Как бы дров не наломать... О школьном туризме

                Как бы дров не наломать... Мои первые походы со школьниками. Из походных зарисовок.

                Фото озера Глухое, южный берег.

          Вероятно мне судьбой было определено заниматься туризмом со школьниками. И начались мои походы с детьми в годы, когда я ещё сам был в туризме новичком. Вот в соответствии со своей тогдашней подготовкой и проводил те первые походы. Документов регламентировавших школьный туризм не знал и не предполагал, что они существуют.
          Можно считать удачей, что в то время не занялся постоянной работой с детьми, – избежал ошибок свойственных неопытным руководителям. Мог бы и дров наломать.

          Когда, спустя годы, меня пригласили в Дом пионеров на работу по совместительству, я уже имел приличный опыт, – мог сам определять тактику похода и предвидеть возможные сложные ситуации. Научился определять границу допустимого риска, чувствовать грань за которую ступать нельзя.
          Достиг, конечно, личным опытом, оказываясь порой на острие этой грани.   Чужой опыт не учит, а если и учит, то не ограждает от попыток проверить острые ситуации на своей шкуре. Вот я и проверял, намечая порой почти авантюрные маршруты. Хорошо что эксперименты на выживание проводились в походах со взрослыми.
          Но всё это пришло позже, а первые походы с детьми я проводил крайне безграмотно. Мысль – «как бы дров не наломать...», меня не посещала, – самоуверенность, по молодости, была безграничной.

          Первые мои походы были с учащимися подшефной школы. Объект посещения намечали учителя совместно с родительским комитетом, а потом уже просили профком завода выделить проводника, знающего путь к этой достопримечательности.
          Профком назначал меня как руководителя заводской секции. Причём,  иногда я должен был вести группу в место где и сам не бывал, и не имел ни карт, ни хотя бы примитивной схемы. Но эти вопросы ни кого не волновали.

          Хорошо запомнился один из таких походов, вероятно даже первый.
Золотая осень уральского бабьего лета, участники – десятиклассники подшефной школы № 106.
          Замыслившие маршрут учителя в поход не пошли. Видимо посчитали, что двух взрослых на группу достаточно. Вторым «взрослым» был тоже работник завода Женя Татьянкин, юнец лет восемнадцати, мало отличавшийся от школьников. Как он оказался в группе вспомнить не могу. Скорее всего среди учеников был кто-то из его родственников. Я оказался и проводником и педагогом.

          Маршрут предстоял от горы Хрустальная на Московском тракте до озера Глухое с ночёвкой не его берегу в палатках и возвращением назад.
          А я в том районе никогда и не был. Место мало посещаемое, интересное только глушью тайги и болот. Недаром и озеро – Глухое.
          Срочно набросал кроки со схемы лесных угодий начала века. Есть такая у меня. Дорог и троп на ней нет , но квартальные просеки обозначены чётко.

          Вот по просеке я и повёл караван подростков. Шли по старым вырубкам, тайге и болотам, зная, что просека упрётся в озеро. Намучились и школьники и мы, взрослые. Мы больше от необходимости постоянно подбадривать отстающих.
          Доходило и до забавного – в топком камышовом болоте одна из девчушек села на кочку и заявила: «Дальше не пойду. Устала... и вообще... мне скучно»  Дальше пойдёт только при личном сопровождении её Женей.
          Этот каприз мне был понятен, – девушка «положила глаз» на молодого и симпатичного парня и решила таким образом привлечь его внимание. Кажется, не безуспешно...

          К вечеру уткнулись в озеро. Низкий заболоченный берег зарос болотным ивняком и камышом в рост человека, – бивак не разбить. Пришлось обходить, искать сухой берег с полянкой.
          На биваке тоже возникли проблемы – школяры даже не умели разжечь костёр, да и тащили для костра сырой валежник. Пришлось всё показывать, обучать простейшим приёмам таёжного путешественника, которым и сам только недавно овладел.
          Как обычно долго не укладывались, сидели у костра, разучивая тогдашние бесхитростные туристские песни.

          Утром залезли на стоящую у берега пожарную вышку. С неё осмотрел окружавшие озеро болота и наметил примерный путь на юг к озеру Чусовскому и на запад к Половинному. Вдруг в будущем придётся туда сходить.
          Что туда можно добраться и по дорогам не задумывался – уже привык прокладывать путь по просекам и азимуту. Впрочем, к Половинному нет ни дорог ни троп, – оно со всех сторон окружено болотом, местами непроходимым.

          На противоположном берегу обнаружил домик лесничества от которого в обход болот вела приличная лесная тропинка. Видя, что ребят пробирает дрожь даже от мысли возвращаться по просеке, предложил воспользоваться этой  дорогой.  Встретили на ура. И в пути даже песни горланили
          На возвращение затратили всего два часа, тогда как к озеру добирались более шести.
          Это был мой первый опыт в школьном туризме. И мне повезло: обошлось без травм и даже мелких потёртостей.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/08/1699


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий Дмитриевич! В 1976 закончил 106 - ю, куда пришел из 9-го интерната в 2-м классе. Было там не мало учителей замечательных учителей. Было бы интересно узнать про то, кто вам запомнился из моей школы...

Эдуард Островский   09.04.2019 20:55     Заявить о нарушении
Добрый день, Эдуард.
К сожалению, у меня не было знакомых преподавателей из 106-й. Смутно помню только одну, её долгие годы завыод приглашал на лето в качестве директора пионер лагеря. Кажется Васильева, ИО не поиню.
Зато у меня много знакомых школьников, прошедших через турклуб Чкаловец. Приятельские отношение с ними сохранились и после. В 2010г. многие из них собирались у меня дома на презентации моей книги о путешествиях. Увы,единственной, хотя написано много.
Фамилии этих бывших школяров есть во многих моих зарисовках о школьном туризме. Они заканчивали колу в 80-х и начале 90-х
С уважением,

Анатолий Емельяшин   10.04.2019 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.