Парадокс Летящей стрелы и кофе

Как-то утром, кофе заварив, присел за комп
в очередной раз мозги просветить
и из уютного местечка
свой строгий взгляд на сущность мира обратить.

Что ж вижу там? – Лидия, препод университета,
мне с самого утра в ещё немытые глаза
с экрана прямо в мозги заявляет:
– А ты, Милок, не всё-то знаешь!

Есть в мире ещё вещи,
которые с уютного дивана
ты проглядел!
Вот например:

– Парадокс про Ахиллеса знаешь?
Как черепаху гонит третью тысячу лет атлет,
да логикой стреноженный, не может
на виду у всех догнать ползущую проблему.

А знал ли ты, что вслед за Ахиллесом старик Зенон
своей заядлой мыслью зарядил ещё одну дилемму
и так пальнул стрелой, что она в полёте,
хотя прошло две с половиной тысячи лет.

Ведь Зенон, старик упорный,
дитя античности, непринуждённый,
очень много лет назад
заявил примерно так:

– Ты запустил стрелу
и думаешь она летит в полёте?
Но глянь внимательнее! Да заостри свой взор!
Заметь момент – и времени в нём – ноль.

В любой момент стрела в определённом месте,
а раз она на месте, так значит без движения она.
И каждый раз, когда ты взглянешь на неё,
она на месте, и значит не летит!

Однако – Стоп!
Зачем о Философии судачить,
пока горячий кофе
стынет на столе!

Ну и пускай стрела летит себе,
пошла лишь третья тысяча лет
из предназначенного ей
вечного полёта.

А Лидия, препод университета,
заинтриговала вольной мыслию меня,
и может даже кофе пьёт сама,
в мою сторонку не глядя!

Она меня с уютного дивана,
как с пьедестала,
печатным словом низвергла
и напоследок как бы мне послала вызов:

– Слабо поймать стрелу? Хотел бы увильнуть?
Не падай духом, попробуй понять парадокс.
Однако помни: выглядит загадка лёгкой,
но тысячи лет ответа нет.

Иль решенье нам не по силам,
иль оно настолько просто,
что все втирают в пыль его,
высокими сужденьями увлечены …. и ослеплены.

Ах да, во времена Зенона жил оппонент его,
философ Гераклит. Того же теста был старик.
Его никто не опроверг, хоть утверждал он всё наоборот:
– Всё есть в движении!

Пребывая на диване,
как на липучем пьедестале,
попробуешь ты решить иль нет
спор двух старых чудаков.

Так сгинувших давно,
что только мысли смелые от них
прошли сквозь время, а на земле самих-то нет
уж больше пары тысяч лет.

Эта Лидия, которая в университете фил….,
филос…., ну как же там её, ага!
Ну, наконец-то, вспомнил – Философичка,
скорей всего сама второй горячий кофе пьёт.

А мне, неугомонная, покоя не даёт!
Про мой же кофе ей невдомёк,
вот уж и пар над чашкою растаял.
Это до чего ж философия доводит – а?!

Новым знанием возмущённый,
и от бессилия обозлённый брыкнул диван,
а он в ответ пружиной треснувшей
меня с себя послал подальше.

Вот и остался без дивана,
да ну его, старьё!
Но вот за кофе Лидия должна держать ответ,
не прощу я ей такое дело.

А ну-ка, что за слова Гераклит метнул в века?
Да так, что мысль его, пройдя сквозь дрожь времён,
набралась сил и ... так грохочет,
что не даёт покоя тем, кто на диване сидя говорит:

– А разве на пьедестале хуже быть,
чем какое-либо делать дело,
зажав при этом возражении
свои уши из последних сил?

Вот и скинули меня с дивана.
Однако моё «эго» так просто не сдалось,
И, гордо шапку нахлобучив по самые глаза,
взял в руки поводок и … разрешил собачке выгулять себя.

А на дворе сквозь облака струилось солнце,
и тёплый ветерок ласкал лицо.
Здесь пела Весна и переливом ручьёв
холодную Зиму домой гнала.

Посмотрев на мой настрой холодный,
она нежно тронула меня
и, смеясь, произнесла:
– Ты мой!

Попробуй-ка отбейся от Весны,
кого толкать, куда бежать?
Везде тепло и … хорошо.
А что там с кофе? – Да всё равно.

Дышать-то стало как легко!
Вдохнув весенней чистоты, с меня слетела принуждённость,
что мы всегда чего-то, где-то да должны,
то ли денег, то ли – как себя вести.

С весенним вздохом стал близок спор
двух дерзновенных чудаков:
– Всё есть движение! – Гераклит.
– Не прав, лови момент – Движения в нём нет! – Зенон.

Внезапно вспомнил школьный курс
и милых Физика с Математичкой,
и то, чему учили они:
Когда надо путь узнать – умножай на скорость время.

Не отложив решение «на потом», мы найдём,
что в коротком до бесконечности моменте
стрела пройдёт невообразимо малый путь,
но она его пройдёт – на месте не зависнет.

Однако если на секундочку допустим,
что время в том моменте было ноль,
то и путь у той стрелы такой же ноль,
и не существенна скорость её вечного полёта.

Так, может, прав был Гераклит,
Тот, что без движения не видел Жизни.
Иль всего отчасти он был прав?
При случае, зайдя в кино, братьев Люмьер припомним.

Они, остановив момент, – как у Зенона,
да много раз воспроизведя,
меняв рисунок неуловимо мало,
перенесли движение на экран и создали кино.

Теперь мы без экрана не знали б новостей,
не знали б друг о друге ничего,
а я не знал б о той прекрасной Лидии,
которой про мой кофе всё равно.

Стоп, стоп! А как же диспут?
Кто в нём прав?
А абсолютно правых нет нигде на шарике Земли.
Конечно, правы все! – однако каждый лишь отчасти.

Кто-то прав насчёт того, что:
– В моменте бесконечно малом
осталась скорость
и расстояние всё-таки пройдено.

Правы и те, кто возразит:
– Мы видим ноль времени в полёте!
А умножение на ноль
любую скорость обнулит.

И даже третьи по-своему правы:
– А мы хотим, чтоб парадокс жил дальше.
Не стоит вам стрелу
хватать, ронять и нас пугать!

Четвёртые в стороночке стоят,
ввязаться в жаркий диспут не спешат,
однако мнение своё имеют
и спокойно говорят:

– Если есть два разных понимания процесса одного,
то мы не знаем сущности его.
В чём суть времени? Есть ноль в его течении иль нет?
Прерывисто ль времени течение – ответа нет!

Смотрите – стрела же каждый миг
в определённом месте.
Однако в следующий момент не в том,
а в другом определённом месте!

Остановить стрелу в полёте,
куда энергию девать?
Если снова разогнать,
откуда импульс для движенья взять?

И так неисчислимо много раз за единственный полёт?!
Однако раз стрела до цели долетает,
то может в течении времени нет перерыва
и в его ходе нет нуля?

Про мнение пятых и других я промолчу – 
хватает диспута сегодня.

А как же кофе? – Вообще остыло!
Кто ж в этом виноват?! Конечно же, не я!
Вот только не надо здесь бурчать,
что кофе можно подогревать.

Уж очень мне заманчиво,
чтоб мне была бы Лидия должна, ну та,
которая в университете препод.
ОДНАКО –  СТОП!

Представьте себе, как блеснут её глаза,
когда узнает,
что кто-то сплетничал о кофе,
который будто бы она должна.

Вот представил, и внезапно показалось,
что материализовалась мысль моя,
и сюда идёт она,
иль кто прикрылся этим ником.

А если это кафедра,
аль целый философский факультет,
иль может весь университет?!
Ой нет, нет, нет!

Ура! Ура! Спасенье есть!
И в том оно,
чтоб время обнулить
согласно мудрецу Зенону!

Вот было бы прикольно
если б те кто движется ко мне
шагали б в одном
определённом месте.

Вот только к кофе как дойти,
ведь и я тогда бегу на месте.
Ну уж нет, не будет так!
Из-за кофе сдаться я готов!

И пусть при случае ко мне
заходят парадоксом увлечённые,
без разницы: Лидия одна, иль философский факультет,
с Физиками и Математиками вместе.

Если кофе не хватит на всех,
то не обратим внимание на проблему!
Поскольку от встречи новых людей
будем ждать свежих идей!


Рецензии