Мастер-класс

Мифодий, романтический человек, пристрастившийся писать стихи, включил компьютер и, как обычно, в первую очередь посмотрел почту. На его адрес пришло сообщение от сотоварищей по творчеству.
Мифодий, получи твоё стихотворение с советами от критика, завтра приходи в городскую библиотеку, в полдень будет мастер-класс, обсуждение стихов нашего литературного кружка. С уважением, твоя соратница Евгения.
Мифодий сразу же представил в своем воображении эту соратницу, задорную, жизнерадостную девушку, очень симпатичную на вид и обаятельную во всех отношениях. - Ну что же, дело интересное, главное полезное, надо сходить, принять участие в процессе повышения мыслительного уровня и понятия всего необъятного. Так решил он и на следующий день прибыл в назначенное время по указанному адресу в городскую библиотеку.
Занятие уже начиналось, он поспел вовремя и приобщился к осмыслению речи критика. Речь держала солидная дама, такой авторитет, что сомнений о правильности ее методик обсуждения стихов не могло быть и речи. Однако, у каждого по этому поводу свое мнение и Мифодий внимательно слушал и понимал смысл ее речей, чтобы высказать все же свое мнение.
Он не первый раз принимал участие в подобных мероприях и обратил внимание на тот удивительный факт, что если задержаться с вопросом к выступающему, то этот вопрос обязательно кто-нибудь задаст. В крайнем случае это сделает ведущий программу занятия. Критик заметила его любопытство и настороженность и несколько раз повторяла провокационное заявление по поводу обесчеловечивания человечества. Он воспринял это как предложение специалиста высокой квалификации встрять со своими замечаниями и, выбрав удобный момент, высказал все же вдруг возникшее соображение.
Мифодий очень интересовался историей возникновения стихов, именами основоположников этого начинания, а также современными направлениями теории стихосложения и, главное, новыми авторитетами литературы.
Пока лектор соображала, что ответить, он успел высказаться о расчеловечивание. Рассуждения основывались на том, что люди произошли от обезьян, значит и интеллект их тоже не очень отличается от этих существ, причем в принципе. Люди, конечно, значительно умнее, с этим трудно поспорить, но в принципе они тоже кривляются, присматриваются к окружающему миру, но сделать что-то огромное не могут. Вот природа создала золото и другие материалы, а человек пока сомневается в целесообразности этого дела и затрудняется создать целую планету, даже не знает толком ничего про природу, не знает где живет во вселенной и как она устроена. Если так дело пойдет дальше, рассуждал он, то человеческий мозг будет заменен искусственным интеллектом, компьютером или создадут коллективный супермозг, чтобы каждый мог подойти и поучаствовать в умном деле. Если же и тут нас ждет неудача в осмыслении мира, то нас заменят на Земле другими живыми существами, более сообразительными. Потому мы наблюдаем процесс расчеловечивания и ждем решительных действий оптимистического характера для решения проблемы сохранения своей популяции.
Слова Мифодия произвели впечатление на окружающих и он был классифицирован критиком как философ в жанре литературной лирики. О старых и новых светилах так ничего и не сообщили, ну а писать велели традиционными способами существовавшей ранее системы стихосложения. Мифодий не очень разбирался в теоретических тонкостях, но понял, лучше ударно-слоговая, какая-то тоническая система, она все же есть и ее надо придерживаться. Совсем новые направления вообще трудно назвать стихами, более точно это музыкально-световые шоу, представления с умным хорошим текстом сообщений о чувствах и мыслях в природе, которые немного похожи на стихи в привычном нашем понимании.
В процессе обсуждения стихов Мифодий заметил удивительную особенность критика. Она просто думала, говорила о каждой строчке стиха, что там хорошо или как раз не очень. Главное, не чувствовалось усталости в ее речах. Она могла так рассуждать бесконечно долго. Это вот главное в стихах, они короткие произведения, и тайна эта хорошо заметна. Надо говорить просто, понятно, чтобы легко воспринималось читателем, и конечно же правду, тогда твои слова еще и надолго запомнят, ведь в стихах они еще и красивые. И от стихов таких тоже становится легко и понятно каждому их прочитавшему. Здесь тоже причуда получается: залез на верх понимания и понесла тебя невероятная сила в далекие края, не зная усталости и бед, как в добрых детских сказках, вдохновенно можно сказать.
Мероприятие продолжалось несколько часов, много полезного услышали авторы о своих стихах. Хорошего, конечно никто не ожидал, некоторые подсунули свои первые стихи, узнать, как там критикуют. Ну критикуют, дело у них такое, а польза есть все же. В заключение Мифодий протиснулся к выступающим и сфотографировался на память. Это тоже очень важно для истории. А то все крутишься, а следов то и не видно. А так взглянул и вспомнил: было такое увлекательное дело.
На следующий день Мифодий на свежую голову осмыслил случившееся и решил как-то отреагировать на события. Он опять включил компьютер и отправил на адрес сотоварищей, а именно Евгении, письмо такого содержания.
Большое спасибо за внимание и разбор стихотворения специалистом высокого уровня. Все пожелания я услышал и понял. Могу выслать на двух страницах основные схемы рифмовки и ритмов стихосложения. С ними легко жить и не страшиться теории стихов. Секретов очень много, некоторые рассказали на занятии, например о сочетаниях звонких и глухих, но основных совсем чуть, разберешь их, поймешь и будешь человеком. Это очень может нам всем пригодиться.
На что был получен незамедлительный ответ.
Мифодий, ты расстроен, как я понимаю. Но это ты зря. Ты не представляешь себе какой критике подвергаются авторы на мастер классах поэтов с большим именем. Ты пишешь об основных схемах рифмовки и ритмах, но не услышал главного, в поэзии не может быть набора слов, поэзия это свет души. С уважением, Евгения.
Мифодий понял с содроганием в сердце, что его воспринимают как экспонат в музее начинающих искусств, может даже как манекен. Он собрал все свои силы и составил ответ.
Критика я очень хорошо понял. Стихотворение должно соответствовать правилам стихосложения и иметь смысл, понятный живой образ, который завораживает и ведет чувства, настроения и дела людей за собой. Хоть малейшее шевеление настроения или мысли и эта мечта сбудется, счастье состоится. Пока же воспринимать мнения внешнего мира о стихах немного страшно. О правилах слышать не хотят, говорят, что это для начинающих, а про смысл и развитие сюжета лирического произведения понятия не имеют. Все одни чувства, и стоят эти чувства неприкаянные без движения, в статике. Чтобы хоть немного разобраться в этом вопросе, я нашел в интернете некоторые сведения о построении сюжета и схемах стихосложения. Очень коротко самое главное. Критику смотреть на это покажется смешно, а нам просто необходимо.
Он прочитал несколько раз послание, вспомнил, что сегодня первое апреля, день смеха, значит в случае чего не осудят, только развеселятся, подумал и отправил письмо, вместе со всеми умными советами, что нашел в интернете.
Ответ не заставил себя долго ждать.
Спасибо, Мифодий! Мы планируем выпуск нового журнала. Учтем все твои пожелания в специальном разделе "азы стихосложения в школе литературного мастерства".
Так это значит, я попал из мастер-класса в школу литературы, невольно просияла в голове Мифодия ужасная мысль. Опять "на курорт" попал. Он решил принять меры по восстановления своего статуса и опять придумал письмо.
Спасибо за понимание. Мне показалось, что наша переписка очень похожа на небольшой рассказ. Придумал продолжение и решил поделиться соображениями, чтобы без обиды было.
В стихах каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом во всем этом важном занятии.
Читатель обычно воображает себе мир, нарисованный в стихах, переживает, понимает что-то по-своему, делает для себя выводы, заметки, получает новые знания, наконец. В принципе, это то основное, для чего он и читает стих или что-то еще. Понять, узнать что-то и наметить путь движения в свете новых знаний - вот его желание.
Литературные герои страдают, вступают в разговоры, может даже в борьбу со стихией, с бедой или еще с чем или с кем. Активная позиция приводит к появлению в их сознании новых убеждений, понятие о мире изменяется. Герои изменяются и изменяют свое мнение, а может и жизнь, свою и других людей, для ее торжества в дальнейшем.
Автор не должен быть литературным героем, но может указать свое отношение к этому герою. Случается, когда авторы пишут от первого лица, но тогда они становятся образом. Если это у них получилось, все верно. Если нет, то это не литературное произведение, а личные записки в дневнике. Автор ведет своих героев через препятствия и невзгоды. Герои могут ошибаться и быть нехорошими людьми в какой-то момент жизненных испытаний. Автор всегда доводит главную идею, главного своего героя до торжества и совершенства, до логического завершения истории. Часто говорят, что это шаблон, стандарт, который всем надоел. Может быть, но любое дело надо делать умело, талантливо, чтобы шаблона заметно не было, а наоборот, идея эта стала убеждением, живой сущностью, потребностью в жизни. Не надо отнимать у читателя надежды на светлое будущее, на праздник и торжество на их улице, на их жизненном пути. Это им не понравится, да и неправильно все же, наверно. Главный герой обычно всегда остается на высоте, проще живым.
Теперь представьте себе, что вас кто-то направляет незаметно в вашем творчестве и поощряет вот эти статические душевные чувства, которые замерли и не сдвигаются с места. Они нарисованы в голове, красуются там, но не зовут за собой, не предлагают разбег в будущее. Это же самая настоящая диверсия. Это парализует развитие мысли, действует как пробки на городских улицах или в организме человека. Очень сложное и опасное это дело - мыслительный процесс. Надо относиться к нему осторожно и бережно, чтобы не навредить людям, не околдовать их до беспамятства.
Ну вот, написал ответ. Он представил как будет читать его адресат Евгения. Поднимет голову к верху, захлопает глазами, ожидая услышать умную вещь и дельный совет высшего разума, сообразит что к чему и смекнет. - Надо поблагодарить за проделанную работу и потом высказывать все гениальные замечания, когда будут разбирать творчество этого автора, который так много советов надавал. Вот так легко жить и справедливо, когда ты сообразительный человек, движитель мысли, а не соглядатай какой. Мифодий отметил для себя, что даже в мыслях, в его голове, Евгения оказывается выше среднего и даже влиятельнее его собственного ума. Это странно, вообще говоря, но об этой особенности мышления потом. Это просто логическое продолжение действа.
После того, как Мифодий сам себя успокоил, он решил все же посмотреть, а может и исправить свое стихотворение, которое критиковали. Польза от мероприятия несомненная, тем более, что письма приходить перестали, надоел наверно.
В принципе, замечаний и немного: надо заменить некоторые слова. По стихосложению вопросов нет, но возможно просто очередь не дошла, других проблем много. Вот много умных слов, а все вместе читателю трудно понять, конфликт формы и содержания. Что же, попробуем наладить дело. Во-первых, из уважения к Князю Урантийскому, о котором идет речь в стихах, не будем забывать о нем по ходу повествования и сбегать в далекий край тоже не будем. Почему? Дело в том, что побег, оказывается надо обосновывать, это такое понятие потому что. Это означает, надо целых четыре строки, а то и больше, рассказывать о страданиях, о неволе. Нет, это не для него. Бывают такие люди, что им нравится находиться в плену у прекрасных дам, но он не из их числа. Рабство, плен, неволя это всегда плохо и лучше лишний раз не вспоминать о неприятных моментах жизни. Заменим слово "побег" на "поход", тем более так согласуется с предшествующей мыслью. 
Что касается князя, он заслужил забвение своим ужасным поступком, из-за которого отключили свет во всей Вселенной. Потом присылали сынов божьих, Адама и Еву, для восстановления статуса нашей планеты и связи ее с другими мирами. Но он все же несколько сот тысяч лет правил нашим миром, не будем забывать его. Не пойдем "по белу свету как-нибудь", позабыв князя, а заглянем за тайны горизонта. Так будет лучше. Ну, остальное лучше не изменять. Надо знать свою историю и особенность главного бога славян Перуна сообщать людям о событиях, которые ожидают их в ближайшие сто лет до следующего его появления на Земле. Даже сейчас, в наши времена, это было бы очень кстати.
Ну вот, дело сделано, осталось дождаться правды. А то может и разговор то весь был чтобы выяснить кто ты и откуда, да где стихи взял. А мы то прямо враз о высоком замыслили, об обсуждении творчества.


Рецензии