Про Федотку-сиротку и птицу Агнию Барто

Достала из книжного шкафа старый блокнот, куда записывала когда-то детские перлы своей дочери...
***
Дарье год и восемь месяцев. Она уже хорошо говорит. Однажды в парке к Даше подбежал большущий дог и энергично ее обнюхал. Собака вела себя добродушно, но дочка все-таки испугалась.

- Даша, если опять подбежит собачка, ты стой спокойно, руками не маши, скажи ей «фу!», это такая специальная команда, как «брысь» для кошек, - посоветовала я взволнованной дочери.

Даша все поняла и принялась тоненьким голоском повторять, обращаясь к делающему поблизости свои собачьи делишки догу: «Фу, собака, фу!»
А потом, увидев на земле результаты его жизнедеятельности, произнесла уже с совершенно другой интонацией: «Фу-у-у, собака, фу-у-у…»

***
Читаю Дарье «Доктора Айболита» Корнея Чуковского. Дошли до «телеграммы от гиппопотама». Новые слова дочку явно заинтересовали, она пытается повторять: «И попа там… папа там». Слезла с дивана и стремглав побежала на кухню, где ужинал отец, а вернулась с радостными криками: «Папа там!»

Читаем «Айболита» дальше. Когда я с излишним, наверное, пафосом продекламировала: «О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними, больными, с моими зверями лесными?», Дарья скривила губы, глаза ее наполнились слезами, и она зарыдала. Прибежал встревоженный Дашин папа, и мы вместе стали успокаивать малышку: «Он не утонул, он всех вылечил!»

Постепенно рыдания затихли.Я поскорее перевернула несколько страниц и стала читать первый попавшийся стишок, чтобы отвлечь внимание дочки. Стишок назывался вполне нейтрально – «Федотка». И вдруг, на полном ходу, уже не в силах остановиться, я сообщаю едва успокоившейся дочери, что «Бедный Федотка – сиротка. Плачет несчастный Федотка, нет у него никого, кто пожалел бы его. Только мама, да дядя, да тетка, только папа, да дедушка с бабушкой». Даша тут же всхлипывает и повторяет: «Никао-о-о, Дар-р-реньку пожа-еть…». И рыдания возобновляются с новой силой.

***
Дарье – год и девять месяцев. Она девочка с характером: умная, немножко вредная и нервная. Любит рисовать каляки-маляки фломастерами и «читать» книжки с картинками. А еще есть у Даши игрушка: рыжий котенок на батарейках, он ходит по комнате, машет хвостиком и мяукает. Даша много раз видела, как мы меняли в нем батарейки.

И вдруг во время прогулки мы увидели мертвого голубя. Дарья остановилась возле него и несколько минут молча разглядывала. Я забеспокоилась: не испугалась ли дочка? И уже мысленно стала подбирать слова, чтобы рассказать маленькому человечку об извечной загадке жизни – бренности всего земного.

Но тут Даша повернулась ко мне и, не зная того, процитировала бессмертную фразу из «Кавказской пленницы»:
- Птичку жайко!

А потом потребовала: «Мама, спасти птичку!» Я пришла в замешательство: «Даренька, ее уже нельзя спасти, она умерла, пойдем-ка лучше отсюда!» Но Даша посмотрела на меня с сожалением, как взрослый на младенца:
- Батар-р-рейки менять, скор-рей, скор-рей!

***
Нашему полосатому красавцу – коту Тигрису (которого мы еще до рождения Даши подобрали на улице больным, голодным котенком с еще молочными голубыми глазами, и вылечили-вырастили) уже четыре года. Ковер, мебель и обои страдают от его когтей изрядно. Чтобы хоть как-то уменьшить урон, мы недавно купили Тигре так называемый «кошкин дом» - внизу домик, обитый искусственным мехом, наверху – полочка, а между ними – столбик для точки когтей. Пусть с запозданием, но решили приучить кота к «цивилизации». Однако нашим мечтам не суждено было сбыться.

Даша увидела кошкин дом. Осмотрела. Сооружение ей понравилось.
- Не кошкин! Дарин дом! – заявила она.

- Ну как же так, Даренька? – стали уговаривать мама, папа и бабушка. – Посмотри, какой домик маленький, ты ведь туда не уместишься. А Тигорке в самый раз.

Но Дарья твердо стояла на своем. Попыталась влезть в домик – не вышло. Тогда она легла на пол и засунула в домик правую ножку. Удовлетворенно засмеялась:
- Одна ножка въ-езла – Дарин дом!

Потом вскочила и принялась «точить когти» о столбик: «Вот такь, вот такь, когти стричь не будю!»

Кот Тигра, с философским спокойствием наблюдавший из-под стола эту бурю эмоций, сделал для себя правильные выводы и теперь, несмотря на все мои усилия и уговоры, обходит кошкин дом стороной, продолжая точить когти о диван и ковер. А Даша поместила на жительство в «конурку» свою игрушечную собачку.

***
Купили бутылку газированной минеральной воды. Дарья заинтересовалась странными пузырьками и попросила попробовать. Налили в чашку. Даша сделала глоток и – оттолкнула чашку.
- Фу! Вода кусачая!

***
Купаю перед сном двухлетнюю Дашу. Вдруг она быстро наклоняет голову и к моему великому ужасу… набирает в рот мыльную воду из ванны! Уговоры выплюнуть поскорее эту гадость совершенно не помогают. Я в недоумении и отчаянии. Наконец Дарья, как кит, выпускает изо рта настоящий фонтан, а потом с большим достоинством объясняет: «У Дарики язык вспотель, вот пр-рополяскала!»

***
Кот Тигрис на глазах у Дарьи эффектно прыгнул через ее детский стульчик. Даша потрясена. Схватила меня за руку, показывает на Тигриса и кричит: «Воть как чер-резпрыгнюль!» Я ее мягко поправляю: «Не черезпрыгнул, Даренька, а пе-ре-прыгнул». Даша послушно повторила за мной – «пер-репрыгнюль». Но потом подошла к стульчику, осмотрела его внимательно, подумала и опять за свое: «Неть. Тигорка стульчик че-рез-прыгнуль!»

***
Собираюсь на работу, опаздываю. Дарья остается дома с папой, потому что он сегодня выходной. Страшно спешу, хватаю сумку с документами, буквально на ходу подмазываю в коридоре перед зеркалом губы помадой. Даша и папа меня провожают. Я посылаю Дарье воздушные поцелуи и бодро бросаю: «Ну, все, ребята, я полетела». И вдруг Дарья хватает новенький веник, притулившийся в углу, протягивает его мне и в страшном волнении кричит: «На, мама Лена, на!». Я останавливаюсь на пороге  и смотрю на Дашку во все глаза: «Дочь, а веник-то мне зачем?»
Дарья тоже удивлена: почему мама такая бестолковая, элементарных вещей не понимает? Объясняет мне: «Баба-Яга летеля… бистро-бистро! На, лети!»

***
Даше два года. Она шустрая, разговорчивая девочка (вот только звук «л» пока не выговаривает).
Я вышла на минутку из комнаты, а когда зашла обратно, то увидела странную картину: Даша положила себе на спину подушку и ползает! Спрашиваю: «Дарья Алексеевна, чем это вы тут занимаетесь?» Она вскочила, хохочет-заливается, наконец, давясь смехом, объясняет:
- Ма-енький чер-р-репашонок к маме припо-йз!

***
Даша у папы на руках. Прижалась к нему щечкой и тут же отпрянула: «Ко-ючий папа!» Тот стал оправдываться: «Я еще не успел побриться, вот щетина и колется». Дарья перебралась ко мне на колени, погладила мое лицо рукой и сообщила: «Мама мягкая, мама успела побриться».

***
Даше два года и семь месяцев. Как-то вечером забираю ее из ясельной группы детского сада. Рядом другая мама одевает свою малышку. Та сидит спокойно, а Дашу-егозу одеть трудно: вертится во все стороны, дрыгает ногами, все время норовит вскочить и куда-нибудь убежать. Вдруг хватает меня пальчиками за мочку уха и спрашивает:
- Мама, а почему у тебя нет подушников?
Будучи уже в некотором раздражении (ведь одеть моего сорванца никак не удается), бурчу ей: мол, сиди спокойно, какие еще «подушники»?

Дарья – человек настойчивый, да и мамино ворчание её нисколько не пугает. Она показывает на красивые серьги «чужой мамы», которая уже одела свою дочку, и опять спрашивает, почему у меня нет подушников.
- Сережек, что ли? – догадываюсь я. – Это называется «сережки».

Дарья смотрит на меня в недоумении:
- Есть в садике такой Сережка, а тут (трогает себя за мочку уха) – «подушники».

***
Даша куда-то спрятала свою игрушечную дудочку, так что и сама найти не может. Зовет на помощь бабушку: «Бабушка Верушка! Искай мою дудочку!» Та в ответ головой качает: «Ты потеряла, а я искать должна? Это еще почему?» Даша хитренько улыбается:
- Но ты же моя искайка!
- Вот как? А ты кто тогда?
- А я потеряйка…

***
Дашин моторчик выключается лишь тогда, когда ей читают книжки. Рассматривать картинки, слушать детские стихи, сказочки она может часами (было бы терпение у взрослых!). Очень любит стихи Агнии Барто.
 
- Агния Барто – она что, огонь брала? – уточняет Даша (интересно, что «агни» действительно означает «огонь», «огненный» на санскрите).

Имя Агния вообще очень нравится моей дочери. Узнали мы об этом так. Даша уже больше полугода мечтала о некоей таинственной и загадочной игрушке, которую окрестила «птицей Гагой». Но какая она, эта Гага, никто не знал, даже сама Даша. Она её выдумала.

Поэтому у нас возник своеобразный ритуал: мы приходили в магазин игрушек, показывали Даше всевозможных уток и пингвинов. Она осматривала прилавки и грустно говорила, что Гаги здесь нет, и мы благополучно уходили. И вдруг однажды на прилавке появился большой яркий игрушечный попугай! Мы с Дашиным папой не подозревали о такой «опасности», и, когда дочка в очередной раз попросила поискать Гагу, смело пришли с ней в магазин.

Когда Даша увидела попугая, случилось страшное. Она смотрела на игрушку неотрывно и влюблённо. Она вцепилась пальцами в стоечку прилавка, не хотела уходить. Шептала срывающимся голосом, что «Гага не хочет оставаться здесь одна, ей тут страшно, Гага будет плакать, Гага хочет к Даше домой…»

Мы с Дашиным папой чуть не рыдали! Но денег на дорогую игрушку у нас не было, пришлось дочке познать первое в жизни разочарование.

Прошло две недели. И хотя Дарья ни одним словом не напоминала нам про Гагу, только вздыхала и рисовала в тетрадке подозрительно похожие на попугая каляки-маляки, мы решили, что эта игрушка будет хорошим подарком на новый год. Тем более, что мне дали премию. Лишь бы Гагу не купили до нас!

О, сколько было счастья, восторгов и поцелуев, когда Даша увидела Гагу у себя дома! Ее глаза горели, она обнимала долгожданную птицу!
- Как же ты назовешь попугая?
- Агния Барто! – не раздумывая, выпалила Даша, - птица Гага по фамилии Барто.

Правда, конец истории про Гагу Барто оказался совсем не веселым. Уже на следующий день Даша охладела к бедной птичке и никогда не выделяла ее среди других игрушек.

И зачем только мы купили эту птицу Гагу? Такая красивая, такая яркая была у ребенка мечта! И так весело было искать вместе с дочкой нечто неведомое…


Рецензии