Легендарное Кунцево. Улица Боженко и Dendy

Легендарное Кунцево
Улица Боженко такая же короткая, как и жизнь революционного деятеля В.Н.Боженко, который внезапно скончался в 1919 году. Говорят, траванули его свои же большевички, зато похороны закатили пышные по тем временам, с самим Щорсом! Вообще этих деятелей в Кунцево немало: улица Коцюбинского, например. Надеюсь, все-таки настанет время, когда имена этих бандюг и «героев» гражданской будут стерты как минимум с карты района.
Кстати, именно улица Боженко стала во многом квинтэссенцией и закономерным результатом того, за что боролся Назарыч. Ибо на этой улице находился мебельный магазин. В квартире нашей в 1980-е было довольно пустовато: кое-что отдал дедушка мой, телевизор «Горизонт» на пластмассовых ножках, две кровати, точнее, сборные каркасно-матрасные конструкции и холодильник «ЗиЛ». А вот кухни не было. Не было ее физически и в мебельном на Боженко, но там в 1986 году имела свой исток легендарная очередь за румынскими кухнями, которая для нашей семьи продлилась полтора года, с постоянными походами в магазин «отмечаться». Пару раз очередь пропускали, приходилось вклиниваться опять. Через всего каких-то полтора года мы стали счастливыми обладателями румынского ДСП бело-голубого цвета. Это была победа, праздник, триумф! Не зря отважно боролся товарищ Боженко и героически сгорел Лазо! Кухня пережила падение СССР, Егора Гайдара, Виктора Степановича и почти два полноформатных срока Владимира Владимировича. А вы говорите – румыны!
Но я совсем о другом хотел рассказать. О новой реальности, которая открылась нам, пацанам, в 1990-е годы. Имя ей – Dendy. Сначала мне купили году в 1993 самую первую приставку. Это был чудовищный агрегат без картриджей с двумя рычажками. Одним включалось питание, как в сериале «Капитан Пауэр и солдаты будущего» по каналу 2ХS, вторым переключались игры, коих было за сотню. Квадраты размером с кулак изображали космические корабли, гоночные машины, рябило в глазах, неслись резкие попискивания и храпы, изображавшие взрывы и столкновения, постоянно заходил дедушка со стандартной фразой «хватит сажать кинескоп!». В общем был огонь! А потом мне купили Dendy, не саму со слоником, а какую-то китайскую (хотя и «фирменные» тоже были китайские) реплику, которая до сих пор лежит у меня в коробке с одним полурабочим джойстиком. Новые джойстики у меня тоже есть, мой коллега принес их как-то с целью организовать рубилово, как в старые времена, но так у нас ничего пока не получилось.
Dendy было важнейшей частью моей жизни, я составлял список пройденных игр, их было 207. Я до сих пор с закрытыми глазами могу пройти Кота Феликса, первого и второго Чип и Дэйла, первую и вторую Утиную Историю. С открытыми на раз Черного Плаща, Контру или Аладдина. С Томом и Джерри, Книгой Джунглей или Принцем Персии, конечно, придется повозиться… Моя матушка месяцами не могла дозваться меня ужинать, так как прервать прохождение второго Робокопа было выше моих сил. Кинескоп шестиканального «Рубина» очень скоро начал показывать исключительно в синей гамме цветов. Изображение постоянно тряслось, настройка сбивалась, джойстики летели в экран, когда в очередной раз последний босс заставлял героя подпрыгнуть и улететь вниз, я орал и верещал, давал себе зарок никогда в эту игру больше не играть, но после успокоительной сигаретки, выкуренной стоя на унитазе в вентиляционное отверстие после того, как покурила матушка, наполнялся новыми силами и бежал проходить дальше.
Я от корки до корки читал журналы Dendy, даже, помню, писал туда письмо с описанием прохождения игры Aladdin, но публикации не дождался. Конечно, смотрел и передачу покойного Сергея Супонева, в которой он рассказывал про новые игры на Dendy, Сеге и Нинтендо.
А вот в Детском мире на улице Боженко в середине 1990-х годов был прямо при входе довольно большой отдел с картриджами. Сколько времени было проведено у витрин с желтыми, красными, черными и синими картриджами! Сколько денег выпрошено у матушки на покупки! Сколько раз приходилось в слезах бежать туда возвращать картриджи или менять их, так как из четырех озвученных на наклейке игр три в реальности оказывались не теми, уже у тебя имевшимися и голимыми, а той, ради которой ты покупал картридж, - не было! Сколько было вообще бракованных, не подававших признаков жизни! В общем драма и трагикомедия, честное слово.
Был у нас в классе уникальный юноша – Дистрик или Педастрик. Уникален он был хотя бы потому, что с пятого класса по одиннадцатый включительно ездил в школу в Кунцево из Белых Столбов, да-да, там, где психушка. Дистрик выражался очень иносказательно, его сложно было понять. Его речь изобиловала всякими псевдо-устаревшими «весьма», «детище», произносимыми нараспев. Это был единственный человек в классе, про которого никто не знал абсолютно ничего: ни про родителей, ни про жизнь вне школы, которая у нас велась в основном на районе. Не исключаю того, что в Белых Столбах была лаборатория, где собран был Педастрик, также не исключаю того, что он давно в высоком офицерском звании где-нибудь в спецслужбах. Но игры на Dendy он проходил с первого раза. Любые. Ни разу до этого им не виденные. С расстановкой, поиском логики в каждом уровне. С первого раза. Несколько раз у меня дома устраивались мистерии, когда приведенный аки полубог в окружении почитателей в мою квартиру Дистрик, рассыпаясь анахронизмами и проговаривая мантры, брал в руки джойстик, вставлял картридж с новой игрой и под наше смиренное любопытствование доходил всегда до конца. 
Однажды году в 1994 или 1995 мы втроем: Савушкин, Граф и я решились на акт саботажа. Чтобы вы понимали, школа у нас была очень консервативная, даже в мыслях не было прогулять урок. А тут мы собрались утром перед школой напротив упоминавшегося мной Дома Пионеров и решили в школу не ходить. Сначала, пока на районе ошивались перед работой родители, мы свободно и важно прогуливались за Рабочим Посёлком по улице Гришина. Потом решили пойти ко мне, играть в приставку, как раз был благоприобретен картридж 2 в 1 с Rockin Kats и Silk Worm (про вертолетик). В школе друзьям было сказано, что мы, мол, болеем, так и передайте учителям. Но система дала, естественно, сбой. Кузьма, который увидел, что троих не хватает, услышал, что мы разом заболели, начал названивать на перемене мне (трубку мы не брали, сидели с замершим сердцем), потом Графу. Ничего не подозревавшая матушка Графа взяла трубку, откуда ей сообщили, что к аппарату немедленно нужен Граф для выражения слов поддержки, так как в школе его нет, и он болеет. Ну а дальше весь хитроумный план, конечно, развалился, понабежали мамы, сорок минут звонили в дверь, пока крепость не сдалась и не был выброшен белый флаг. А Rockin Kats, кстати, отличная игра!
Потом был первый Пентиум, потом третий. Лет 7 назад купил я Play Station, но она пылилась без дела. В игры я не играл со славных времен Dendy. Зато редко, очень редко в романтической ностальгии я включаю эмулятор на компе и прохожу Кота Феликса, с чашкой кофе и сидящим рядом старшим сыном, для которого эта игра будто из эпохи раннего Средневековья. И, когда Феликс со спасенной из лап злобного квадратного Профессора подругой-кошечкой улетает на своей тарелке по пьяной траектории вдаль, превращаясь в точку, я откидываюсь на спинку кресла и довольно крякаю.

P.S. Фотографии взяты с сайта Retro View of Mankind's Habitat -https://pastvu.com/


Рецензии