Полвека прошло

          Я, Веприцкий Алексей Иванович, родился суровым январем 1944 года в селе Неткачи Сталинградской области. Родители беженцы из Сталинграда. Отец, комиссованный с фронта летом 1942 года, преподаватель русской словесности, мама воспитатель детского сада.
           Детство прошло в селе Мокрая Ольховка, юность в рабочем поселке Красный Яр Волгоградской области. После школы в Саратове учился на киномеханика на специальных курсах, после окончания которых работал киномехаником в Мокрой Ольховке.
          В 1963 году был призван в ряды Советской Армии.
          Служить довелось в Алтайском крае.

                АЛТАЙ.
         Шёл месяц октябрь. Погода слякотная с мелкоморосящим дождем и пронизывающим ветром. Заботливые и строгие командиры разместили волгоградских продрогших призывников в теплом и уютном пассажирском вагоне воинского эшелона.               
               В предгорьях Урала будущие воины прильнули к окнам, а там,за окнами, крупными хлопьями валил снег укрывая уральские земли чудесным белым покрывалом.
           Вагон нашей команды выгрузился на перроне Новосибирска.
Мороз и позёмка из сухого колючего снега.Мы одеты легко, по южному. Наш состав резво покатил дальше, на Восток, а нас, призывников из Волгограда и Астрахани через 12 часов встречали на вокзале города Бийска несколько офицеров под началом молодцеватого майора, который в замечательной речи своей поздравил будущих воинов
с прибытием к месту службы в славную воинскую часть...
          Едем мы пацаны с южных областей России на бортовых грузовых автомобилях.Холодно, вьюжит,но мы мороза не замечаем, только поражаемся обилию снега и просеке проложенной среди нагромождений вековых деревьев. Вокруг тайга, но по улиц-е просеке,бесконечно нас удивляя,стучат по рельсам колеса трамваев. В трамваях едут люди, понятно, не в театр, здесь нет города, а только тайга.Так состоялось мое первое знакомство с необычным Российским краем алтайским.
            Жемчужная алтайская осень на Алтае.  Ее поразительную красу мне невозможно описать великим и могучим русскими словом. И голос мой бессильно умолкает, когда я пытаюсь воспеть её очарование.
Берёзы и лиственницы осенними днями одеваются в невиданные мною ранее ярко пурпурные одежды из увядающих листьев и, кажется пылают дерева неугасимым багряным огнём. Нигде не видел я более такой совершенной красоты угасающей природы.
            ...Многоснежные зимние вьюги сменяются мягкими влажными ветрами. По утрам теплое солнце превращает снежные сугробы в прозрачные лужи и говорливые ручьи. Весна! Весенний воздух Алтая! Им не дышишь,а словно пьёшь его волшебный аромат и он наполняет не только тело но и душу сладостной, будто льющейся откуда- то с божьих небес неслышимой в яве музыкой торжественной грусти и непонятного ликующего торжества...
             Пролетели три года службы.Демобилизация. Прощаюсь с Бийском, кажется,навсегда. Ни о чем не жалею, только немного
досадно, что когда состоялся экскурсионный выезд нашего подразделения на родину Шукшина в деревню Сростки ,я находился в
краткосрочном отпуске, как отличник боевой и политической подготовки.
            
 Зимним вечером 1965 года в Ленинской комнате солдаты
отдыхающей смены караула смотрели фильм Шукшина ,,Живёт такой парень,,. Я был очарован таким непривычным приближением советского
кинематографического искусства к реальной жизни. Такой фильм мог снять только Василий Макарович, человек глубинного таланта, вышедший на тернистый путь творца из самой гущи простого народа.
            Прошло несколько лет и я вновь очутился на Алтае, теперь в столице края городе Барнауле.Бригаду электриков монтажников начальство послало из Волгограда монтировать автоматические линии на Алтайском моторном заводе.
             Для моих коллег и товарищей получка становилась настоящим праздником и являлась причиной  бесшабашного пьяного веселия. Бригада,в основном, состояла из заскорузлых в бесконечных
командировочных скитаниях бывших з.к. Мы с моим другом Сан Санычем пить отказались и оскорблённые таким нашим чистоплюйством коллеги неназойливо выставили нас за дверь шумной общаги.
              Вечер субботний. Нам молодым скучать не хорошо, не правильно. Подходим к таксисту ,,Где у вас тут поблизости танцы?,,
              ,,В клубе Трансмаш,, отвечает. Поехали.
               В фойе танцы, в зале кино. Играет эстрадный оркестр. Дерижер машет палочкой. Льются мелодии известные и трогательные.
                В ту субботу весьма симпатичная студентка вечернего
химико-технологического техникума Аллочка наводила в комнате съемной квартиры чистоту и порядок. Идти они с подругой никуда не собирались по причине очень простой, после покупки обновы денег ни на что не оставалось, а зарплата будет только через два дня. И вот судьба индейка!, После уборки, удобно устроившись на диване она с увлечением читала рассказы Шукшина и перевернув очередную страницу увидела три рубля, непонятно как и когда застрявшие в книге. Не долго думая Аллочка и ее подруга, тоже квартирантка, отправились в клуб Трансмаша на танцы. Там в тот день мы и познакомились. Девушка оказалась из города Бийска.Через год   поженились. Два года прожили в Барнауле. Там у нас родились девочки- двойняшки. Из Барнаула мы были вынуждены уехать, по семейным обстоятельствам в город Камышин Волгоградской области, но это уже другая история, и грустная и счастливая...
         Прошло полвека с той поры, когда имя Шукшина приобрело
всесоюзную известность, но и сегодня, в неспокойный двадцать первый век его творчество, как режиссёра,актёра, писателя, остается востребованным нынешним зрителем и читателем не только в России, но и за её пределами.
         Остается только горько сожалеть, что своим ранним уходом из земной жизни Василий Макарович не успел сказать в своём необычном творчестве, пронизанном трогательной любовью к простому человеку, своё последнее мудрое слово.
          Прошло полвека и я,когда- то молодой,удалой парень и симпатичная девушка Алла, теперь седые и много в жизни повидавшие,
остаёмся преданными читателями книг Василия Макаровича Шукшина и в который раз, перечитывая страницы Шукшинской прозы удивляемся и восхищаемся невыдуманными героями его удивительных произведений.
                А. Веприцкий. Камышин.2019год.



 


Рецензии