Париж французы не сожгли

                ПАРИЖ  ФРАНЦУЗЫ  НЕ  СОЖГЛИ…
И в истории 200-х летней давности можно прочитать ответы и на волнующее нас сегодня. Она может поставить вопросы и нашим дням…
31 марта 1814 года русский император Александр 1 вступил в Париж во главе своей гвардии и союзных войск. По свидетельству очевидцев , зрелище было одним из самых редких. Весь Париж высыпал на улицу , тротуары , окна , крыши домов полны были народом , с балконов махали платками.
Царь нисколько не преувеличивал, когда рассказывал потом князю А.Н.Голицину :»Всё спешило обнимать мои колена , всё стремилось прикасаться ко мне , народ бросался целовать мои руки , ноги , хватались даже за стремена , оглашали воздух радостными криками , поздравлениями».( А как французов встречали в Москве за два года до этого события?)
Это был лучший день в жизни русского императора.
Два месяца пребывания во французской столице были сплошным купанием в лучах славы и почестей. Он блистал в салоне мадам де Сталь , танцевал с императрицей Жозефиной , посещал королеву Гортензию , беседовал с учёными , поражал всех своим образцовым французским языком. Выходил и выезжал без охраны , охотно вступал в разговоры с народом на улице , и всегда его сопровождала восторженная толпа.
Казалось бы , русское национальное самолюбие удовлетворено полностью , всё , как будто , сделано для выражения признательности русским воинам.
Но в жизни всегда существует внешнее проявление чувств и внутреннее , глубинное , искреннее признание заслуг рядового , простого народа.
 У многих современников , особенно участников парижского взятия , зрелище «Александр среди Парижа «породило чувство не гордости , а обиды. Блистал один царь, армия же , претерпевшая столько лишений и вознёсшая его на небывалую высоту , поставлена была в самое унизительное положение. В то время , как союзное начальство создало для прусских и австрийских солдат вполне приличный режим , с русскими обращались как с людьми последнего сорта , стараясь прятать от взоров парижан.
«Победителей морили голодом и держали как бы под арестом в казармах,- писал участник кампании Н.Н.Муравьёв , известный впоследствии под именем Карского.- Государь был пристрастен к французам и до такой степени , что приказал парижской национальной гвардии брать наших солдат под арест , когда на улице встречали , отчего произошло много драк».
Немало оскорблений претерпели и офицеры. Стараясь приобрести расположение французов , Александр , согласно Муравьёву , « вызвал на себя ропот победоносного своего войска».
Заметив во время церемониального марша гвардейской дивизии, что некоторые солдаты сбились с ноги, царь приказал двух заслуженных командиров полков посадить под арест. Само по себе это ещё не представляло ничего необычного, одиозность заключалась в том, что арестовывать провинившихся должны были англичане . и содержаться они должны были не на русской , а на английской гауптвахте.
Напрасно Ермолов умолял лучше в Сибирь их сослать . чем подвергать такому унижению русскую армию. Император остался непреклонен.
До офицеров часто доходили презрительные отзывы государя о своих подданных, каждого русского он считал либо плутом , либо дураком. Никаких заслуг за ними не признавал.
Когда во время смотра русской армии герцог Веллингтон отозвался о ней с чрезвычайной похвалой, Александр во всеуслышание заметил , что всем обязан исключительно иностранным офицерам, состоявшим у него на службе…
Принимая с наслаждением овации парижан , он не захотел приветствий своего собственного народа. В Петербурге воздвигались к его приезду триумфальные арки , сооружался фейерверк и иллюминация , но он ещё с дороги прислал высочайший рескрипт на имя петербургского главнокомандующего с запрещением каких бы то ни было встреч и приёмов. Приехал в Петербург в семь утра . с таким расчётом , чтобы его никто не видел. Только когда прибыла морем гвардия , высадившаяся в Ораниенбауме , он не мог отказать ей в почётной встрече. Она состоялась 11 августа 1814 года.
Со стороны русских государственных деятелей немало было возражений против похода на Париж. Сам главнокомандующий М.И.Кутузов считал его антирусским и пребывал, по этому поводу, в постоянных противоречиях с императором.
Когда фельдмаршал Кутузов умирал , состоялся между ними разговор : -Прости меня , Михаил Илларионович!
- Я прощаю , государь , но Россия вам этого никогда не простит.
В конце 1812 года Кутузов напомнил Александру его клятву : не складывать оружия до тех пор , пока хоть один неприятельский солдат останется на его территории.
«Ваш обет исполнен , ни одного вооружённого неприятеля не осталось на русской земле , теперь остаётся исполнить и вторую половину обета – положить оружие».
Вместе с адмиралом Шишковым , графом Румянцевым и несколькими другими сановниками , Кутузов принадлежал к той части русского общества , которая считала  ненужной и вредной окончательную гибель Наполеона. Полагали , что истребление Великой армии – достаточно хороший урок для корсиканца , чтобы у него не появилось желания снова двинуться в Россию. С ним теперь можно заключить выгодный , почётный мир , но никак не добиваться полного исчезновения его с европейской арены. Оно освободило бы исторических врагов России – Австрию , Пруссию , Англию.
Кутузов ещё под Малоярославцем говорил своему врагу , английскому генералу Вильсону :»Я вовсе не убеждён , будет ли великим благодеянием для вселенной совершенное уничтожение императора Наполеона и его армии. Наследство его достанется не России или какой-нибудь другой из держав материка , А той державе , которая уже теперь господствует на морях , и тогда преобладание её будет невыносимым»
Е.В.Тарле приписывает Кутузову род предвидения тех дней , когда европейцы будут «Лить кровь внуков и правнуков тех русских солдат , которых теперь хотят погнать для освобождения Европы от Наполеона».
Время подтвердило предвидение Михаила Илларионовича, но не научило новых властителей великой России. Им всегда , во все века  приятно было быть ОСВОБОДИТЕЛЯМИ , Каких бы это не стоило миллионов жертв….
Александр представлял себя благодетелем и освободителем «вселенной».
В это время « порабощённые» вели себя совсем по другому.
Прусский король , не успев ещё выступить в поход , приготовил счёт на 94 миллиона франков в возмещение поставок для наполеоновской армии в 1812 году.
После победы союзники забрали у Франции порты , крепости , корабли , пушки , военное имущество и припасы , отхватывали территории на Балканах и в Италии – Александр не брал ничего , Он держался так , что никому в голову не приходило , что это царь самой бедной страны , чья столица обращена в пепел , чьи восемь губерний разорены дотла , чья и без того слабая экономика подорвана , чей народ истекает кровью после небывалой войны…
Казалось , что русский царь меньше всего думает о судьбе русского народа. Он не любил вспоминать войну , он в дни исторических битв не в церкви поминал жертвы за Россию , а танцевал на балах…
С гордостью повторял :»Бог ниспослал мне власть и победу для того , чтобы я доставил вселенной мир и спокойствие»,
Для него на первом месте была вселенная , а не Россия!
«Вселенная» скоро дала урок своему освободителю , превратив антинаполеоновскую коалицию в коалицию антирусскую…
Наиболее обязанная Александру европейская страна , Пруссия , меньше чем через десять лет забыла его благодеяния , а в эпоху Бисмарка , Вильгельма 2 самый факт участия России в освобождении Германии замалчивался либо отрицался вовсе…
История учит , да , кажется , нет желающих у неё учиться!
Разве не тоже самое повторилось и после Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов?
Кого только не освобождал СССР! Какой военный конфликт бы не случился , СССР – Россия обязательно кого то освобождает , часто не считая сколько русских мужиков не вернутся на родной порог. Наши политики не только экономически не наказывали тех , кто приходил к нам с мечом , но и эшелонами гнали к ним помощь , отдавали последнее у разорённой страны.
Кого мы только не освобождали, и ни один из них не имеет чувства благодарности.
Внешняя политика СССР – сплошное непрошенное освободительство , сплошное отрывание куска хлеба у собственного народа , ради миллиардных затрат на вооружение Кубы , Индонезии , Африки и прочих экзотических стран…
История нам нужна не только для того , что бы знать «былое «, помнить свои корни , испытывать самоуважение , но , главное , избежать трагических ошибок, неисчислимых жертв во имя беспамятных, фальшивых , лицемерных и продажных «друзей».
Как не вспомнить – в Вене ,во время знаменитого конгресса , разыгрался единственный в своём роде случай (единственный , по беспредельному своему цинизму по отношению к России!). 3 января 1815 года (через год после торжеств в Париже!) Англия , Франция и Австрия заключили тайный договор против России , предусматривающий войну и создание 450 тысячной армии. Приступили к разработке плана боевых действий против России.
Александр оказался изолированным , и у всех , кто ещё недавно заискивал перед ним , появилась гордая осанка и металл в голосе .
И вдруг , 7 марта прибыла эстафета , извещавшая об отплытии Бонопарта с острова Эльбы. Разом всё изменилось. Снова понадобились русские штыки и русские гренадёры и  «стратеги» Англии , Франции и Австрии снова в приёмной у Александра…
История Отечественной войны 1812 года как и последующие трагические события должны напоминать вождям России, вне зависимости от политического окраса , надо всегда и в первую очередь быть в тесном , дружеском , искреннем союзе со своим народом.
Не только помнить о нём в суровую годину , но и после дорогой Победы , им добытой обеспечивать ему , народу , достойную жизнь.
Снова обратимся к войне 1812 года , вернувшиеся солдаты из Парижа были уверены , что их освободят от крепостного права , но ещё более закабалили.
Помещикам государство выплачивало «компенсацию « за каждого погибшего крепостного на войне по 3 тысячи рублей и многие помещики сожалели , что их крепостные вернулись живыми и они не получат деньги…
В своей книге «Записки актёра» знаменитый русский актёр М.С.Щепкин (1788 – 1863гг) пишет – когда кончилась кампания 12 года. Ополченцы возвратились домой , а крепостные к своим господам, за тех,которые не возвратились , правительство выдало рекрутские квитанции , и одна дама, очень образованная , у графини на именинах, за обедом , не краснея, позволила себе  сказать в разговоре о прошедшей кампании :»Вообразите ,какое счастие Ивану Васильевичу, он отдавал в ополчение девять человек, а возвратился всего один ,так что он получил восемь рекрутских квитанций и все продал по три тысячи , а я отдала двадцать шесть человек, и , и на мою беду, все возвратились – такое несчастие!»При этих словах ни на одном лице не показалось даже признака неудовольствия против говорившей. Все  согласились, а некоторые даже прибавили :»Да . такое счастье, какое Бог даёт Ивану Васильевичу ,немногим даётся»….
Простой народ , выигравший войну , ничего не получил! Он не получил ни уважения , ни сочувствия…
А разве к фронтовикам лучше относились после Отечественной войны 1941-45 годов?
Те .кто теперь готовят «оранжевую « вакханалию , в роковые 90 –е годы издевались над своими защитниками , срывали с них ордена , публично оскорбляли , юродствовали на телевидении…
Нам нельзя , опасно быть беспамятными и по детски доверчивыми!
 Как повод для глубоких размышлений о параллелях исторических , на мой взгляд , глубокое по исторической мысли и особенностях характера русских , нашей непохожести на других . стихотворение активного участника Отечественной войны 1941 года Константина Ваншенкина :
                «Париж французы не сожгли
                Когда вошли в него казаки.
                Иной закон иной земли
                И небом посланные знаки.
                А мы? Рвануть рубаху с плеч,
                Последний рупь – на танк и пушку,
                На амбразуру грудью лечь
                За выжженную деревушку».
     Февраль  2012 года. 
               


Рецензии