Селивёрстов Леонид Степанович
Селивёрстов Л.С. - капитан Мурманского морского пароходства, Почетный полярник, Почетный работник Морского флота СССР.
Родился в селе Долгощелье Мезенского р на Архангельской обл. Окончил курсы штурманов (1955), судоводительское отделение Ленинградского мореходного училища (1960), заочно судоводительский факультет Ленинградского ВИМУ им. С. О. Макарова (1969). С 15 лет работал на рыболовных промыслах в Белом море. С 1948 матрос на рыболовных сейнерах Севрыбы. Срочную военную службу проходил в ВМФ. С ноября 1953 в ММП: матрос на ледорезе «Ф. Литке», дизель-электроходе «Лена», с 1957 штурман, с 1964 старший помощник капитана на дизель-электроходах и теплоходах. В 1971–1978 капитан на теплоходах, затем капитан-наставник и снова руководитель экипажа. С 1993 ледовый лоцман по проводке иностранных судов по трассе Северного морского пути. Участник 36 арктических навигаций, двух первых Антарктических экспедиций на дизель-электроходе «Лена». В 1995–1998 возглавлял Мурманскую ассоциацию капитанов, с 1998 член Правления. Умер в Мурманске, похоронен в селе Долгощелье.
Заслуженному капитану Мурманского морского пароходства, почетному полярнику, почетному работнику Морского флота, мудрому наставнику и интересному писателю исполнилось 80 лет.
Я познакомился с Леонидом Степановичем, когда он работал капитаном наставником СБМ, а я сдавал ему экзамен на старшего помощника капитана. Мой капитан-наставник по пассажирскому флоту Показанов Н.П. отсутствовал. Мы не работали с Леонидом Степановичем вместе, но я был наслышан о нем как о сильном и опытном капитане. Он мог быть строгим и даже жестким и все штурмана, в том числе и я, заходя к нему на сдачу экзамена, чувствовали некоторый мандраж. Но, мне запомнилось уважительное отношение капитана Селиверстова к своему экипажу, к тому же, я был хорошо подготовлен.
Обычно за капитаном-наставником закреплялась группа судов из 13-15 единиц. И все штурмана курировались этим капитаном–наставником в течение многих лет, а капитан-наставник вёл этих штурманов по их морскому жизненному пути, выходя с ними на судне в рейсы, проверяя их на экзаменах в СБМ и изучая их штурманский профессионализм. Штурмана тоже знали хорошо своего капитана-наставника… Я же до этого, нигде не пересекался с Леонидом Степановичем... и он не знал меня.
- Ну что, Кисляков, готов к сдаче.
- Конечно, готов. Иначе, зачем бы я к вам пришёл? У меня, вообще, свой капитан-наставник Показанов Н.П., но он ушёл в рейс надолго, а отдел кадров требует, чтобы я срочно сдал экзамены.
- А ты нахал, Вячеслав Васильевич. Сдавать надо не по блату, а любому капитану-наставнику. Так ты готов сдавать МППСС?
- А что там сдавать? Можете сразу ставить «Отлично»!
- Точно нахал! Если с первого раза получишь «Отлично», то и по всем другим экзаменам я поставлю «Отлично»! Но у меня ещё никто с первого раза пятёрку не получал!
- Значит, я буду первый!
В комнате СБМ было три капитана-наставника и морской инспектор Михайлов А.Ф. Всем им был интересен этот поединок штурмана и капитана-наставника. Дело в том, что мы до этого сдавали МППСС по специальным карточкам, а буквально недавно, в СБМ поставили что-то типа компьютера и никто с первого раза сдать экзамен не мог… На это и рассчитывал Селивёрстов Л.С. Тем более, время на ответы было ограничено 45 минутами.
Меня посадили за стол с прибором, а за спиной собрались работники СБМ и несколько штурманов, которые уже пытались сдать экзамен на этом «компьютере». Я мысленно перекрестился, сел за стол и сосредоточился до предела… В голове сверлила одна мысль: не спеши и думай, не спеши и думай, не спеши и думай… А вопросов было 50! Я ведь всё это учил и обязан получить «Отлично». Иначе меня потом заклюют, да и стыдно будет.
И вот пошли вопросы, на которые было несколько ответов, а правильный был только один…
Первые десять вопросов я закончил за 10 минут. Сзади я слышал реплики капитанов-наставников и даже некоторых штурманов-неудачников…
- Третий ответ неправильный! Седьмой ответ неправильный! Нет! Не сдаст!
На 30 минуте я ответил на 45 вопросов. Запас был по времени ещё 15 минут, но на 47 вопросе я зарылся… Думал целых пять минут. В конце концов, нажал на кнопку со своим ответом, который посчитал правильным. А вот и последний вопрос! На его ответ я затратил пять секунд. Всё!!!
И вот появляется итоговая оценка – Вы дали правильные ответы на все вопросы - «ОТЛИЧНО»!
- Ну. что, Леонид Степанович? Своё слово вы сдержите? В помещении повисла мёртвая тишина.
- Во, даёт Кисляков, - сказал Павел Петрович Вдовин. Слово надо держать, Леонид Степанович. Обещал освободить Кислякова от остальных экзаменов, ставь отлично и по ним тоже.
- Кисляков. Давай сюда твой протокол! Капитан, дав слово, обязан его держать! Ставлю тебе «Отлично» и по всем другим экзаменам.
Вот так я впервые близко познакомился с капитаном-наставником Селивёрстовым Л.С., сдав все экзамены на старпома за 40 минут, в то время как другим штурманам на это не хватало и целого месяца, а то и двух.
Много позже, когда я сам работал капитаном-наставником СБМ, меня уже связывала дружба с Леонидом Степановичем. С тех первых минут знакомства, когда мне пришлось сдавать ему экзамен на старпома, я почувствовал какую-то симпатию к этому помору. Эта «национальность» просматривалась и в его облике, и в речи, и в манере поведения. И я тогда подумал: «Вот они какие, покорители Антарктиды». Захотелось быть таким же. Немногословность, основательность, уверенность в себе и чувство долга у этого человека притягивали к нему большую часть экипажа. Как-то незаметно он стал моим другом и наставником. Он часто приходил в мой кабинет в СБМ, садился в рядом стоящее кресло, и начиналась наша беседа, которая иногда, если не было работы, длилась и час, и два. Леонид Степанович очень интересно рассказывал мне о своих плаваниях, а я ему о своих. В его рассказах было много увлекательного, было много любви к профессии и даже романтики, хотя поморы романтиков не любят.
Леонид Степанович, как и я, много писал статей в газету «Арктическая Звезда». Я вёл много лет в газете рубрику «За безопасность мореплавания» и Леонид Степанович тоже вёл эту рубрику, когда был в СБМ капитаном-наставником. Я вёл всегда свои дневники во время плавания по морям-океанам, и Селивёрстов постоянно вёл свои дневники.
Тяга к знаниям у него была феноменальная. Мне казалось, что он прочитал все книги по истории Арктики, по географии и об исследованиях последнего времени. Учился по учебникам только знаменитых авторов и иногда удивлял меня некоторыми знаниями, которых у нас, его коллег, не было. Как выдаст иногда уравнение Пуассона и Арчибальда Смита по теории девиации магнитных компасов! Хоть стой, хоть падай!
Моряк он был высшей пробы, что не раз доказывал. И именно поэтому ему позволяли принимать в пароходстве суда новых серий: «Капитан Панфилов», «Дмитрий Донской», «Кандалакша», а впоследствии стать капитаном-наставником. Он имел на это право.
Леонид Степанович являлся активным членом ассоциации капитанов.
Капитан Леонид Степанович Селиверстов был в пароходстве известной личностью. Многие его побаивались, он не прощал вольностей на судне, и это воспринимали по-разному. Мне как раз же импонировали его строгость и знание дела, без самодурства, но с четко обозначенными границами дозволенного, чего он требовал от остальных на судне и придерживался строго сам. Некоторые из его высказываний потом сопровождали меня в течение всей морской службы, например, в отношении форменной одежды, к которой следует относиться с уважением.
И я считаю, что Селиверстов Л.С. – человек большого труда, который добился всего сам, он ведь и среднюю мореходку, и высшую мореходку окончил заочно, работая. А вот сейчас он еще и писатель, причем, хороший писатель! Молодец!
Леонид Степанович Селиверстов - помор и капитан. Эти два обстоятельства, как мне кажется, своего рода ключ к его книгам. Ведь прозу свою - и ту, что стала основой книги «Из Поморья - в океан», и ту, что составила «В Арктике на парусниках и атомоходах» - он выстраивает и по-поморски, и по-капитански. Слово его - простое, но точное, выверенное. Всегда - к месту, всегда - в точку, о чем бы ни писал. Тот случай, когда ни прибавить, ни убавить. Без завитушек, без красивостей, которые всегда были чужды и природе, и искусству, и образу мыслей жителей Русского Севера. Конечно, нельзя отнести его книги целиком к прозе художественной, но к художественно-публицистической - безусловно.
Единственное, что меня с ним разделяло – это то, что я пишу в традициях нашего главного писателя-мариниста Виктора Конецкого, которого он не очень любил, если не сказать – презирал. Я хорошо знаком и был очень дружен с мурманским писателем Виталием Масловым, но прочитать его хоть одну книгу до конца, я так и не смог. Мне не нравилась его «тягомотина», как я ему говорил прямо в глаза. Ведь с Масловым мы жили рядом на улице Октябрьской. Я в доме № 24, а Виталий жил напротив меня через дорогу. И хотя я Виталия критиковал, он на меня не обижался.
Для меня важно то, что проза Леонида Селиверстова прочно связана с литературными традициями родного для него архангельского Поморья, освященного именами Бориса Шергина, Владимира Личутина, Федора Абрамова и, конечно, Виталия Маслова. С последним они были близки многопланово - и как соседи (Маслов родился и вырос в деревне Семжа, Селиверстов в соседнем Долгощелье), и как моряки, и как мурманчане, и - творчески, как писатели.
В последние годы среди авторов Мурманского книжного издательства можно назвать ряд ярких имен, и непременно в нем будет упомянуто и имя Леонида Степановича Селиверстова.
Писателем он стал не так давно. Его вполне можно было бы назвать «молодым» автором, но все мы хорошо знали и понимали, что в мурманское издательство пришел не столько «молодой» автор, сколько новый писатель.
Леонид Степанович Селиверстов - известная личность, он прошел все ступени моряцкой служебной лестницы: от матроса на рыболовном сейнере до капитана дальнего плавания. В каких только должностях не бывал Леонид Степанович, уже, будучи судоводителем, - и капитан, и ледовый лоцман, и капитан-наставник, каких только наград и почетных званий не удостаивался он! Но не звания и награды, а яркие эпизоды его морской жизни стали для него - будущего писателя - судьбоносными в его творческой деятельности. Ведь где, как не в море, в походах к экзотическим странам, в чужих гаванях и у родного причала, могло сложиться доброе поморское слово капитана Селиверстова.
О морской жизни, полной рисков, опасностей, приключений и трудовых будней, поведал Селиверстов в своей книге «Из Поморья - в океан», вышедшей в Мурманском книжном издательстве в 2005 году. Взгляд моряка, любознательного человека, обошедшего по морям-океанам весь земной шар, посетившего все континенты планеты, безусловно, интересен. А книга в хорошем изложении, написанная складным языком и добротным стилем, читается легко, увлекает и захватывает.
Вторая книга вышла в свет в 2008 году. Новая книга Леонида Степановича - четырехсотстраничный фолиант «В Арктике на парусниках и атомоходах» - увлекательное повествование о людях, осваивавших Арктику с незапамятных времен, о кораблях Арктики, об арктическом флоте и о наших современниках - моряках и людях, посвятивших себя Арктике. Как и первая книга, так и вторая - заслуживает похвал. Обе его книги стоят у меня на полке в книжном шкафу.
Я знал, что Леонид Степанович трудится над своей очередной книгой, видимо, также историко-публицистической направленности. Судя по всему, руководство Мурманского морского пароходства, несмотря на сложное финансово-экономическое положение в стране (а когда оно было простым?!), сочтет возможным продолжить свою линию на социальное инвестирование и, как первые две книги Селиверстова, профинансирует издание очередного труда заслуженного капитана и теперь уже известного писателя. Художника обидеть может каждый, а вот поддержать талант… Чтобы совершить этот великодушный шаг, нужна воля и глубокое понимание, и осознание важности созданного и своей сопричастности к будущему. У Мурманского морского пароходства, надеюсь хватит и воли, и осознания профинансировать его третью книгу.
К сожалению, 28 марта 2013 года, Леонида Степановича не стало…
Селиверстов Леонид Степанович. (21.08. 1929 г. – 28.03. 2013 г.)
С глубоким прискорбием сообщаем, что 28 марта 2013 года скоропостижно на 84-м году ушел из жизни почетный полярник, почетный работник морского флота, известный арктический капитан и писатель Леонид Степанович Селиверстов. В эти тяжелые минуты мы искренне разделяем боль, горе и скорбь родных и близких покойного.
Л.С. Селиверстов родился в 1929 году в селе Долгощелье Архангельской области. Начал трудовую деятельность с 14 лет на рыбных и зверобойных промыслах. С 1949 по 1953гг. проходил действительную службу в Военно-морском флоте. После демобилизации поступил на работу в Мурманское морское пароходство, где работал до 1999 года.
Плавал на судах пароходства матросом, штурманом капитаном, ледовым лоцманом, капитаном ледовых проводок. С 1978 по 1983гг. работал капитаном-наставником пароходства. В должности капитана принимал из постройки новые теплоходы: «Капитан Панфилов», «Дмитрий Донской», «Анатолий Ляпидевский», «Кандалакша». Принимал участие в 38-ми летних и зимних арктических навигациях, высокоширотной арктической экспедициях, а также на дизель-электроходе «Лена» в двух первых антарктических экспедициях. Командовал теплоходом «Анатолий Ляпидевский» в кругосветном плавании. Судоводительское образование получил в двух морских учебных заведениях. Окончил Ленинградское мореходное училище и ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова. Получил квалификацию инженера-судоводителя и звание капитана дальнего плавания. Награжден орденом Трудового Красного знамени и медалями.
После ухода на пенсию Леонид Степанович, обладавший энциклопедическими знаниями, занимался литературной деятельностью, где ярко проявился писательский талант капитана. Воспоминания о собственной моряцкой жизни легли в основу первой книги знаменитого капитана «Из Поморья – в океан». Вторая книга «В Арктике на парусниках и атомоходах» - о первопроходцах Арктики о продолжателях их дела – моряках Мурманского морского пароходства. Третья - «Родные берега» посвящена его малой Родине - Долгощелью, где будет упокоен прах заслуженного капитана.
В коллективе пароходства Леонид Степанович пользовался заслуженным авторитетом, основой которого являлись его профессиональные и нравственные качества, знание особенностей плавания во льдах Арктики. Его поддержка молодых специалистов, готовность всегда прийти на помощь, позволили многим штурманам стать капитанами ледокольных и транспортных судов пароходства. Большое количество специалистов, воспитанных Селиверстовым, и сегодня ведут океанские лайнеры по морям и океанам планеты.
В жизни Леонида Степановича был один надежный якорь, с которого он никогда «не срывался» – его чувство долга и высокой ответственности. Он обладал прекрасными организаторскими способностями. Находясь на пенсии, возглавлял Ассоциацию морских капитанов, являлся членом «Ассоциации исследователей Арктики», регулярно выступал в молодежных аудиториях.
Скорбим и глубоко переживаем случившееся. Мы все испытываем тяжелое чувство боли от происшедшей трагедии и разделяем огромное горе семьи, тяжесть постигшей утраты.
В статье о капитане Селивёрстове Л.С. мною частично использованы материалы из газеты "Арктическая звезда".
Свидетельство о публикации №219040401866