Каск Михаил Гансович

Капитану Каску Михаилу Гансовичу и его теплоходу «Вацлав Воровский»  посвящается.

      Теплоход  «Канин» с 1 декабря 1978 года находился в большом  ремонте,  на мурманском СРЗ. Ремонт должен был закончиться к 1 марта 1979 года.  Я готовился к утверждению капитаном на Совете пароходства, который  был назначен на 11 часов  утра 1 марта.
 
      Но, накануне Совета пароходства, меня вызвали к начальнику отдела кадров Бондареву Александру Васильевичу, который меня огорошил прямо с порога: -  «Вячеслав Васильевич, а как ты смотришь на то, что мы тебя пошлем на повышение?».

      Я ничего не понял. Ведь утверждение капитаном в 30 лет – это уже большое повышение! Но оказывается, что руководство пароходства, поразмыслив о том, что молодой капитан может действительно не справиться в такой сложной психологической обстановке, которая существовала на «Канине», решило послать меня на «повышение» - дублером капитана на наш флагманский лайнер – теплоход «Вацлав Воровский».

       По должности - это не было повышением, но по статусу судна – конечно же, повышение! На такой крупный лайнер могли послать ведь только  самых лучших! Так я думал...

     Пассажирский лайнер «Вацлав Воровский»  в несколько раз превышал «Канин»,  как по водоизмещению, так и по пассажиро- и грузовместимости.

      «Вацлав Воровский» брал на борт 411 пассажиров, а «Канин» -92. Ну и все остальные размеры судна значительно превосходили канинские. Конечно, для меня это было действительно повышение.

     А утром 1 марта на борт «Канина» прибыл новый капитан – Мичков Анатолий Николаевич, которому я и сдал дела капитана, предварительно в подробностях обрисовав  ему психологический климат, который сложился на «Канине» при капитане Соколове Л.Г.

       В этот же день вечером я уже вышел в рейс на Иоканьгу в должности дублера капитана пассажирского лайнера «Вацлав Воровский», где и проработал до ноября месяца. А потом моя судьба сделала еще один крутой вираж. Я начал ходить в заграничные рейсы на новом судне – теплоходе «Клавдия Еланская». Но, сейчас речь пойдет о «Воровском».

     Самым крупным на Севере по размерам, тоннажу и пассажировместимости на протяжении почти 30 лет был теплоход «Вацлав Воровский» - суперлайнер пассажирского флота Мурманского морского пароходства.

     Штатный капитан «Вацлава Воровского» Михаил Гансович Каск был направлен в отпуск, дублёр капитана Самодёргин Володя был назначен капитаном, а меня назначили на его место.  Так я на 8 месяцев был определен для работы на самый крупный пассажирский лайнер Мурманского морского пароходства.

      Впервые я познакомился с судном,  будучи матросом - на годичной практике в ММП, когда мы пришли в гости с моими друзьями Сашей Казаковым, Юрой Берёзком и девушками, на «Вацлав Воровский» к нашему сокурснику по ЛМУ Саше Родикову, который там был на практике. На вахте стоял четвертый помощник капитана – также наш ЛМУ-шник Вася Казаков. Вася. Вася выделил нам каюту матери и ребёнка, где мы и провели любовную ночь, которую надолго запомнили…

      Капитана Каска М.Г. и почти весь комсостав я знал, так как мы с ними встречались на капитанских часах в ММП и на совещаниях в пассажирской службе, или, заходя в гости друг к другу при стоянках у морского вокзала.

      Судно было для меня знакомое, основной экипаж на нем редко менялся, старые моряки за него держались - судно считалось домашним. Рейсы, в основном, были короткие. Зимой трое суток рейс и трое суток стоянка в Мурманске у морского вокзала. Летом рейсы Мурманск –Архангельск и стоянка в Мурманске и Архангельске более суток. Иногда были и круизные рейсы, но это было редко. Капитан  Каск Михаил Гансович работал  на судне с приемки.  Старший командный состав на теплоходе тоже постоянный.

      Старпома я также хорошо знал. Окончил Валентин Михайлович Архангельскую мореходку, но со средним морским образованием в Мурманском Пароходстве молодые штурманы выше второго помощника подняться уже не могли. Морскую карьеру могли сделать только выпускники высших учебных заведений. Считалось, что, если человек окончил высшее учебное заведение, то он помимо полученных знаний, еще показал, что он стремится к чему-то, читает литературу, совершенствуется в своей профессии. Одним словом, он не остановится на достигнутом,  а будет двигаться по служебной лестнице до капитана. Со средним образованием в  Мурманском пароходстве работали капитаны и старпомы только с большим опытом. Валентину Михайловичу было  около сорока лет, и за свою должность он очень держался.…        Проработав  на «Воровском»  восемь месяцев, я получил достаточно большой опыт управления крупнотоннажным пассажирским  лайнером, что мне пригодилось в будущем…

       Теплоход "Вацлав Воровский" - грузопассажирское судно водоизмещением 5300 тонн. Теплоход построен 22.12.1959 года в Германской Демократической Республике. Длина 122.15 метра, ширина 16.04 метра, высота борта 7.62 метра, осадка 5.25 метра, скорость 18,5 узлов (34 километра в час), дедвейт 1042 / 4781, мощность 8000 л/с.

       Флагман  пассажирского флота Мурманского морского пароходства проработал в нашем пароходстве с 1959 по 1988 год. На борту теплохода было 337 спальных мест (общая поссажиро-вместимость 411 человек), два ресторана, бар, музыкальный салон, курительный салон, кинозал, судовая библиотека, работал сувенирный киоск.

     05.09.1966 года экипаж теплохода первым в ММП открыл высокоширотную круизную линию в Арктику по маршруту: Мурманск - остров Хейса (ЗФИ) - Диксон - Дудинка - Норильск - остров Вайгач - Соловецкие острова - порт Архангельск - Мурманск. Мурманское пароходство организовало первый арктический круиз на этом теплоходе по линии Архангельск - Игарка с заходом на Соловки, в Диксон, Дудинку, а на обратном пути - на остров Вайгач и в порт Мурманск. С 1967 года маршрут теплохода стал более привлекательным. «Вацлав Воровский» стал выполнять высокоширотные арктические круизы с заходом на Землю Франца - Иосифа. Здесь туристов высаживали на острове Хейса, окруженном плавающими айсбергами и льдами. Вокруг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи. Рейсы моментально завоевали популярность в СССР. Запись на круизы растягивалась на годы. Четыре круизных арктических рейса возглавил капитан Каск.

        За 29 лет эксплуатации экипаж теплохода выполнил 1609 рейсов, перевез 1 153 416 человек и 142 227 тонн грузов.

          Регулярные рейсы в Гремиху теплоход начал выполнять с 1966 года. Бессменным капитаном "В.Воровского" 25 лет, (с 1960 до 1985 года) был Михаил Гансович Каск.

      Самым крупным на Севере по размерам, тоннажу и пассажировместимости  на протяжении почти 30 лет был теплоход "Вацлав Воровский" - суперлайнер пассажирского флота Мурманского морского пароходства. Теплоход выполнял в основном рейсы между Мурманском и Йоканьгой, в летний период ходил до Архангельска. Судно также совершило несколько рейсов на Кубу, в район Джорджес-банки. Но прежде всего он вошел в историю как первооткрыватель круизной арктической линии.
   
      С 1978  года вместо «Вацлава Воровского» Арктические круизы стал выполнять теплоход «Клавдия Еланская». Четыре года я ходил в эти круизы… Почитать об этом можно в моих воспоминаниях, опубликованных на ПРОЗА.РУ. Но первый круиз был выполнен лайнером «Вацлав Воровский» и его капитаном Каском М.Г., который совершался на линии Архангельск - Игарка с заходом на Диксон, в Дудинку, а на обратном пути - на острова Вайгач, Соловки. С 1967 года "Вацлав Воровский" начал выполнять уже высокоширотные арктические круизы с заходом на Землю Франца - Иосифа (ЗФИ). Впервые туристы были высажены на остров Хейса, который был окружен плавающими айсбергами и льдами. Вокруг бродили белые медведи, а на льдинах лежали громаднейшие моржи. Это была настоящая полярная экзотика. Молва об арктических круизах моментально распространилась по всему Советскому Союзу. Очередь желающих посетить заповедные районы Арктики растягивалась на годы вперед. Тем более что по стоимости путевки в эти круизы были вполне доступны нашим гражданам, чего не скажешь о нынешних туристических рейсах атомоходов на Северный полюс. Некоторые туристы старались попасть в Арктику во второй и даже в третий раз.

      Высокоширотные рейсы стали возможны благодаря ледовому классу корпуса теплохода, большой мощности его главных двигателей (8 тысяч лошадиных сил), а также вследствие тщательной подготовки этих рейсов. Арктические круизы начинались обычно в первых числах сентября, когда устанавливалась наиболее благоприятная ледовая обстановка в районе ЗФИ. Плавание судна осуществлялось под руководством Штаба морских операций Западного района Арктики, который регулярно снабжал капитана информацией о гидрометеоусловиях в районе прохождения. Штаб также обеспечивал авиационную ледовую разведку и давал капитану рекомендации по выбору пути плавания. Кроме того, в этот период обычно на выгрузке находились 1-2 судна-снабженца полярных станций, которые, в случае неблагоприятных обстоятельств, всегда были готовы прийти на помощь теплоходу. И эти меры были нелишними. Даже в это время многочисленные проливы архипелага ЗФИ были забиты льдом и обломками айсбергов. Высадка туристов на острова была крайне неспокойная. Из-за постоянного движения льдов в проливах очень часто приходилось менять места якорной стоянки, а иногда возможности стать на якорь не было совсем. Так, например, в бухту Тихую острова Гукера, живописнейшее место на Земле Франца-Иосифа, где зимовал "Святой Фока" Георгия Седова, теплоходу "Вацлав Воровский" удалось зайти только один раз - в 1976 году.

     Впрочем, Арктика с ее сурово-капризным норовом однажды выдала "Вацлаву Воровскому" такой сюрприз, какого не было до этого сорок лет. Весной 1979 года Баренцево море было сплошь забито льдами. На переходе от Новой Земли до Харловки "Вацлав Воровский" еле вырвался из ледового плена,  и с 19 апреля по май судно не ходило в Йоканьгу.  Даже белые медведи обнаглели и заявились на остров Харлов, чтобы заняться грабежом местных поселенцев. По специальному разрешению троих мишек пришлось отстрелить.

     С 1977 года арктические круизы начали выполнять новые пассажирские суда теплоходы "Мария Ермолова" и "Клавдия Еланская". Их впоследствии заменили ледокол "Капитан Драницын" и атомные ледоколы, совершающие арктические круизы на Северный полюс с заходом на ЗФИ и в другие интереснейшие места Арктики. Но первым круизным арктическим пассажирским лайнером был и останется навсегда "Вацлав Воровский".

     Трудовая биография теплохода начиналась так. В 1958-1964 гг. в Германской Демократической Республике для СССР была построена серия грузопассажирских судов типа "Михаил Калинин" (всего 19 единиц), которые были направлены в различные регионы страны. Теплоход "Вацлав Воровский" был пятым судном из этой серии и передан в 1959 году в состав Мурманского морского пароходства. В 1973 году "Вацлав Воровский" подвергся модернизации. В носовой части был удлинен музыкальный салон и обновлен его интерьер. Каюты салонной палубы были расширены до борта (за счет пространства закрытой прогулочной палубы). Во всех каютах были оборудованы санблоки с душем и туалетом. С учетом основной перевозки военнослужащих пассажировместимость была увеличена до 411 мест за счет сидячих мест в кресельном салоне.

... "Отдать швартовы!" - раздается с мостика команда Михаила Каска - бессменного капитана белоснежного пассажирского лайнера. Звучит песня "И провожают пароходы совсем не так, как поезда", ставшая символом и визитной карточкой "Воровского". Она звучала в Мурманске, Архангельске, Гремихе и в других местах. Многие судоводители и капитаны прошли практику на этом белоснежном лайнере. На нем уходил в плавание известный писатель-моряк Виктор Конецкий, потому "Вацлав Воровский" останется навсегда одним из героев-судов в его романах и повестях. Но, увы, далеко не героическим был финал его морской биографии.

     Лайнер постигла та же участь, что и многие наши боевые корабли - их сгубила начавшаяся в СССР перестройка. Он пополнил перечень судов, прозванных "летучими голландцами" и брошенных в Выборгском заливе на Балтике.

     С 1984 по 1988 год судно эксплуатировалось Миннефтегазстроем. После вывода из эксплуатации судно планировалось  перегнать из Мурманска в Ленинград и превратить его в отель. Однако за время нахождения в отстое судно неоднократно горело, было брошено экипажем на перегоне и в настоящее время находится в Выборгском заливе, на камнях недалеко от острова Малый Зиминский, в полузатопленном состоянии(60°39;00; с. ш. 28°37;33; в. д.

     По сведениям Российской технической инспекции, всего на акватории Выборгского залива покоится около трех десятков судов, в разной степени перешедших из надводного положения в подводное. И, к сожалению, самое известное и самое намозолившее всем глаза судно - теплоход "Вацлав Воровский", лежащий на камнях недалеко от острова Змеиного. Громадина длиной больше 120 метров и водоизмещением 5 тысяч тонн была куплена в начале перестройки у Мурманского пароходства московским СП "Таис-Спорт". Судно перегнали из Мурманска на Балтику, где поставили на якорь. Были проекты переоборудовать его в плавучую гостиницу в городе на Неве. Затем его пытались продать иностранцам на металлолом, но те вроде бы отказались. Бесхозный теплоход, стоящий на якоре, горел и посещался собирателями цветных металлов. По одной версии, эти "металлисты" и открутили какой-то лишний клапан, по другой - судно само по себе перевернулось во время большого подъема воды или шторма. Так или иначе, "Воровский" вот уже несколько лет лежит на боку, все меньше и меньше возвышаясь над водой. Как говорят балтийские рыбаки, до сих пор при усилении волнения моря из трюмов и танков теплохода выливается в Выборгский залив грязная вода с остатками нефтепродуктов. Так печально закончилась судьба морского пассажирского лайнера, бывшего гордостью арктического пассажирского флота страны.
 
      Михаил Гансович Каск родился в Архангельске 15 ноября 1921 года, где он провел свое детство и окончил четыре класса средней школы №3. В 1934 году его семья переехала в Мурманск.

     Отец Михаила Гансовича - Ганс Янович Каск (1871-1938), по национальности - эстонец, проживал в России с 1912 года (в Архангельске). Капитан дальнего плавания. Он был одним из первых капитанов создававшегося тралового флота. До 1938 года Ганс Янович возглавлял экипаж бота-крейсера «Шторм», а затем его постигла участь многих невинно репрессированных. Посмертно реабилитирован.

     Один из первых капитанов тралового флота. В 18 лет окончил среднюю школу, стал ходить в море матросом, поваром, боцманом на парусных и паровых судах частных судовладельцев, в том числе рыбопромышленника Спаде. Окончил мореходное училище, получил диплом штурмана, а потом и капитана дальнего плавания.

      В 1920 году в числе первых капитанов тралфлота вывел траулер на промысел в Баренцево море. В 1927 году за ударный труд от руководства «Севгосрыбтреста» капитану Каску были вручены серебряные именные часы.

      В предвоенные годы воспитал немало умелых судоводителей и тралмейстеров, уделял много внимания и времени конструированию новых тралов.

      Работал лоцманом в Мурманском торговом порту.

      Арестован (25.03.1938), осужден (20.07.1938) комиссией НКВД и прокуратуры СССР по обвинению в шпионаже (ст. 58-6-11 УК РФ). Расстрелян. Реабилитирован в 1957 году Военным трибуналом Северного военного округа.

     В 1938 году Михаил Гансович после окончания восьми классов поступил в Мурманский морской рыбопромышленный техникум. В июне 1941 года окончил три курса судоводительского отделения. В связи с начавшейся войной учеба была прервана. В июле 1941 года в Мурманске при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) с группой студентов поступил на одномесячные курсы шоферов. После окончания курсов работал шофером при Мурманской городской больнице до дня призыва в Советскую Армию в апреле 1942 года. По состоянию здоровья был признан нестроевым и зачислен в рабочую роту, в боях не участвовал. В августе 1946 года демобилизовался на Дальним  Востоке и прибыл в Мурманск. Поступил на судоводительские курсы при учебно-курсовом комбинате Мурманского пароходства, которые успешно закончил, после чего устроился в Мурманское морское пароходство.

«МЫ ЛЮБИЛИ СВОЕГО ОТЦА» (Из письма Михаила Каска)

      Как мой отец оказался на Севере? В Эстонии у него умерла жена, и он с трехлетней дочкой приехал в Архангельск, где женился на моей матери Марианне Егоровне Силуяновой.

      Нас народилось пять детей (когда на свет появился я, отцу было уже 50 лет).

      Помню, как в раннем детстве папа рассказывал о своем плавании в Буэнос-Айрес. Помню, как на Новый год мы получали от папы посылки. В них были вкусные конфеты и для каждого красочные открытки с пожеланиями. Помню, как летом, возвратившись в Архангельск, папа шел в ларек и расплачивался за продукты, взятые нами зимой в долг. Хозяином того ларька был татарин, все его звали Князь, у него были пять сыновей нашего возраста. В 1927 году ларек закрыли и всю их семью увезли на двух телегах. А мы после этого ждали от отца денежных переводов и отоваривались в государственном магазине…

      Помню, как в Архангельске с Красной пристани провожали отца в рейс. Доступ к траулеру был свободный, так что у борта собирались семьи моряков. Корабль отходил от берега, разворачивался, ложился на курс и давал три длинных гудка. А мы махали руками, пока он не скрывался из вида…

      Каждый приход с моря, каждая встреча с отцом была праздником. Мы любили своего отца. Он часто брал меня на колени, гладил по голове и позволял крутить колесо швейной машинки Зингер. Я тоже гладил его по голове и говорил: «Папа, у тебя скоро вместо волос будет лоб…»

      В 1933 году по всей стране был голод, Архангельск пополнили тысячи ссыльных. Чтобы не умереть с голоду, мама продала все, что в доме было из серебра, включая ризы с трех больших икон, и свое золотое обручальное кольцо. На детскую продовольственную карточку давали 200 граммов хлеба, на взрослую – 400 граммов, на рабочую – 600. Мама приносила домой хлеб, сразу разрезала его и давала всем поровну. Ставили на стол самовар (заварного чая не было). Лично я разрезал свой кусок на маленькие кубики, которые обмакивал в соль, чтобы было не так вкусно, и сразу съедал весь кусок с кипятком до следующего дня… В 1934 году нам отказали в получении хлебных карточек. Папа выправил бесплатные билеты до Мурманска на теплоходе «Сосновец» (интересно, что в 1948 году я получил должность
третьего штурмана на этом теплоходе, а в 1951 году стал его капитаном).

      1 апреля 1938 года меня зачислили на первый курс судоводительского отделения Мурманского морского рыбопромышленного техникума, а до этого, 25 марта, отца арестовали – так он и не узнал, что я пошел по его стопам. Старший брат и я писали заявления в НКВД, в прокуратуру, доказывая, что его арестовали по ошибке. Он всегда хвалил советскую власть, что дала нам, детям, возможность получить образование. Ответа на наши письма не было. Лишь потом вызвали в прокуратуру, и пожилой следователь по-отечески сказал, что все наши заявления они выбрасывали в корзину, что нас они не тронут, а вот отец – лишний. Как же отец может быть лишним? И все-таки потом тронули. Повесили ярлык сына врага народа и пришлось бороться за свое существование до 1957 года, пока не поправили «ошибку».

      Михаил Гансович отработал в Мурманском морском пароходстве 39 лет. Прошел путь от ученика матроса до капитана крупного пассажирского лайнера. Он был пассажирским помощником капитана на пароходе «Ястреб», 3-м помощником на п/х «Софья Перовская», капитаном пароходов «Тулома», «Сосновец», «Державин», «Тбилиси». В 1959-м году он заочно окончил Мурманское мореходное училище, где учился на штурмана дальнего плавания. С марта 1960 года и до конца своей работы в компании, Михаил Гансович был капитаном на пассажирском теплоходе «Вацлав Воровский». А 23 июля 1985 года он навсегда оставил мостик судна в связи с уходом на пенсию, передав теплоход своим ученикам.

      Каск умел грамотно организовывать экипаж на выполнение задач, возложенных на судно пароходством. Так, например, пароходы «Тулома», «Ястреб», «Державин»  под его командованием были передовыми судами, а п/х «Ястреб» имел вымпел Министерства Морского флота. В июле 1968 года «В.Воровский» выполнил круизный рейс, этот рейс был высоко оценен Делегацией и Комитетом Защиты Мира.

      За долгие годы работы экипаж «В. Воровского» под командованием Каска завоевал большую популярность у жителей Мурманской области благодаря качественной перевозке на Северном бассейне. Так, в конце мая 1969 года сложилась сложная ледовая обстановка в Йоканьге, одном из основных пунктов линии. В этот период в портопункте скопилось большое количество пассажиров, отъезжающих в отпуск. Учитывая всю серьезность положения, капитан Каск проявил отличные судоводительские качества: т/х «В. Воровский» обеспечил выполнение пассажирских перевозок. Его профессионализм был оценен руководством компании и населением области по достоинству.

      За весь период работы Каск не имел претензий со стороны клиентуры по перевозке грузов, а также жалоб от пассажиров теплохода. Много сил и энергии он отдавал созданию хороших условий для пассажиров в период пребывания их на судне, за что имел множество благодарностей от жителей всех населенных пунктов Кольского побережья и воинов Северного флота, для которых теплоход был связующим звеном с Большой Землей. Его знали и глубоко уважали жители всего побережья от Мурманска до Гремихи. За время работы М.Г. Каск воспитал из младших штурманов восемь капитанов дальнего плавания. Экипаж теплохода «Вацлав Воровский» все годы работы подтверждал высокое звание «Экипаж коммунистического труда», а капитан Каск заслуженно носил звание «Лучший капитан ММФ», и неоднократно заносился на городскую Доску Почета.

     За годы своей работы Каск был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». Несколько лет назад Каску было присвоено звание «Почетный гражданин Мурманской области». Он заслуженно был признан «Лучшим капитаном ММФ». Среди его учеников немало людей, составляющих «золотой фонд» морского флота и Мурманского морского пароходства, добившихся заметных высот в своем деле.

      Для меня лично большим потрясением было сообщение, которое я прочитал в газете «Арктическая Звезда»: «С глубоким прискорбием сообщаем, что 27 мая на 95-м году ушел из жизни Почетный житель Мурманской области, капитан Мурманского морского пароходства, Михаил Гансович  Каск.

     Глубоко скорбим о кончине Михаила Гансовича и выражаем искреннее соболезнование его детям и внукам, родственникам и всем, кто знал и уважал замечательного арктического капитана.

     Гражданская панихида состоится 30 мая 2016 в 10.10 в большом зале
областного морга по адресу ул. Радищева, 29».

      С Михаилом Гансовичем, когда я работал капитаном-наставником СБМ, мы встречались довольно часто – то он заходил к нам в СБМ, то проводились различные встречи в музее пароходства, которые регулярно организовывала Валентина Ивановна Карепова – директор и хозяйка музея, а то просто на улице - у здания ММП, в котором и жил до своей смерти наш знаменитый пассажирский капитан.

      Глядя на Михаила Гансовича,  сложно было  сказать, что ему уже почти 90 лет. Он был бодр, улыбчив,  никогда не жаловался своё  на самочувствие. Кажется, что время было не властно над ним… И по  день нашей с ним встречи была видна морская выправка и дисциплина. Он жил по давно заведенному распорядку, сам себе готовит, убирается, ежедневно совершает пешие прогулки. Хоть и не так часто, но продолжает бывать на «пароходских» мероприятиях, и посещать торжественные приемы, устраиваемые для ветеранов области и почетных граждан.

      Для капитана Каска Михаила Гансовича 93 -й год его жизни знаменателен тем, что ровно 55 лет назад 22 декабря 1959 года был поднят государственный флаг СССР на пассажирском теплоходе «Вацлав Воровский». Белоснежный красавец-лайнер, длиной более 120 метров и мощностью двигателя 8 тыс. л.с.,  развивавший недостижимую в те времена скорость - 18 узлов,  прибыл в Мурманск 1 января 1960 года и сразу же стал флагманом пассажирского флота Мурманского пароходства. А уже 17 марта Каск М.Г.  на долгие 25 лет стал его бессменным капитаном.
       В заключение, публикую запись беседы с М.Г. Каском:
- Михаил Гансович, если бы вы не стали капитаном, кем бы вы стали?
- Только капитаном. Я с детства был в этом уверен и к этому шел.

     Из окна его кухни виден Кольский залив. И так хорошо поутру пить чай, грея о чашку ладони, и глядеть на его неторопливые серебряные воды. Вот только никогда не пройдет по ним больше любимый корабль капитана - белоснежный «Вацлав Воровский». «Плывущий дворец», как с гордостью называл свой лайнер Михаил Каск, уже давно списан на иголки. Его век оказался короче, чем у хозяина. Но до сих пор он снится своему капитану.

     Говорят, жизнь любого человека может стать сюжетом для романа. А вот о жизненном пути капитана Каска можно целое собрание сочинений издать, и то вряд ли вся его судьба во многие тома вместится.

      На серванте в его гостиной фото импозантного мужчины с лихо закрученными усами. Это Ганс Каск - отец Михаила Гансовича - капитан тральщика РТ-30 «Севгосрыбтреста». Бравый эстонский моряк женился на симпатичной архангелогородке из бедняцкой семьи. Семья жила в Архангельске, а рыбачить отец-капитан ходил в Мурманск. Пятерых детей мама воспитывала строго, но и душевно, все вышли в люди.
- Мы жили на улице Соборной, из окна был виден знаменитый архангельский собор, - вспоминает свое далекое детство Михаил Гансович, и глаза его молодо блестят. - В нем меня крестили.

     А в 1933 году на его же глазах (Михаилу тогда было 12 лет) большевики разрушили собор. Он помнит, как бросались под гусеницы тракторов, давящих золотые купола, монахини. Помнит, как им в школе запретили говорить «Спасибо» - нечего Бога поминать, его нет! Помнит, как хоронили, уложив в гроб, наряженную елку - праздновать Рождество Христово тоже было запрещено.

     И навсегда врезался в память страшный голод, из-за которого они всей семьей переехали в Мурманск. Хлеб по карточкам: 200 граммов в сутки детям, 300 - взрослым. Им не просто было нечего есть, смерть подступила к семье вплотную. И тогда отец потребовал, чтобы они перебрались к нему в Мурманск.

     На пассажирском пароходике «Сосновец», который вместил вместо положенных 100 человек втрое больше, они пять суток добирались по штормовому морю на Кольскую землю. Люди едва умещались на палубе, спали вповалку. В пути настиг шторм, самовары покатились по палубе, боцман гаркнул: «Всем в трюм!». Маме было плохо от качки, маленький Миша метался в поисках врача…

     И мечтать тогда он не мог, что всего спустя четырнадцать лет сам придет на этот «Сосновец» молодым капитаном.

     Но то жуткое путешествие закончилось, и мурманская земля показалась раем. После страшной архангельской голодовки они пошли с мамой на рынок и увидели чудную картину - повсюду стояли примусы, на которых кипел густой суп, исходили душистым паром каша и картошка. Все это можно было купить и съесть прямо тут же. От упоительных запахов кружилась голова.

- Ну, разве можно покинуть такой город? - смеется Михаил Гансович. - Он мне тогда показался самым сытным, самым прекрасным, самым добрым городом на земле. И вот мне уже 90, а я все тут.

      Работа капитана - сплошные стрессы. И порой такие ненормативные громы и молнии с мостика летят, что у посторонних людей уши в трубочку сворачиваются. Михаил Гансович Каск - капитан уникальный. Ни один моряк и ни один пассажир не могут похвастаться, что слышали, как он хотя бы прикрикнул в сердцах. Не говоря уже о крепких выражениях. «Я сделал с Михаилом Гансовичем четыре рейса через Атлантический океан, - вспоминает в одной из своих книг писатель Виктор Конецкий, - и он ни разу не взволновался, не повысил голоса. Ни тогда, когда нас чуть было не навалило на айсберг в тумане. Ни тогда, когда треснули от удара штормовой волны три шпангоута в носу. Все эти моменты Михаил Гансович был абсолютно спокоен…»

      Никогда в жизни он не суетился и ни перед кем не заискивал. Вот откуда это в нем? Сдержанный эстонский характер, помноженный на врожденное достоинство и силу духа архангельских поморов? И это - тоже. Но еще и уникальный капитанский талант, удивительная интуиция. И хотя в капитанской работе без риска не обойдешься, даже в самых пиковых ситуациях Михаил Каск головы не терял: риск был выверен разумом.

      Как-то его «Воровский» не смог высадить в Териберке пассажиров. Там открытая бухта, и когда поднимается штормовой ветер, судно, встав на якорь, буквально пляшет на огромных волнах, как поплавок. Пассажиров пришлось отвезти в Иоканьгу и лишь на обратном пути доставить по назначению. Так вот, в следующий раз в столь же штормовой ситуации капитан Каск становиться на якорь не стал. Подошел к входу в бухту и лег в дрейф. Парусность у «Воровского» была большая, и судно ветром и волнами тут же занесло в бухту. Именно в это время с подветренной стороны и смог подойти посланный за пассажирами из портопункта катер. Высадив в считанные минуты людей, капитан скомандовал: «Полный задний ход!» - и судно буквально вынесло из бухты.

Конечно, риск был огромный.
- Чуть зевнешь, и корабль вполне могло выкинуть на камни, - вспоминает ту уникальную операцию Михаил Гансович. - Но ведь люди билеты на пароход взяли, их надо было домой доставить обязательно.

      Моряки суеверны, и порой не без основания. Многие считают, что судно - это не просто «тазик с мотором», в его железном корпусе есть душа и характер, корабль может слушаться капитана, а может и взбрыкнуть. И тогда не избежать навалов на причал, разливов топлива, непонятных отказов в системах и прочих форс-мажоров. Так вот, «Воровский» своего капитана слушался идеально. Белоснежный лайнер не просто подчинялся своему капитану, они работали в унисон, чувствовали друг друга, словно были единым организмом.

      Михаил Гансович был очень счастлив в браке, прожил с женой Ириной Игнатьевной 52 года. И хотя квартиру он получил от пароходства рядом с морвокзалом, частым гостем он в семье не был. «Михаил жил на судне, - рассказывают о нем друзья. - Как ни заскочишь к нему на стоянке, он все на пароходе. Угостит и картошкой горячей, и огурчиками солеными, что жена на борт принесла, а домой не спешит - дела». И ни разу капитан Каск не отгулял положенного ему большого полярного отпуска. Уезжал с супругой на теплое море лишь в то короткое время, что его «Воровский» находился на ремонте в доке. А когда вышел на пенсию, кадровики ахнули - несколько лет отпуска накопилось.

     Когда Михаилу Гансовичу исполнилось 90,  его поздравили не только друзья и руководство родного пароходства. Пришло благодарственное письмо и от администрации ЗАТО Островной. 26 лет минуло с того дня, как он оставил капитанский мостик «Воровского», но в портопунктах побережья до сих пор не могут забыть, с каким мастерством швартовал капитан Каск свой 125-метровый красавец-лайнер к сорокаметровому причалу. При любом ветре, с ювелирной точностью и щегольским мастерством он подводил многотонную махину корабля к хлипкому, дощатому причалу и точно, прямо кожей, чувствовал: остался метр, полметра, несколько сантиметров... «Всепогодный капитан» - так называли Михаила Каска по всему побережью.

      Листаешь страницы его биографии и думаешь: наверное, по жизни он был везучим. Выжил в голодном Архангельске, всю жизнь учился только на «отлично», несмотря на то, что условий не было никаких. Когда пошел в Мурманске в школу, учиться пришлось на чердаке Кировки, в тот год в городе было 17 пятых классов. Писали между газетных строчек при свечах. Но это не мешало ему получать честно заработанные пятерки и в 17 лет поступить в мореходку. А потом стать одним из лучших капитанов Мурманского морского пароходства.

      Однако не может человек жить в стране отдельно от нее. Безжалостное      колесо истории прокатилось по семье Касков. Его отец не смог порадоваться тому, как быстро сын стал капитаном большого корабля, - Ганса Яновича Каска арестовали в роковом 37-м и расстреляли по нелепому, надуманному приговору. Потом, конечно, после смерти Сталина реабилитировали. Но горечь от потери жила с Михаилом Гансовичем долгие годы…

      Спасала работа, без которой он себя не мыслил. После «Сосновца» руководил экипажами «Туломы», «Ястреба», пока не пришел в Мурманск элегантный, как белый лебедь, «Воровский». И это для Михаила Каска была любовь с первого взгляда, с первого шага на палубу. Конечно, были и у них рейсы в Канаду, на Шпицберген, на Кубу, но в основном красавец-революционер» обслуживал местные портопункты, был для их жителей связующей нитью с Большой землей.

     Обычный рейс был таким: Мурманск - Североморск - Кильдин Западный - Кильдин  Восточный - Малая Оленья и далее еще несколько небольших поселений вдоль побережья Баренцева моря до Иоканьги. Затем - переход на Архангельск, оттуда на Соловки - и обратно, до Мурманска. И все это - в полярную ночь, в туманы и снегопады, порой вслепую, почти ощупью и с самым драгоценным грузом на борту - людьми. «Универсал малого плавания» - так называли в те годы Михаила Каска в газетных статьях. И журналисты не лукавили - так оно и было.

     ...Мы разговариваем у него дома,  и Михаил Гансович угощает меня душистым - капитанским - чаем. Но может и борщом накормить - сварил с утра, готовит он отменно. Рядом на столике современный ноутбук, дети подарили два года назад, и капитан Каск,  с присущим ему спокойным упорством, в считанные дни овладел компьютерной грамотой. Общается с родней по скайпу, обожает бродить по просторам Интернета, задавать Гугл вопросы на засыпку. Да разве ему 90?! Ни за что не поверю! И никто не верит, даже те, кто знает и любит его уже многие десятки лет.

      Я попросил его, долго уговаривая, чтобы Михаил Гнатович  написал для меня свои воспоминания, которые я потом опубликую.  Он долго не соглашался.… Но, однажды Михаил Гнатович пришел ко мне в службу, и положил на стол несколько исписанных мелким почерком листов бумаги….
- Вот, Вячеслав, всё же кое-чего я тебе оставлю…

     И, это кое-чего, я до сих пор не могу найти. То ли при переезде из Мурманска эти листки с его записями я где-то посеял, то ли их надо искать в моих многочисленных архивах… Жаль, если я их не найду.

      В областном центре открыли мемориальную доску капитану Михаилу Каску. Всю свою трудовую деятельность он посвятил северным морям, 39 лет - в Мурманском морском пароходстве. От ученика матроса до капитана крупного пассажирского лайнера. Каск перевез больше миллиона пассажиров.

      Заместитель губернатора Мурманской области Анатолий Векшин: "Если бы существовало звание почетного гражданина Арктики, то капитан Каск был бы в полной мере его достоин. Имя капитана Каска навсегда вошло в историю развития Арктики, историю пароходства и Мурманской области".
 
      Михаил Гансович Каск ушел из жизни год назад. Активист пароходства. Сотрудничал с ветеранской организацией. Заслуги и достижения капитана - пример для современных покорителей морей. Орден "Знак Почета", медали "За победу над Германией", "За победу над Японией". Официально был "Лучшим капитаном". Несколько лет назад Каску присвоили звание "Почетный гражданин Мурманской области".
Генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство" Александр Медведев: "Самое главное , что он был безопасный, надежный, улыбающийся, стройный, уверенный в себе, каким и должен быть капитан".

      В статье о капитане Каске М.Г. мною частично использованы материалы из газеты "Арктическая звезда".


Рецензии