В. Агошков Премии, храм ж. д. ст. Орёл, Пасха

В.Агошков. Премия за статьи о бедных,
об освящении храма при станции Орёл, Пасха...
*
Ведомости объявили о том, что назначена Премия Августейшего Имени Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Утверждение данной премии имеет целью поощрить появление в печати на русском языке возможно большего числа сочинений по вопросам о призрении бедных и вообще о благотворительности. Сумма – 20000 руб.
*
19-го января 1903 года. УКАЗ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА.
По определению СВЯТЕЙШЕГО Правительствующаго Синода, изложенному в указе отъ 7 сего января за № 79, при новоустроенной церкви железнодорожной станции „Орелъ" открыть самостоятельный приходя изъ железнодорожныхъ служащихъ, проживающих в г. Орле на железнодорожной земле, съ учреждением при семъ храме штата причта изъ священника и псаломщика съ темъ, чтобы содержание ихъ обращалось исключительно на изысканныя местныя средства.
*
1903год. Стр.314.
Если принимаете свидетельство человеческое, то свидетельство Божье больше (Иоан.  5, 9). Мы видели, что каждый человекъ и въ религиозномъ отношении долженъ чему- нибудь верить, что никто не можетъ быть безъ всякой веры. Если человекъ не веритъ истине, то долженъ верить лжи.

Наполеонъ 1 и III верили действительно ворожеям и гадалкамъ по картамъ. Да и сами вы, может быть, знаете, как болтавшие о себе, что они не верят ни в Бога и ни во что, боятся одни оставаться в тёмной комнате, страшатся привидений и т. п. Такимъ образомъ не правдо  солга себе. Храните же свою веру свято, ибо безъ нея не возможно ни угодить Богу, ни быть счастливым на земле, ни получишь блаженства на небе. Не убоимся при случае твердо заметить всякому не верующему  Фоме: «не буди не веренъ, но веренъ», такъ какъ совершенное безумие не верить тому, что говоритъ Богъ.
(Без подписи).
*
ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ.
Нашъ народъ окружаетъ Пасху разнообразными обычаями и  верованиями, между которыми есть и благочестивые, освященные Церковью, а есть и суеверные, изобретенные народною фантазией.  Такъ, издавна существуетъ благочестивый народный обычай, общий всему православному миру, приносить въ церковь для освящения разные яства, чемъ ясно выражается народная привычка приступать къ трапезе съ благословения Церкви. При яствахъ обыкновенно ставятся свечи, какъ знакъ чистоты земной жизни, восприявшей светлую веру въ воскресение и жизнь вечную. Изъ храма благочестивые обычаи переходятъ и въ частную жизнь поселянъ. Въ лице своихъ священнослужителей Церковь приветствуетъ съ светлымъ праздникомъ всехъ верующихъ, что особенно дорого темъ, кто по разнымъ обстоятельствамъ, напр, по болезни или дальности и затруднительности пути, не присутствовалъ у пасхальной службы.

И какъ ждетъ въ своей бедной закоптелой хижине крестьянинъ того момента, когда причтъ церковный съ иконами посетитъ его домъ съ вестью о Воскресении Христовомъ! Какъ заботливо готовится онъ къ тому, чтобы достойно встретить духовенство и воспользоваться случаемъ у себя на дому помолиться Господу о своемъ житейскомъ благополучии! Въ ожидании духовенства въ селахъ и деревняхъ обыкновенно ставится въ разныхъ посудахъ зерновой хлебъ, на которомъ поставляются приносимыя церковные иконы. Освященный иконами и богослужениемъ и окропленный святой водой, хлебъ этотъ сохраняется для начала весеннихъ посевовъ. Въ домахъ крестьянъ обыкновенно служатся молебны съ акафистами святымъ, особенно чтимымъ нашим народомъ: иногда освящаютъ воду во дворахъ и кропятъ ею скотъ и хлева для благополучия въ хозяйстве.
Не обходится дело и безъ некоторыхъ суеверныхъ обрядовъ. После „величания Пасхи", т. е. пения „Да воскреснетъ Богъ". во время чего члены семейства прикладываются къ св. иконамъ и даже „для здоровья" проходятъ подъ ними, въ некоторыхъ селахъ нашей епархии крестьянки бросаютъ на крышу дома скатерти, чтобы „ленъ росъ высоко". Хождение по приходу сопровождается доселе своеобразными особенностями въ нашихъ селахъ. Многие изъ прихожанъ обоего пола даютъ обетъ „потрудиться для Бога" и спасения души" во время Пасхи, для чего сопровождаютъ духовенство по приходу, носятъ иконы или просто следуютъ за причтомъ изь дома въ домъ.
Иногда случается, что подобные „оброчники", какъ называетъ ихъ народъ, вместо молитвы позволяють себе излишества въ угощенияхъ хлебосольными крестьянами и потому составляютъ неприятную тяготу для духовенства. Некоторые изъ нихъ часто прикрываются только благими намерениями, имея въ виду сладко покормиться на мирской счетъ, а подчас и собрать хлеба и яицъ. Поэтому, такое хождение по приходу въ некоторыхъ уездахъ нашей епархии называется „подниманием или собиранием колоса". Смыслъ этого выражения станетъ понятным, если принять во внимание, что в некоторыхъ местахъ России бедный людъ собираетъ по сжатымъ полямъ односельчанъ растерянныя колосья для своего пропитания, а въ Пасху, следовательно, „оброчники" собираютъ отъ щедротъ добрыхъ поселян.
(Думается, что в данном случае автор А.С-инъ не совсем прав. Данный обычай, скорее всего, остался от языческих времён, когда наши предки почитали бога Велеса.-В.А.)
Самый распространенный и глубоко вошедший в народную жизнь пасхальный обычай – обмен крашеными яйцами при христосовании мирян с священнослужителями и между собою. Начало этому обычаю, по преданию, положила еще Мария Магдалина, которая  поднесла въ даръ императору Тиберию красное яйцо с приветствием „Христосъ воскресе" и так начала свою проповедь о Воскреcшем Христе. Первое пасхальное яйцо в глазахъ народа имеетъ даже отчасти суеверное значение. Его берегут, какъ талисманъ – отыскивать клады, отъ пожара, грабежа;  имъ христосуются на кладбищах съ покойными родственниками в уверенности, что последние услышат пасхальный привет. Его берут в поле при засеве хлеба в надежде на урожай.
На Вознесенье ходятъ крестьяне в поле и подбрасывают кверху Красные яйца, чтобы  высоко росла рожь. В играх и песнях весны яйца символизируют плодородие и обновление возрожденной природы. В пасхальную седмицу яйца часто употребляются в разных крестьянских играх. Понятно, что употребление яиц с суевернымъ значением нужно считать неуместным, и пастырямъ Церкви следуетъ заботиться об искоренении таких обычаев. Пасха, какъ праздник радости о Воскресшем Христе, соединяется у нашего народа со многими невинными верованиями, имеющими отношение к воспоминаемому событию.
По народному утверждению, в Светлый день природа как бы сочувствует воскресению Христа, сорадуется вместе с людьми и выражаетъ это в своих явлениях. Такъ, при восходе солнце, по выражению крестьян, „играет" на небосклоне, что заметно в особых розовых вспышках зари на востоке. Многие из крестьян считают своею обязанностью полюбоваться этим таинственным явлением природы и задолго до солнечного восхода собираются группами для наблюдения первых проблесков зари и солнечных лучей. Даже рай, по мнению крестьян, бывает открыт в Пасху, а потому всякий умерший в светлый день почитается святымъ: его душа прямо идетъ в рай. Ясно, что эта мысль зародилась в народе под влияниемъ церковных песнопений о всепрощении, и благодаря обычаю открывать в храмах на всю светлую неделю царские врата, что знаменует, по словам св. Златоуста, отверстие неба и воссоединение его с землею чрез искупительное воскресение и вознесение Христово. В этом веровании убеждают народ, между прочим, значительные сокращения и изменения в пасхальном чине отпевания умерших, особо положенном по Требнику…
Мало того, по народному верованию, даже Сам Христос с апостолами от Пасхи до Вознесенья сокровенно странствует по земле между людьми, награждая добрых и карая злых. Поэтому во многих селах нашей епархии крестьяне и теперь ставят на столах яства для странников и нищих. Но, с другой стороны, в провождении нашим народом Пасхальной седмицы есть и печальные крайности. В некоторых селах Пасха празднуется слишком весело и шумно, переходя подчас в широкий разгул. Особенно это нужно сказать о развлечениях молодежи, которая почти не знает границ веселья. Она толпами собирается и днем, и вечерами звонить на церковной колокольне, а на погостахъ для игръ и развлечений, где водит хороводы, поет шумно песни, часто с неприличным содержанием.
Не отстает и возмужалое население в легкомысленном времяпровождении праздника. Местами существует, напр., жестокий и грубый обычай устраивать кулачные бои, сопровождающиеся сильными побоями и увечьями участников. Все это, понятно, омрачаетъ светлое торжество пасхальных дней и требует с стороны сельских пастырей особенной заботливости об искоренении этихъ грубых развлечений. Темному люду необходимо привить сознание важности и святости празднуемого события, чтобы его веселье сохраняло подобающее времени приличие и не переходило в печальные излишества. Полную возможность для такого воздействия на  поселян пастыри имеютъ при обычном хождении на Пасху по приходу... И в этомъ отношении сами пастыри прежде всего должны быть искренними свидетелями истины Воскресения Христова, во всем подавая своим прихожанамъ  пример для подражания.
Автор А. С-инь.


(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель, 2019г


Рецензии