Глава 14. Черная Туристка

Олег устало сел на камень, привалился к скале. Почувствовал, насколько же устал. Хотелось сидеть так и сидеть. Усилием воли заставил себя встряхнуться. Встав, еще раз огляделся. Если здесь не перейти, то надо искать подходящее место выше по течению этого потока. Олег решительно зашагал назад. Пройдя то место, где он вышел к ручью, еще раз огляделся, покачал головой. Впереди круто вздымалось нагромождение каменных глыб. Не пройти здесь. Да и есть ли там переправа через этот чертов поток? Сомнительно. Неужели завтра придется подниматься вверх к началу скального массива, затем спускаться в плотной туче? Сможет ли он провести женщин? Вряд ли. Если только по одной, оставляя первую на более-менее устойчивом месте и возвращаясь за второй. Но тут встает другой вопрос, более существенный. Хорошо, спустились они по ту сторону скального массива. А что дальше-то? Там же точно такая же ловушка. С одной стороны это же самый поток, через который не перейти, ибо он набирает и набирает воду не только поступающую от ручьев и ручейков, но и струящуюся под камнями. С другой же – это безымянное озерцо. Маленькое озерцо, но глубокое, вброд не перейти. Можно, конечно, попытаться переплыть через него, черт с вещами, пускай намокнут.

Олег вновь присел на камень. Неужели нет другого выхода? Обход скального массива займет два дня, не меньше. Еще день уйдет на переправу через озерцо. Погоди, а почему он уверен, что этот поток впадает именно в озерцо? Почти наверняка поток проходит правее озерца и впадает в Сорочью. В этом случае через эту реку им не переправиться. Плюс потоки, текущие с восточного склона Кантынсорумнёра. Вот влипли.

Олег тяжело вздохнул. Подумал: был бы один, никуда и не пошел бы. В том, проклятом двухтысячном году, после неудачной переправы было такое же настроение. Мол, помру, и черт со мной. Тогда его из этого состояния вывела появившаяся чёрная фигура. Да, тогда невдалеке прошел чёрный человек. Он даже не поглядел на Олега, шел размеренно. Но сразу же боль в ноге стала стихать. А утром Олег понял, что может идти. Да, медленно, можно сказать, ковыляя, но он шел. И вышел. Тогда он был один, мог позволить махнуть на себя рукой. Сейчас же от него зависят жизни двух женщин и двух, пока еще незнакомых ему девочек. Надо взять себя в руки, надо бороться, искать выход и победить.

Олег попытался встать, не смог, вновь упал на камень. Выругав себя, повторил попытку. Опять не смог. Что за чертовщина? Решил минут десять еще посидеть, полностью расслабившись. Да, десять минут, не больше. Почему-то вспомнились рассказы Левы Кирша о Черных Туристах. Он их почти никогда не слушал: легенды, байки, столь распространенные в туристской среде. Впрочем, как-то заговорил об этом с Кузьмой. Тот тогда как-то загадочно улыбнулся и, помолчав, сказал, что в горах есть что-то необъяснимое пока. Еще помолчал и проговорил негромко:

- Был случай, когда я, возвращаясь из разведки, прошел через поляну, на которой расположились остальные члены моей группы. На поляне горел костер, стояла палатка. Но я ничего этого не видел. А они не видели меня.

- Может, ошибся? – неуверенно спросил тогда Олег. – Прошел выше этого места, а потом вернулся и вышел к поляне?

- Может быть, - усмехнулся Кузьма. – Только вот в чем дело. Перед той поляной был широкий снежник, протянувшийся от скалы до ручья. Миновать его я не мог. Были следы, почти у самой скалы, где я прошел через него, отправляясь в разведку. Но не было обратных следов…

Олег вдруг вздрогнул. Почудилось чье-то присутствие. Неужели одна из женщин, встревожившись его долгим отсутствием, отправилась на поиски? Обернулся – никого. Но вот кто-то легонько тронул его за плечо.

- Наверное, ветер, - проговорил Олег, ощутивший неодолимое желание нарушить эту давящую тишину, не нарушаемую, даже усугубляемую мерным гулом потока.

И вдруг встал. Не то, что помимо воли, понимал же, что нужно встать, что-то делать. Только еще минуту назад не было сил, а сейчас они появились.

- Тьфу ты, черт, - пробормотал он. – Померещилось.

И вздрогнул. Невдалеке от него стояла черная женщина. Почему-то сразу решил, что это женщина, не мужчина. Женщина подняла руку, сделала призывающий жест и стала легко подниматься по крутизне. И Олег, как привязанный, пошел следом за ней. Силы появились. И желание жить, которое чуть раньше почти угасло. Черная женщина же поднималась все выше и выше, увлекая за собой Олега. И не было силы противиться ей. Вот кончился подъем. Господи, да что это? Неужели снежный мост? Вот оно, спасение. Черная женщина легко прошла по нему. И Олег следом за ней. Мелькнула мысль: надо вернуться, меня ждут Катя и Соня. Но уже прошел над бушующим потоком, шагнул дальше. Но тут черная женщина сделала жест рукой, как бы повелевая остановиться. Олег встал, как вкопанный. Женщина рукой показала направление и исчезла, будто и не было ее. И Олег словно очнулся, обернулся. Да, вот он снежный мост. Осторожно пошел по нему назад, проверяя, держит ли. Черт возьми, держит. Надо быстро идти за спутницами, переходить на тот берег. Но как преодолеть крутой склон? Олег огляделся. Да вот же, чуть дальше проход между глыбами. И спускающийся вниз кулуар. Олег бодро зашагал по нему, через несколько минут вышел на зеленую площадку, где сидели Катя и Соня. Поймал их встревоженные взгляды, улыбнулся.

- Все хорошо. Есть переход через поток.

Вскоре все трое стояли перед снежным мостом. Олег хотел, было, сразу же перейти через него. Но одумался. Во-первых, то, что он перешел без рюкзака, еще ни о чем не говорит. Да и переходил ли он его, не померещилось ли? Во-вторых, Соня уже познакомилась со снежным мостом. И то знакомство было не из приятных. Но и медлить нельзя. Хотя сегодня самый пик полярного дня, солнце с небосвода не уйдет, но время-то позднее, почти полночь. Длинный день выдался.

Олег обвязался стропой, сосредоточился, женщины взялись за ее концы. Ближний край снежника от начала потока отделяли всего считанные метры. Олег прошел их быстро. Здесь снег лежит на камнях, провалиться невозможно. А вот начинается собственно снежный мост. Ширина потока метров десять. Олег переместил палку вперед, оперся на нее всем весом. Держит. Сделал небольшой шажок, вновь оперся всем весом на палку, удовлетворенно хмыкнул. Вновь палку вперед, оперся, сделал шаг. Соня, вспомнив, как лихо она пошагала по снежному полю в ущелье, покраснела. В горах-то снег ненадежен. А Олег медленно продвигался к противоположному берегу потока. Вот еще один шаг, еще один. Палка проткнула снег и уперлась в камень. Черт возьми, перешел. Теперь надо перетащить рюкзаки.

- Девчата, цепляйте рюкзаки к концам стропы!

Катя и Соня проворно привязали рюкзаки, и Олег волоком втянул сначала оба женских, а потом свой. Освободившись от стропы, Олег на минуту задумался. Кому из женщин предстоит пройти снежным мостом первой? Пожалуй, Соне. Да, ей. Он сможет ободрить Соню взглядом, да и словом. После этого он вернется на тот берег, и тогда пройдет снежный мост Катя. Сообщив женщинам порядок прохода по снежному мосту, Олег, взяв в руку один конец стропы, перекинул ее на другой берег. Катя ловко поймала конец стропы. Соня вздохнула, поежилась и шагнула на снег шла она медленно, также, как и Олег, проверяя палкой крепость снежного моста. Почти на самой середине остановилась,  подняла голову и жалобно посмотрела на Олега. Тот ободряюще улыбнулся ей. Соня еще раз вздохнула и пошла дальше. Но вот наконечник палки ударился о камень. Еще шаг – и Соня уже на берегу. Как же приятно ощущать под ногами твердь камней. Женщина сменила Олега. Тот быстро прошел по снежному мосту, перехватил у Кати стропу. Женщина подмигнула Олегу и, держась за стропу, легко зашагала к противоположному берегу. Вот она уже стоит рядом с Соней. Олег облегченно вздохнул и шагнул на снежный мост. Боковым зрением заметил, что уровень воды в потоке повышается. Не опасно, конечно. Даже если вода дойдет до нижней кромки снежного моста, то потребуется время, чтобы всю эту толщу плотного снега – а может, местами и льда – размыть. Но все равно неприятно. Олег непроизвольно поёжился. А ведь была мысль переночевать на той, травяной площадке, а утром переправиться. Хорошо, что отогнал ее.

Перейдя через снежный мост, Олег принялся искать более или менее пригодную для ночлега площадку. С трудом нашел среди камней ровное место. Вместе с Соней принялся ставить палатку, Катя же занялась примусом. Все вымотались настолько, что было не до разговоров. Кое-как поужинав, забрались в спальники и тут же уснули. Проснулись поздно, спать же легли около двух часов ночи. Но выспались на славу. Вылезли из палатки. Оставив женщин заниматься завтраком, Олег пошел на разведку, старательно припоминая, куда же пошла эта таинственная Черная Туристка. Поднявшись на невысокую каменистую гряду, остановился. Вот оно что. Прямо перед ним вход в ущелье. Это же сильно сократит им путь. Выйдут к подножью хребта и прямиком пойдут к озеру.

- Черт, - пробормотал Олег. – Путь-то предстоит непростой. Очень непростой.

На склонах гор лежали огромные снежные поля, виднелись и берущие начало из-под снежников потоки воды.

- Переправа за переправой. А ведь завтра тринадцатый день похода. Как бы не обошлось без каверз этого проклятого числа. Впрочем, иного пути нет.

Он вздохнул и повернул к лагерю. Позавтракав, сразу же начали собираться. Громкий всплеск привлек их внимание. Разом подняли головы. Так выручивший их снежный мост рухнул.

- Вот это да, - проговорила Катя. – Вовремя перешли.

Олег и Соня только молча переглянулись. Завершив сборы отправились в путь. Вот и вход в ущелье, узкое, мрачное. По обе стороны скалы, дно ущелья завалено камнями. Идти было трудно. Местами Олег останавливал женщин, переносил рюкзаки, затем проводил по одной своих спутниц-жен, сначала Соню, потом Катю. Послышался шум падающей воды. Обогнув вдающуюся в ущелье скалу, путники увидели низвергающийся поток воды. Олег чуть поморщился, ночевать в ущелье он не собирался, так что этот ручей им будет только помехой. Ущелье несколько расширилось, идти стало легче. Даже журчащий у ног ручей не мешал. Так прошли около часа. На вот ущелье вновь сузилось, пошло нагромождение каменных глыб. Местами ручей скрывался под камнями. Шли очень медленно, то пробираясь между каменными глыбами, то перелезая через них. Но вот еще одно расширение, привлекательная заросшая травой и кустарничками поляна. А впереди… А впереди еще одно сужение и выход из ущелья. Олег приободрился, зашагал быстрее. Но что это? Черная фигура, раскинув руки, преграждает выход из ущелья. Олег помотал головой, отгоняя виденье. Черная фигура не исчезала.

- Неужели опять Черная Туристка, - пробормотал Олег. – Нет, шутишь, все равно пройдем.

Но ноги как свинцом налились, не шли ноги. Что за наваждение? Пересиливая себя, сделал еще шаг, другой, третий. И вдруг споткнулся и упал ничком, ударившись головой о камень. В глазах потемнело. На какое-то время Олег потерял сознание. Катя и Соня сбросили рюкзаки, бросились к нему. С их помощью Олег поднялся, сел на большой камень. Перед глазами все плыло.

- Похоже, придется становиться на ночлег, - с трудом проговорил Олег.

Он попытался встать, но, покачнувшись, упал опять на камень.

- Сиди, - прикрикнула на него Катя. – Мы сами поставим палатку.

Разбудило их то, что палатка вдруг заходила ходуном, загрохотали, падая камни.

- Что это? – испуганно вскрикнула Катя.

- Землетрясение, - встревожено сказал Олег. – Быстрее наружу!

Он быстро расстегнул полог палатки, подтолкнул к выходу Катю, за ней Соню.

- Заманила, проклятая, - чуть слышно прошептал он, выбираясь наружу и оглядываясь.

Со склонов ущелья падали камни, даже глыбы. В основном, впрочем, в стороне от их лагеря. Хотя несколько крупных камней упало и возле палатки. Земля еще раз вздрогнула. Слева посыпались камни. Женщины испуганно прижались друг к дружке. Еще один толчок, наиболее сильный. Страшный грохот заставил содрогнуться не только женщин, но и Олега…


Рецензии
Есть, есть в таких местах сущности,они и морок нагонят,бывает и выбраться помогают.Не зря в сказаниях, легендах их присутствие упоминается. И Олег не зря тени в тумане разглядел. Спасибо Александр, интересно пишешь, и подробно про осыпи и скалы и потоки воды,когда снег в горах таять начинает.Понятно, что своими глазами случалось увидеть, и маршруты в горах выбирать.

Лариса Гулимова   04.04.2024 09:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за такой хороший отклик. Вы правы: всё это было в моих походах. С признательностью, Александр

Александр Инграбен   09.04.2024 01:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.