Про букву Э и др

ЗАЩИТИМ  БУКВУ  Э

Ещё недавно, и не вполне успешно, шла какая-то борьба за права буквы Ё. При этом, естественно, каждый остался при своём, кто желает, тот пишет эту букву, кто не желает - не пишет, и смысл слов от этого не меняется. Я, естественно, всегда был "за" и лет в 14 много писал пд диктовку с большой скоростью, не выставляя точки над Ё. Но потом задумался, и решил никогда не избегать этих двух точек. И лет с 15 придерживаюсь этого правила.
***
При этом из поля зрения совершенн выпала буква Э. По умолчанию, считается, что её можно заменять там, где это имеет "мало важности". То есть, в словах "это", "эхо", "мэр", "поэзия" буква "э" обязательна, а в словах "эстэтика", "тэрра", "партэр", "тэндэнция", "каратэ" - пчему-то не обязатеьна. Для меня это загадка, и я даже заметил, что при виде моего правильного написания меня критикуют за "неграмотность". Один атэист даже сказал, что я над ними издеваюсь, так как пишу "атэизм" через "э". Правила письма прописаны в учебниках, и употребление "те" вместо "тэ" распространено повсеместно. Но почему? Разве так трудно написать "тэ" вместо "те"? - Тут, я бы заметил, большую роль играет страдный инстинкт: "как все пишут, так и я буду".
***
Между тем, взникает вопрос: а почему возникло такое устойчивое отвращение к букве "Э"? Что касается буквы Ё, то тут, как мне кажется, сыграл эффект "стройнсти алфавита". Русский алфавит содержит мало надбуквенных знаков, тяготея к бездиакритичности. И, если заменять Ё на Е, то смысл от этого не меняется. Но, если заменить Й на И, то смысл будет искажён, хотя и не сильно. И, кроме того, работает всё тот же стадный инстинкт: "как все, так и я". Челвек боится выделиться из толпы, чтобы не стать маргиналом, "надо быть как все, надо быть мельче".
***
Что касается буквы Ё, то мы уже говорили, что людей отталкивают две точки наверху. Если бы эти точки были над несколькими гласными, то они выглядели бы лучше, но когда это всего одна буква, то это выбивается из общего строя. Тем более, что точки, по логике, должны стоять над буквой "О". То есть, эта буква не только выбивается из строки, н ещё и не-логична. Хотя, над заметить, нелогичность - это нормальная черта любой письменности.
***
Но я бы заметил ещё и то, что буква Э отличается от других букв ещё и своей направленностью к началу слова. Она вступает в диссонанс с другими буквами, и станвится "прокажённой буквой", хотя в начале слова выглядит вполне неплохо. Кроме Э, такими же обратными являются буквы Ч, Я, З, Л. Эти буквы снижают стройность алфавита, и при этом, я бы заметил, что в латинском алфавите нет ни одной такой буквы, развёрнутой сзаду наперёд. Так же, как нет букв с хвостами, а широкая только одна - М. Именно поэтому западные славяне наотрез отказались от кириллицы, а вместе с ними - прибалты. Латинизация идёт волнами, и сейчас 90% всей инофрмации мира пишется латинскими буквами. На кириллицу, я думаю, приходится где-то 2-3%, и скоро, должно быть, кириллица выйдет из широкого употребления. И поэтому меня не особенно беспокоит проблема буквы Э, так как эта буква уйдёт на задний план вместе с алфавитом, как я думаю, очень скоро.

04.04.19


Рецензии