Внук, поговори с дедом!

ВНУК , ПОГОВОРИ С ДЕДОМ!
Как велик круг проблем обсуждаемых на скамейке у дома моими соседями пенсионерами. Всё  - то их касается! Всё происходящее в городе , стране , мире вызывает у них жгучую реакцию , всё то они воспринимают как личное , как их дело , вторгающееся в их судьбу.
Слушаю их и вспоминаю , как мне кажется , злое , но правдивое , жизненное стихотворение Александра Дольского : «…какая горечь тлеет в розовых очах ,какие в них живут дотошные пророки и варится чугун в мыслительных печах!»  ,
Пророки необыкновенные , нет такой проблемы не подвластной разрешению «их мыслительным печам».
Думаю , они и теперь , с комсомола воспитанные в духе коллективизма (это особенно рельефно проявляется в наши дни индивидуализма!) , остались самой активной частью нашего общества.
Им только брось клич ! И на выборы в первых рядах , и на встречу с депутатом , и на субботник около дома они разъединственные. Они не задумываясь готовы броситься в любой бой где кого то обижают , не могут наблюдать со стороны.
Не равнодушные они люди , никакие болезни и страдания не умеряют их пыл. За это их и люблю!
Как горько и гневно звучат их горячие , «солёные» речи , какие дикие примеры пошлости , мздоимства , торжествующего воровства , тупой наглости , барства и вседозволенности приводят мои старички!
С восторгом и обидой , сожалением вспоминаем советскую власть.
Всё её доброе , кажется , окончательно предано забвению. А всё зло (не малое!), несправедливость , имевшее место побеждено ещё большим злом…
От чего посторонились , на то и напоролись!
Если смотреть в корень , то вся их жизнь в главном была посвящена детям , внукам. В те давние , комсомольские годы они себя утешали : « Выдюжим , перестрадаем , но наши дети , внуки будут жить достойной , счастливой , доброй жизнью !»
Дети их уже выросли , одни состоялись , «стали на крыло «, нашли свою нишу , жилу в жизни , а которые не вышли «в люди» , сражены водкой , наркотой – о них только сожаления , разочарование.
Вряд ли они теперь встанут на ноги – с горечью рассуждают мои мудрецы и трудно назвать виноватых , каждый сам выбирает свою дорогу и своего идола…
Всегда , каждый день , при любой «повестке» встречи , как итог всплывает главный вопрос : « Как же будут жить наши внуки?»
Теперь думы о них и необыкновенное желание помочь. А чем помочь? Сил нет! Здоровья нет! Только своей пенсией и счастлив , когда вручает внуку то скромное . что могли выкроить из бюджета и счастливы и этим!
Наша жизнь заканчивается. В ней теперь уже ничего не изменить , не исправить. Хочется нам верить , рассуждает мой «парламент» , у нас есть какой – то жизненный опыт , что то поняли в уходящей жизни и такое страстное желание предостеречь наших внуков , предупредить , не допустить повторения наших ошибок , иногда судьбоносных. Меняется тон разговора , стихает озлобленность , больше вдумчивости , рассудительности , желания тихо , спокойно всмотреться в прожитое , прислушаться к голосу соседа.
С каким восторгом рассказывают друг – другу о своих внуках , всё в восторженных тонах : какие они умные , добрые , внимательные , как много знают…
Нисколько не сомневаются , не думают , что желаемое выдаётся за действительное…
Приходят к выводу : им труднее , чем нам было в их возрасте. Мы были бедны материально , а они духовно. У нас была цель , идеология , мы верили государству , были нужны ему , у них , наших внуков, ничего этого нет , одни только намерения нашей державы.
Наше общество , наше окружение , в основном сельское , и слыхом не слыхало о пороках , навалившиеся теперь на внуков.
В их воспалённом воображении рисуются такие страшные монстры с железными руками – щупальцами . кровавыми глазами , каменными сердцами , раскинувших стальные сети пьянства , наркомании , пошлости , бездуховности , соблазнительной «лёгкой « жизни вокруг слабых ростков – внуков их , опутывающие , охмуряющие , вовлекающие в эти сети ради подлой своей выгоды – наживы.
Как же нам не тревожиться? Кто же им поможет? Кто их воспитывает ? Кто им показывает верную и праведную дорогу?
Школа ? Институт ? Армия? Рабочий коллектив?
Сомнительно! Горько рассуждают собеседники.
Все эти общественные институты той жизни , сделавшие в своё время нас людьми , сами в плачевном состоянии и озабочены совсем другими проблемами. Им самим как бы выжить в смуте непрекращающихся , который год реформах.
Так кто же наставит на путь истины наших внуков?
Не один вечер думаем над самой важной для нас проблемой и единодушно приходим к выводу – никто кроме нас!
Не замирает вера , что жизнь повернётся к внукам лицом , озаботится их судьбой. Как же России без наших внуков? И как внукам без России?
Приходим и к другому печальному для нас выводу. Как то так получается , что нашим внукам всё недосуг поговорить с нами , выслушать нас. Наши внуки теперь очень заняты , у них время занято интернетом , их голова забита им же.
Не чувствуем мы и желания внуков расспросить нас , прислушаться к нашему голосу , воспользоваться нашим советом , надеемся , нашим жизненным опытом.
Может быть это от того , что им с детства внушили , что мы затюрканные , насквозь «запропагандированные « , «совки»?
Да нет! Мы многое видели , многое знаем , на многие вопросы и проблемы имеем свой , отличающийся от телевизионного лукавого взгляда…
Наши многочасовые беседы , иногда переходящие то ли в диспут , то ли в горячий спор , напоминают мне работу на досуге мою бабушку.
Брала она старую шерстяную кофту и «распускала» её. Долго и терпеливо расплетала шерстяные нити, развязывала узелки терпеливо , раскручивала перепутавшиеся.Казалось мне иногда – невозможно всё это запутанное распутать , а она продолжала и медленно , но рос клубок «распущенных « ниток…
Вот так и мои соседи – собеседники добираются до истины , до согласия , до общего какого то понятия. А на следующий день всё с начала начинают…
Вдруг по неведомой ,казалось , бы причине или поводу начинают упрекать сыновей , внуков ,как будто бы и не жалели их вчера.
Такие ли уж обиженные они? – спрашивают сами себя.
Сопротивлялись ли они? Берегли ли они созданное, защищённое их пращурами или в бездумье с азартом пускали по ветру?
Умело обманывали их или они были довольны самообманом и обещанной «лёгкой « жизнью?
Как нить из «распускаемой» кофты моей бабушкой тянется, путается , накручивается наш разговор. И нет ему конца ,кажется , он вечен как сама жизнь…
Пригретые последним щедрым осенним солнцем ,единодушно сожалеем , что в свои юные годы не расспросили своих дедов и бабушек ( у кого деды были , а не остались «за Вислой»!),родителей , родственников о нашей родословной , об истории семьи , о родном крае.
Теперь уже не вернуть! Поздно! Опоздали за пустой каждодневной суетой.
Не совершают ли подобную непоправимую ошибку и наши внуки? Как их предостеречь от беспамятства и равнодушия к «родным пепелищам»?
Может быть потому так желаем , чтобы наступил день , хотя бы час – другой и внук попросил :» Расскажи , дед , о дальних родственниках , о том как жил без «свободы слова» , как переносил коммунистическое «рабство» , чему тебя учили в школе , ВУЗе , армии? Как выживал при «пустых» полках?
Расскажи ,дед , что в твоей жизни было запоминающееся? Как ухаживал за бабушкой , наверное , как велел комсомол?
Как встретил День Победы , как встречал Гагарина ? Как чуть ли не палками выгоняли на октябрьские и майские демонстрации?»…
Часто теперь такие понятия наших внуков о нашей прошедшей жизни.
Как много удивительного , не слыханного нашими внуками рассказали бы мы.По нашим горящим глазам , в волнении прерывающемся дыхании они бы поняли , поверили , что наша жизнь при всех её трудностях была совсем не такой ,не похожей на «правдивую» , нарисованную им современными  «политологами».
Мы бы рассказали , что на рабочих, колхозных собраниях , их теперь и в помине нет , не критиковали Кремль (он всегда был далёк от нас!) , но нашим самым близким руководителям доставалось крепко , бывали случаи , когда и с работы под свист провожали.
В наши времена была неведомая теперь свобода слова – народного творчества – анекдоты. Да и со сцены , экрана Райкин , Петросян и тот же Винокур не про Людку и пьяного соседа рассказывали под жеребячий хохот таких же «соседей».
Мы были люди гордые , верили и чувствовали , что мы «его величество рабочий класс».О рабочем человеке , о его труде так рассказывал телевизор , от радости , счастья за совсем незнакомого тебе человека плакать хотелось и плакали , и гордились и в пример  брали.
Да , у нас тогда были Герои , пример , образец в жизни.
Есть они теперь? Герои труда , работяги а не киллеры?
Награждали за труд высокими орденами страны , автомобили дарили , квартиры. Учиться посылали!
В школе , ВУЗе , армии учили любить Родину , гордиться ей , учили быть человеком , заниматься не только образованием , но и самовоспитанием. Для вас удивительное дело: мы книги читали , на под «завязку» заполненных стадионах поэтов слушали. В очереди на подписку на толстые художественные журналы в очереди стояли.
Уважали человека за его душевные качества , а не за престижную машину и мешок наворованных денег.
А после ВУЗа мы знали , что нас ждёт интересная , нужная стране работа , что нас ждут великие стройки и дела.
В армию нас не забирали а призывали , нас рабочий коллектив с добрыми напутствиями провожал.
Мы спустя и полжизни помним непередаваемое , незабываемое чувство ответственности и гордости , когда разводящий привёл тебя в первый раз на пост с боевым оружием , казалось , за спиной твоей вся Родина.
Вряд ли наши внуки испытают подобное священное чувство ответственности за Родину. Именно за Родину , а не «эту страну».
Что касается дня Победы , полёта Гагарина , кажется, это невозможно объяснить не пережившим. Не знаем , что теперь должно случится в стране и возможно ли это , когда в один день , в едином порыве вся страна стала единой , дружной , счастливой семьёй. Когда каждый встречный шёл к тебе с улыбкой.
Думаю подобное памятное , счастливое никогда больше не повторится – с тихой грустью говорит седовласый старикан.
Мы счастливы , что пережили эти редкостные , исторические моменты…
Что касается «пустых полок» - это какой – то феномен , не познанный экономической наукой. Мы бы предложили внукам , пока ещё не совсем поздно , пока ещё целы остатки былых ферм , проехать по родному краю. Мы бы показали , как в сотнях огромных , новых фермах стоял скот , как на лугах , летних животноводческих лагерях жирели тысячи голов скота.
А вот на вопрос : «Куда же девалось мясо , молоко?»- ответить не можем , не знаем. Очевидно , важно не только произвести продукцию , но и в интересах СВОЕГО народа распределить. Слишком много разных «эфиопов» кормили.
В теперешней жизни тоже возникает острый вопрос – гвоздь ;»Откуда теперь берётся колбаса , если нет скота?»
Но это отвечать уже нашим внукам , они теперь «рулят» жизнью…
Поживёте вы , наши внуки , и если будете неподкупно честны , может быть вы найдёте ответ на эту загадку…
А демонстрации были коллективным праздником , где встречались друзья , товарищи , с кем ты трудился , отдыхал , выполнял план , а не современными тусовками в окружении ОМОНа…
Ухаживание за девушкой было личным , не показным. Мы и теперь счастливо и тепло вспоминаем , ни с кем не делимся своим счастьем. Это у каждого своё , личное , только личное! Девушку , как правило , встречали такую , что всю жизнь при всяких невзгодах были с ней счастливы. Дай Бог и вам того!
Круг проблем для наших обсуждений с внуком безмерен , как сама жизнь , как звёздное небо. Смеем думать , что среди них не мало таких , которые возможно разрешить только в наших задушевных беседах.
Мы бы вспомнили вместе , что в нашей России всегда ценили семью , родственные связи , берегли память об ушедших предках.
Старались жить в своей стране и быть русским…
Как нам найти дорогу друг к другу? Как нам вместе с внуком сделать так , чтобы наши беседы были взаимно потребными и взаимопоучительными?
Каждому из нас тоже есть чему поучиться у внуков , жизнь теперь совсем другая а мы , прожившие жизнь свою , в новой жизни новички , да ещё и не очень желающие учиться.
Нас уже никому другими   не сделать…
А девизом наших задушевных бесед , говорит мой собеседник учитель – историк следует принять слова великого Паскаля ;»Надо жить так , как будто Бог есть…»
И видит нас , и оберегает нас , и предостерегает!

    Октябрь  2010 года.          


Рецензии