться со всяческими неудобствами и даже рисковать жизнью. Мы копим страны. Сейчас решили за две недели продраться сквозь джунгли Юго-Восточной Азии и положить в свою копилку, во что бы то ни стало, семь новеньких блестящих стран. Так поверхностно? Может быть, но всё познаётся в сравнении.

1. ВЕЗИТЕ ДОЛЛАРЫ. Ура! 93-я страна приняла меня в свои объятия! Первым делом намереваемся поменять деньги в Лаосе, но на границе в ходу исключительно доллары, в приграничном городе Аттапы меняют вьетнамские и таиландские деньги и опять же американскую валюту. В каждой стране свои нюансы, где-то любят евро, где-то доллары, хорошо хоть автоматы АТМ теперь почти всюду и можно без труда снять местные деньги с карточки. Лаосский кип – шестая по дешевизне валюта мира, так что мы снова богатеи.

2. В ЛАОСЕ НИКТО НЕ ЖИВЁТ. Всё окружающее словно дежавю напоминает приграничные районы России и Северной Кореи: в Корее обработан каждый овраг, а в России пустота – ни людей, ни полей. И здесь так же: во Вьетнаме было столько народу, а в Лаосе никого! Возможно это из-за того, что у Лаоса нет выхода к морю? После прочла в Википедии: население Вьетнама составляет 93 млн. чел., в Лаосе в 15 раз меньше – всего 7 млн., а ведь по территории эти страны почти одинаковы.

3. ПЛОХИЕ ДОРОГИ. В приграничной части страны между Вьетнамом и Лаосом дороги стали хуже – во многих местах они испорчены и засыпаны камнепадом, по сторонам трассы сплошная пампа и реденькие одинокие лачуги. Куда мы попали? Заехали в такую глухомань! И что нас ждёт дальше? Чувствую, что придётся всю оставшуюся дорогу вспоминать, как было хорошо во Вьетнаме… Как ели рис с салатом и суп со всякими вкусняшками…

4. ЛАОССКИЙ АЛФАВИТ. Хорошо, что на таможне все вывески переведены на английский, а то бы мы никогда не поняли эти лаосские каракули. Если по-вьетнамски я вовсю читала, там буквы на 90% обычная латиница, вероятно, просто заимствованные, то лаосское письмо определённо похоже на грузинское. И наверняка такое же древнее.

5. ГОРОД ШИКАРНЫХ ДЖИПОВ. Мы прибыли в небольшой город с пятитысячным населением и не знаем, что нам делать. Городского транспорта в Аттапы нет, такси тоже, мимо проезжают исключительно шикарные внедорожники и мотоциклы – третьего не дано. Читала, что где-то неподалёку добывают то ли золото, то ли драгоценные камни и кто-то видно сумел разбогатеть. Но это единицы.

Как добраться до автостанции? Карта показывает, что идти нужно четыре километра, но мы боимся потерять время, ещё чуть-чуть и начнёт темнеть. На улице ни души. Муж пошел искать машину, а я осталась с рюкзаками. На перекрёстке уговорил владелицу джипа довезти нас до автобусной станции, она ещё помогла нам купить билеты. Благодарность в 50 000 кипов (380 руб.) охотно приняла. Сдачу в магазине зажали.Туалеты – дыра в полу, но платные – 2 000 кипов. Ооооо, быстрее надо бежать отсюда. Пока я в шоке! Как было хорошо во Вьетнаме…

6. СПАЛЬНЫЙ АВТОБУС С ДВУХМЕСТНЫМИ ПОЛКАМИ. Я думала, что Азия нас больше ничем не удивит, но ничего подобного – снова удивляемся: в автобусе двуспальные полки, типа, боковушки в плацкарте, но на двоих пассажиров! Интересно, а с кем бы меня положили, если бы я путешествовала одна? Ведь это не двуспальная кровать, тут совсем немного места.

Никакого особого почтения нам не выказывают, хотя иностранцев кроме нас нет, стоим в общей очереди на посадку. Улеглись с мужем на полку валетом, иначе не помещаемся. Укрылись пледами и уснули – “Секс-тур” продолжается!

7. ПОДДЕРЖИМ МОТО-ТАКСИСТОВ. Через шесть часов доезжаем до Паксе – административного центра провинции Тямпасак – это главный транспортный узел Южного Лаоса. Наконец-то мы в цивилизации! Почему 200 км надо ехать так долго? – этого вам никто не скажет, и я тоже, тем более санитарных остановок не было – автобус с туалетом. Будем считать, что это лаосские скорости такие: народ неспешный, говорят, ленивый.

Автобус высаживает пассажиров на краю города, а сам едет дальше. Ну как тут не вспомнить Вьетнам, там отвезли бы сразу в гостиницу. Зато мото-таксист встречает нас радушно: как же, живые деньги! Хочет везти два км за те же 50 000 кипов, я сторговалась за 40 000, но и 300 рублей это очень много для его тарантайки, которая по дороге ещё и глохнет. Ладно, поддержим лаосских мото-таксистов.

8. ДВОРЕЦ-ОТЕЛЬ. Номер в самом дорогом отеле города стоит 4400 руб., однако мест нет. Куда деваться? Заглянули в соседний гастхаус – там цена 950 руб., но в номерах то унитаз не работает, то душ, то кондиционер. Такой сервис после целого дня дороги совершенно не привлекает. Выходим на улицу – почти 11 вечера, среди кромешной темноты нас притягивает огнями великолепное здание огромного Палас-отеля. Была не была, идём, сколько бы ни стоил номер – не дороже денег! И всего 1830 руб. с завтраком! Супер!!! Внутри прямо царские покои! Вот повезло, так повезло! А утром минивэн за 500 руб. отвезёт нас на Дон Дет, откуда рукой подать до знаменитых водопадов Кхон. Администратор уже сделал заказ!

9. ОСОБЕННОСТИ ЛАОССКОЙ КУХНИ. Загрузившись в отель, решили отпраздновать свою удачу в соседнем ресторане. Заказали только аутентичную еду: суп, курицу с фасолью, местное пиво. Первый раз за день нормально поели! Овощной суп похож на тот, что я пробовала в Шанхае: полная тарелка зелени и разных кореньев, курица прокрученная через мясорубку – тоже понравилась, хотя это было довольно неожиданно.

10. ЛАОССКИЙ СЕРВИС. Поутру в минивэн, рассчитанный на 6 человек, набилось 13. Что вы хотите? Это же Лаос. Сказали, что наш автобус сломался и дали запасной. Мы, видя, что мест на всех не хватит, забрались первыми, а остальным пришлось устраиваться абы как. Хорошо, что путешествует одна молодёжь, при том европейцы – немцы, швейцарцы, поэтому никто особо не возмущается – расселись по трое-четверо, а двое парней даже в проходе на полу устроились – едем.
“Мы уже в Лаосе” https://www.youtube.com/watch?v=NH9kQOnDV8w

11. КИП И АТ. Полтора часа и мы на берегу Меконга. Лаосцев от вьетнамцев чисто внешне не отличаю, они для меня как татары и башкиры, но по повадкам вижу – лаосцы нас постоянно пытаются обмануть. И деньги их грязные, притом в буквальном смысле слова: сжульканные бумажки, порванные, от которых хочется поскорее избавиться или хотя бы выстирать. Теоретически один кип состоит из ста атов, но эти мелкие деньги, как у нас копейки, давно съела инфляция. 

12. РАЙСКОЕ МЕСТО. В стоимость билета входит не только доставка туристов на автобусе до Накасонга, но и переправа на острова. Таким образом, мы довольно быстро оказываемся на Дон Дете. Жаль, что информацию об острове муж нашел уже по дороге в Лаос и мы не заложили в план длительную остановку, собираясь посмотреть лишь водопады. Я хочу здесь задержаться хотя бы на пару дней! Тепло, пляж, копеечные цены… Недаром европейцы облюбовали это место: кто-то приезжает просто отдохнуть, а некоторые вовсе переселились, женились на местных девушках и живут. “Прибыли на остров Дон Дет” https://www.youtube.com/watch?v=jAjPtswoNtA

13. ТРИ В ОДНОМ: ОТЕЛЬ, РЕСТОРАН И ТУРБЮРО. Супруг даже не сразу сообразил, что за фасадом ресторана и турбюро кроется наш отель – очаровательное уютное гнёздышко, где нам сначала предложили лимонный чай со льдом, а к вечеру уже постирали-высушили вещи (420 руб.) и вкусно накормили. Чудесный домик, прямо на берегу Меконга, с беседкой, мангалом и включенным завтраком за 2640 руб.

14. ДОМА НА СВАЯХ. Путешествуя на велосипедах (велик стоит 70 руб. в день) по островам Дон Дет и Дон Кхон, которые соединены мостом, мы заметили, что дома на юге Лаоса построены необычно – они стоят как бы на “ножках”, это свайные дома. Фактически первый этаж представляет собой продуваемое пространство и место отдыха, где можно укрыться в тени и лежать весь день в гамаке, что и делают, зачастую, местные жители. Удивительно, но здесь не заводят вокруг дома садики и огородики, не окультуривают территорию, а живут так же традиционно, как жили много веков назад. И дети лаосские не сидят с телефонами, а играют в обычные детские игры, бегают-резвятся – время в этом месте как будто бы остановилось.

15. БЕЗОПАСНОСТЬ 100%. На речных островах проживает так мало народа, что о преступности даже не стоит говорить. Велики запирать от воров не надо, они хоть и пронумерованы, но это чтобы туристы сумели их отличать.

16. ВХОД НА ВОДОПАДЫ КХОН ЗА 266 РУБЛЕЙ. За эти деньги можно не только сделать незабываемые снимки, но и искупаться голышом в Меконге, если уйти подальше от людных мест. Острова пустынны, и порой нам кажется, что именно здесь находится та самая географическая точка, где жизнь замедляет свой бег и течёт настолько лениво, насколько это только возможно…

17. НЕСПЕШНЫЙ ЗАВТРАК. Утро на Дон Дете начинается вразвалочку: в семь завтрака ещё нет, хотя нам и обещали. Ближе к половине восьмого хозяйка приносит сначала кофе, потом яичницу, затем молоко, чуть позже фрукты и венчает завтрак свежая французская булка с ванилью. Она в три раза короче обычной и кажется в три раза вкуснее. Мне даже захотелось купить пару булочек с собой, но в последний момент я отказалась от этой затеи и решила, что не надо из еды делать культ, а нужно с радостью принимать всё то, что дарит путешествие.

18. МЕДЛЕННЫЙ ОТЪЕЗД. В восемь утра мы выходим из номера, чтобы дойти до переправы и оттуда уже двинуться в сторону Камбоджи. Хозяйка пошла проверить наш номер и не возвращается. Мы шутим, что она решила там убраться – каково же было наше изумление, когда увидели, что женщина действительно осталась наводить порядок в то время, как мы её ждём. Она просто про нас забыла.

19. МИНИВЭН ИЛИ СПАЛЬНЫЙ АВТОБУС? А дальше нам нужно запастись ещё большим терпением, потому что ехать до камбоджийского Сиемреапа девять часов, это вместе с переходом границы и всеми остановками. Проезд в спальном автобусе стоит 1436 руб., но мы решили купить билеты на минивэн (турбюро у нас на ресепшене, заплатили по карте 1827 руб. с человека), потому что в спальных автобусах мы, кажется, уже накатались на всю оставшуюся жизнь.

20. ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ОСТРОВОВ. Говорят, что в этом месте насчитывается четыре тысячи островов, поэтому его так и называют Си Фан Дон (Дон – это остров). И хотя пригодных для туризма из них не так уж много, я бы с удовольствием провела здесь недельку. Вчера вечером я целый час релаксировала в массажном салоне. Сеанс обалденного расслабляющего массажа стоил 450 руб. Ну разве я хочу от этого уезжать?! Мне надо как минимум три сеанса!!! Но микроавтобус уже везёт нас в Камбоджу и я покоряюсь судьбе, готовясь отметить на карте 94 страну.

Стихи с фотографиями Лаоса:
Воздух (Водопады Кхон) http://www.stihi.ru/2018/12/05/8790
Мы не откроем счёт, чтоб не расстаться (остров Дон Дет) http://www.stihi.ru/2018/12/04/9678
Река нежности (остров Дон Дет, река Меконг) http://www.stihi.ru/2018/12/27/9465

Активные ссылки на рассказ с фотографиями и видео: http://www.proza.ru/rec.html?2019/04/03/962

Окончание: http://www.proza.ru/2019/04/06/523

На фото: спальный автобус Аттапы – Паксе, Лаос, ноябрь 2018.


Рецензии
Прочитала, поняла, что в Лаос с не тянет. С теплом.

Наталья Скорнякова   04.04.2019 14:44     Заявить о нарушении
Тогда в Камбоджу наверное тоже не затащишь:)))

Оксана Задумина   06.04.2019 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.