Характер - вот что важно в человеке

О  Мозжарове Иване Васильевиче.

Характер - вот что важно в человеке,
чтобы прожить жизнь достойно!
(рассказ со слов героя)

Сегодня на дворе 2010 год. Страна празднует 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная закаляла и формировала в соотечественниках такие же великие и крепкие характеры! О юноше с таким характером, отличнике, связисте, хочу рассказать вам.

Человеку , который  встречал меня на пороге своей квартиры, я не сказала бы, что 28 августа  2010 года исполнится 91 год!
Дальше его рассказ…
После окончания 10-го класса поступил в Ульяновское училище связи. В 1939 году закончил с отличием. Одели в форму, Ивана Васильевича Мозжарова, и как он говорит, прикрепили 2 кубыря (2 кубика, так называли звание лейтенанта) и на формирование. При Волжском военном округе формировалась 336-я стрелковая дивизия, при ней 1132-ой стрелковый полк, в котором  Ивана Васильевича назначили командовать ротой связи.
Дальше мой герой не хочет говорить, у него на глаза наворачиваются слезы.
А не хотел говорить Иван Васильевич о том, как не готовы были к войне, как без оружия и всего необходимого для осуществления связи начали воевать. Но потом решил, что это будет важно для молодых, чтобы они в тяжелый жизненных ситуациях не унывали, имея такой пример. Только по этому Иван Васильевич продолжил свой рассказ.
Задача  передо мной стояла сформировать роту связистов. Пришло пополнение.
- Связисты есть? - спрашивает начальник штаба.
- Никого. Второе пополнение пришло.
- Есть связисты?  Выходит один человек. Кто такой?
- Связист. По столбам в деревне, радио протягивал.                Этому связисту, почти, сорок лет.  Третье, четвертое пополнение гражданских - связистов нет! Посмотрев на это, начальник штаба выстроил всех в линеечку и объявил на первый, второй рассчитайся! Так набрали роту, 79 человек.  Офицеров не было совсем.  Людей дали неподготовленных. Нет связистов. На подготовку выделенных было отпущено всего месяц. Что делать? Как готовить? В роте нет ни одного телефона, ни коммутатора, ничего. А этих отцов надо готовить, из них надо сделать связистов! Иван Васильевич взял фанеру и углем, практически на пальцах, стал обучать своих отцов, что такое связь. Рисовал зажим телефонного аппарата и его подключение. На пальцах обучить работе на коммутаторе, радиостанции — нельзя! Будешь тут плакать. Всем кого обучал было уже за сорок, они в отцы мне годились, но очень внимательны были и принимали как главного, не смотря на мой возраст, а мне тогда было 23 года.
Месяц прошел. Приказ. Город Руза в Подмосковье. По дороге нас обстреляла немецкая авиация. В роте всего 5 винтовок, по роте «ползет» шёпот, что это предательство?... Кто-то бросил клич, бей немцев - вооружайся! Какое предательство, ведь мы не регулярная армия, а в то время всё и оружие, и техника  боевая всё  было сосредоточено в ней.
Прибыли на смену полку, который переводился в другую часть военных действий. У них был кабель, 2 телефона (один в штабе,  другой на наблюдательном посту). Забрали. Нам не оставили. Дальше обращаюсь  к начальнику штаба, товарищу майору, мол как будем осуществлять связь? Майору надо принимать решение. Смотреть чего нет и некогда. Будем делать так отвечает майор Ивану Васильевичу. Направляй в каждый батальон по 3 человека, а остальных при штабе оставить — это и будет пешая - посыльная связь. (Молодому отличнику, связисту, хотелось бы проявить свои знания, для пользы дела, но начиналось все как в старину - пешие посыльные!)
В таком состоянии  мы и пошли в общее наступление под командованием генерала Жукова. Немцев выгнали. С границы с Японией прибыли регулярные войска, вооруженные всей техникой. Вот это уже дело! ( Слова автора - Ивана Васильевича. Такой при этом довольный, как-будто, эта регулярная армия только что подошла и стоит у деревни Десна).
— Мы за время наступления, продолжает он, собрали немецкий кабель, телефонные аппараты и на этом  уже стали проводить обучение во всех трёх батальонах.
В ноябре, декабре 1941 года по февраль 1942 года Иван Васильевич, участвовал в битве под Москвой, дальше по Калининскому фрону дошел до Ржева. После ранения попал в 38 гвардейскую дивизию, 11 стрелкового корпуса в должности помощник начальника дивизии по радио.
Мой герой так просто сказал, что было ранение. Прошу его рассказать немного подробнее об этом. Зачем, говорит, просто ранение голиностопного сустава, пуля прошла на вылет. Один месяц повалялся и на фронт. После этого меня контузило. (Про контузию, умалчивает). Конечно последствия остались, немного плохо слышит сейчас. И это мне рассказывает человек, которому 90 лет-говорю ему я! Улыбаемся! А он говорит: «Тяжелая военная жизнь закалила нас. Умывались снегом, спали на снегу, не мылись в бане по 3 месяца, не спали по 3 суток, а нервное напряжение - это все и сделало нас крепкими и выносливыми.
В 1942-1943 гг., появляются радио-средства, продолжает Иван Васильевич, но командиры полков не пользуются ими, даже игнорируют из страха быть замеченными немецкими связистами. Это доходит до Сталина и выходит приказ о прекращении страха в использовании связи на фронте. И здесь уже командиры стали очень активно пользоваться связью, что было очень радостно, рассказывает Иван Васильевич
Прошу Ивана Васильевича рассказать какой-нибудь случай, который ему запомнился. "Был такой", - говорит он и продолжает свой рассказ.
"Это чистая случайность. Была зима 1942 года. После трех дней похода, без сна и отдыха, была передышка и все уснули. Когда я проснулся, вокруг меня черный снег - от взрыва. Взрыва я не слышал. Я жив. В метрах 15 от меня возле дерева стоит солдатик на правом колене, опираясь на автомат. Так заснул. Подошел, а он мертв, верхней части  головы нет. Ужасно! Разбираться некогда. Надо бежать, догонять своих. 
По следам догнал. Уже записали убитым. Говорю командиру, как быть, а он говорит документы уже отправили. И тут возвращается посыльный. Забыли поставить какую-то печать или что-то еще… Вот я теперь и по документам жив."
(Думаю это и была именно та контузия, о которой  мой герой не говорит.)

Так, Иван Васильевич, Мозжаров дошел до границы с Германией, города Кёнигсберга. После войны ( до 1957 года), его назначили помощником начальника связи 11-ой гвардии стрелковой дивизии  3-х Красных Орденов Кутузова, Суворова, Александра Невского.
Иван Васильевич очень гордится тем, что он — гвардеец. В 1957 году штаб расформировали. Все дивизии  подчинились штабу округа. Всех штабистов ждало назначение. Ивана Васильевича назначили начальником штаба в/ч 63130, 198-го отдельного релейного радио-батальона , а в 1960 году он стал командиром этой части. В 1966 году демобилизовался в звании Гвардии полковник. На груди у него сияют три Красные звезды, Орден боевого Красного знамени, Орден Отечественной войны 1 степени. Особо с честью он носит Гвардейский знак. Ведь Гвардия - это жизнь Ивана Васильевича. Гвардия- это его закалка и его судьба и его характер. И сейчас он любит быть активным, сам копает свой земельный участок. 
При нашей встрече Иван Васильевич не хотел, чтобы о нем писали и был немного суров ко мне, но расставались мы, как давние друзья с улыбкой желая друг другу долгой жизни и радости каждый день!

        Крепость и сила характера, формируются на протяжении всей жизни.
 Преодолевай трудности, не ропщи на жизнь,  живи и делай все, что можешь - с честью и ты пройдёшь этот путь, называемый, моя жизнь - достойно!

 Мне остается только пожелать всем читателям, бодрости, хорошо чувствовать себя и дожить до 91 года и дольше, как мой герой - гвардеец Мозжаров Иван Васильевич!

апрель 2010 год


Рецензии