О книге А. Грина Алые паруса

В русской литературе есть два произведения, которые я считаю совершенно особенными. Первое - это роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", второе принадлежит перу А.Грина и тоже является наиболее известной его книгой. А именно речь идет о повести "Алые паруса".
Начну, пожалуй, по порядку.
Подробно разбирать "Евгения Онегина" - я не буду. Ограничусь тем, что скажу следующее: "Энциклопедию русской жизни" я почитаю как энциклопедию, то есть отдаю должное эрудиции автора и - не более того. Воспринимать "Евгения Онегина", как роман я не могу, так как его героям совершенно не сопереживаю. Но тут приходится признавать собственную эмоциональную глухоту, то есть умом я понимаю, что автор описал живых и интересных героев, однако проникнуться к ним чувствами симпатии и сопереживания мне не удается. И, если честно, я сам не понимаю почему. "Евгений Онегин" прекрасная книга, но мне она не нравиться. Это личное восприятие и, увы, оно имеет место быть.
Что же до повести Александра Грина "Алые паруса", то к ней у меня другое отношение. То есть с эмоциональной составляющей - все в порядке. Герои этого произведения вызывают у меня сильные чувства. Правда, эти чувства не симпатия и тем более не сопереживание. Должно быть потому, что в этом произведении отсутствует элементарная логика (кстати, в этом плане А.С.Пушкин безупречен - то есть всегда логичен).
Итак, поговорим о том, с чего все началось.
О родителях главной героини.
Ее отец, уже немолодой мужчина женился на молоденькой женщине. Подробности том, как такое могло произойти, автор опустил. Но было упомянуто, что отец Ассоль - Лонгрен очень любил свою жену и очень переживал ее смерть. А вот об обстоятельствах ее смерти автор написал очень подробно и обстоятельно.
Жена Лонгрена после рождения дочери заболела. Деньги, ставленные ей мужем, (тот был не дома), закончились и она попыталась взять в долг у богатого трактирщика. Тот согласился, но потребовал, чтобы она расплатилась с ним "натурой". Женщина отказалась наотрез. После чего она отправилась в город, где заложила обручальное кольцо. На обратном пути бедняжка попала под дождь, заболела воспалением легких и умерла.
С этого, собственно, и начинается повествование. Моряк Лонгрен приезжает домой и узнает от соседки, что произошло с его женой в его отсутствие. Немолодой мужчина (соседка называет его стариком) суровый и замкнутый, во всех подробностях узнает как умерла любимая жена. Можно не сомневаться, каким жутким потрясение это для него оказывается. Однако его дальнейшее поведение - просто обескураживает.
Почему? Да хотя бы потому, что одно дело узнать, что жена умерла от тяжелой и внезапной болезни. Болезнь - это болезнь, горько, ужасно, но обвинять в ней не кого (разве что господа Бога). Однако, тут дело обстоит иначе. Жена Лонгрена заболела исключительно по вине мерзавца-трактирщика. То есть в ее смерти есть виновный. А виновного можно притянуть к ответственности, причем немедленно!
Потом, конечно, можно начать сожалеть, что не подумал о дальнейшей судьбе дочери и о своей собственной. Но в подобной ситуации сохранить хладнокровие - невозможно. И чем суровей и замкнутей человек, тем сильнее будет его ярость. Мужчина более возбудимый и эмоциональный, просто бы заехал мерзавцу кулаком по наглой роже. А вот подобный Лонгрену, не просто бы ударил, он бы распотрошил виновника смерти жены, как курицу или свинью... Увы!
Однако автор не о чем таком не пишет. Лонгрен вообще не выясняет отношения с трактирщиком. Более того, он остается там, где этот мерзавец живет и видит его почти каждый день (герои проживают в деревне и не видеть друг друга не могут).
Но это еще что! Через какое то время Лонгрен забирает дочь у соседки. Ему все равно, что она нянчила девочку в его отсутствие и продолжала тем заниматься, пока той не исполнилось лет пять. В дальнейшем повествовании дочь Лонгрена - Ассоль к ней даже в гости не заходит и вообще не видится. Ну, что стоило автору написать, что добрая соседка тоже умерла? Тогда бы и мыслей на эту тему ни у кого бы не возникало.
Далее - проходит еще несколько лет и Лонгрен все же сводит счеты с мерзавцем-трактирщиком. Но тамошние обыватели сочувствием к нему не прониклись. Куда там! Они стали смотреть на него как на умалишенного. И основания у них были. Ведь Лонгрен повел себя действительно, как ненормальный...
После происшествия с трактирщиком, начинается травля Ассоль. Ее тоже считают ненормальной. Так что большую часть времени она не выходит из дома и только иногда носит в город игрушки для продажи. Не слишком веселая жизнь, да и что это за жизнь? А на дворе между тем начало 20 века. То есть по поводу ненормальных уже обращаются в соответствующие инстанции, а именно - к властям...
В повести ничего подобного не происходит. Автор иронически прохаживается по ограниченным и тупым обывателям и проникновенно пишет о чудесной девушке Ассоль. Она прекрасна и поэтична. Прямо как Эсмеральда у Виктора Гюго. Которая в свое время тоже вызвала у меня ступор и эмоциональный и логичный. Девушку всю жизнь проведшую среди воров, жуликов и проституток автор преподнес читателям, как чистого и непорочного ангела. Александр Грин так далеко не зашел. Он ввел в повествование только обывателей. Причем не только честных, но и очень, очень добродетельных. Достаточно того, что например, взрослая Ассоль имела привычку гулять на рассвете в одиночестве и при этом никогда не попадала в неприятные истории. Автор, не переминул указать, что как женщина Ассоль никого в деревне не привлекала. Однако, если бы молодые парни после работы выпили как следует, то кто знает, кто знает... Так что парни там похоже не пили, а если и пили, то ложились спать, а не искали себе и другим приключений. Следовательно, можно сделать вывод, что люди в Каперне жили вполне добродетельные и высокоморальные.
А теперь поговорим о другом герое этого произведения. Об Артуре Грее. Он, в отличии от той же Ассоль, вырос не в деревне, а в роскошном замке у богатых родителей и хоть какое-никакое, но образование и воспитании получил. Да и не смотря на все его выходки, отец не лишил его наследства и герой с такими то деньгами, вполне мог позволить себе всякие причуды. Например, делать чудеса своими руками. М-да. Хотел бы я посмотреть какие чудеса он бы наделал на одну зарплату. Или на жалование обычного капитана. Когда бы пришлось корабль чинить за свой счет, перебивать заказы и прочая... Другой герой того же автора, не имеющий богатого папу, а именно капитан Гез мог бы многое рассказать и о заказах и о контрабанде. Но у Артура Грея нужды в деньгах не было и чудеса он мог творить сколько душе угодно.
И вот в один прекрасный день он встретил Ассоль и незамедлительно в нее влюбился. Влюбился в девушку в поношенном платье и в старенькой косынке. В девушку, которую в родной деревне считали полоумной, ничем не привлекательной и совершенно никому не нужной. Но герой, тем не менее, заявил, что между ними огромное сходство и родство душ и взялся осуществлять ее мечту об алых парусах. И что интересно - осуществил!
Вот только...
У меня один вопрос: о чем еще, кроме родства душ, Артур Грей, достаточно эксцентричный и достаточно образованный будет говорить с простодушно наивной и совершенно не образованной деревенской девчонкой?


Рецензии