Mind Transformation 299

299.
Гейне “Письма”, S, g, c, j, E, D, d, s – 1, i – 3, M, w – 6km. m – 180m, e – 60m
A{1, 2, 89, 104}, G{40, 20}.
Большую часть дня провел за чтением писем Гейне. Прочитал сотню страниц. Чем больше читаю его письма, тем сильнее разочаровываюсь в его характере. В сущности – большая часть содержания писем является непрекращающейся жалобой на недостаточность материального положения, плохое здоровье, козни врагов и пр. и пр. Особенно отвратительны его мелочность и пресмыкательство в деле с наследством дяди миллионера. Да и вообще, мое первоначальное представление о Гейне, как о фанатике поэтического стиля и борце за гуманистические идеалы, очень сильно пошатнулось, когда я обнаружил, что две третьих написанного им были жалкой поденщиной, способствующей тому, чтобы окупить постоянные поездки на курорты, роскошную жизнь в Париже, балы, театры, дикарку-жену и т.д. Множество писем, написанных к Кампэ (издателю его сочинений) проникнуты таким меркантилизмом, что возникает вопрос, как вообще такой мот, находящийся в смехотворной для поэта зависимости от денег, мог писать свои гениальные стихи, поэмы и прозу?
А еще он так трясется от воображаемых звуков, якобы со всех сторон порочащих его «честное имя», что невозможно это наблюдать без презрительной насмешки. – Мои враги повсюду клевещут на меня: А написал в газете, что обозвал меня ослом, и я вызвал его на дуэль; Б опорочил мое доброе имя, уличив меня в несуществующем сношении с партией Х; В высказался неодобрительно о моих стихах и назвал меня земляным червяком и т.д. и т.п.
Кароче, надеясь найти в письмах Гейне отражение его духовного роста, я не нашел ничего, что бы оправдывало мои ожидания. А страдания и сетование на здоровье – ну что ж, кто им только не был подвержен. Впрочем, я конечно же не оспариваю тут его гениальности, и вообще-то далек от того, чтобы на основании писем и сложившегося у меня представления о его личности выносить суждение по поводу его произведений. Правда из того, что я читал в русском переводе (10 томов почти), я не могу ничего вспомнить, о чем мог бы сказать с восхищением.

To the beginning: http://www.proza.ru/2018/03/10/1530
Next: http://www.proza.ru/2019/04/06/52


Рецензии