Кино

Кино всегда начиналось с афиши, пригвожденной накануне фильма к деревянному щиту на заборе клуба. Красные буквы, старательно выведенные гуашью на белом плакате, были видны уже издалека, когда идёшь домой из школы и, проходя мимо длинного плетеного огорода Зуйковых, заворачиваешь на нашу улицу. Клуб стоял напротив их дома, с другой стороны была контора с темно-синими рамами окон и деревьями за забором. Между ними проходила сельская пыльная дорога, ведущая к «току», МТМ и базам.

Клуб был тоже загорожен забором, но деревья там почему-то не росли. Наверное, там часто играла детвора, присвоив эту зону себе. За клубом стояла углярка — крошечная каморка без окон и с плоской крышей, построенная, как и все дома, из саманов — больших глиняных кирпичей. Летом она стояла открытая, а зимой там хранили уголь для отопления клуба, и углярка была на замке.

В наши времена контролёршей и уборщицей там работала тётя Лида. Тётя Лида, как и все взрослые, была очень добрая, она никогда не прогоняла детей, когда они рыли за домом клуба ямки и прятали там свои «секретики». Земля там была сухая и рыхлая, так что можно было копать довольно глубокие тайники, выгребая ямку поглубже, положив туда «драгоценности-стекляшки», накрывая ямку дощечками или стеклом и засыпая обратно землей так, чтобы не было её заметно постороннему глазу.

Передняя сторона клуба ничем не отличалась от остальных жилых домов. Такие же продолговатые, в выцветших синих рамах окна, деревянное, протёртое уже крыльцо с двумя ступеньками.

Слева от входа помещалась библиотека с полками, до краёв набитыми книгами... До сих пор помню этот особый библиотечный запах бумаги и пыли. Библиотека была полна интересных книг, и мы любили туда ходить. Не в последнюю очередь еще и потому что библиотекарша Шолпан тоже была добрая и встречала нас приветливо, и совсем не ругалась, если возвращали книги не в срок.

Но главным в клубе, конечно же, был наш киномеханик, дядя Самаркан. С нетерпением ждала летом детвора, когда появится он в дальнем конце улицы, идущий своей неспешной, переваливающейся походкой. Казалось, ходьба даётся ему с трудом, потому что смуглое лицо и курчавые волосы его всегда были в испарине и дышал он шумно, как бы отдуваясь.

Дядя Самаркан тоже был добрый, он не говорил много и, наверное, любил быть киномехаником, хотя в остальное время работал строителем. Перед началом фильмов он часто включал на всю громкость музыку, которая раздавалась из старомодного мегафона, прикрепленного на крыше клуба.

«Ах, Самара-городок… беспокойная я-я-я... беспокойная я… успоко-о-ой ты меня!» — весело звучало на всю улицу, словно призывая бросать уже все дела и спешить быстрее в кино. Потом, когда зрители потихоньку собираются и усаживаются на «сидениях» — деревянных стульях с откидывающейся «сидушкой», выключается после долгого ожидания свет, обрываются разговоры, наступает тишина, загорается луч прожектора из окна в дальней стенке, и оживает висящий на сцене экран. Кино началось!

Вспоминая то далёкое время, я благодарю судьбу за то, что мне довелось быть там, и говорю всем добрым людям, о которых написала здесь, — сердечное спасибо.


Рецензии
Не знаю, по какому такому случаю - знаю только, что случай этот оказался для меня счастливым - я сегодня прочёл Ваше произведение "Кино". И - окунулся в своё детство-юношество 40-50 летней давности. Меня, тогда школьника, родители практически каждое лето отпраляли на каникулы в деревню к маминой маме. Те, кто тоже прочитал "Кино", догадались бы уже, наверное, что я сейчас буду писать. Да, именно это: читая "Кино", я вновь очутился в том времени. Похожий клуб, похожий киномеханик, объявления-афиши, пусть не прибитые, а наклеенные, но сути это, конечно же, не меняет. И вся окружающая кино в клубе атмосфера. Да и библиотека "при клубе" тоже имелась.
До клуба мне нужно было ещё дойти, добрых 1.5 километра, так что времени как для предвкушения кино(фильма), так и для переработки первых эмоций после фильма, было достаточно. Я не мастер рецензий, написал-то в своей жизни одну-единственную, но рассказ для меня и не показался литературным произведением, а получилось так, будто я подсмотрел течение мыслей автора. Присутствовал при этом даже какой-то зрительный ряд, который правда, очень был схож с моими детско-юношескими воспоминаниями. А как написать рецензию на ход мыслей, на воспоминания? Может быть, в данном случае невозможность написать рецензию и есть наилучшая рецензия и оценка произведения? Да, пожалуй, остановлюсь на этом заключении.
Добавлю лишь следующее: Спасибо Вам, Ирина, за ваши, таким казалось бы безыскусным стилем записанные воспоминания. Я воспринял Ваш рассказ именно как воспоминания. Если это не так, если всё Вами написанное - "придумано", что ж, в таком случае это сделано в высшей степени искусно. Благодарю Вас!

Сергей Пупушкин   13.04.2022 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за Вашу рецензию! Да, это мои воспоминания, ничего придуманного.

Просто Вам удалось при чтении ощутить чувства, которые спрятаны за словами. А они у всех одинаковые.

Благодарю Вас ещё раз!

Ирина Франц   13.04.2022 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.