Протоки и плёсы NaNoWriMo

NaNoWriMo – английская аббревиатура National Novel Writing Month, то есть «национальный месяц написания романов».

Идея Криса Бейти о литературном марафоне, ставшая всемирным творческим челленджем, и покорившая сердца сотен начинающих писателей, заинтересовала меня осенью прошлого, 2018 года. Мой более чем скромный литературный опыт, а так же большое желание реализовать зреющие идеи, подталкивали меня к мысли присоединиться к этой нетривиальной акции.
Согласно классическому варианту, то есть варианту самого Криса Бейти, марафон длится в течение ноября, и его участнику, независимо от внешних обстоятельств, необходимо написать роман примерно в 50 тысяч слов. Поскольку цель акции – набрать количество слов, не углубляясь в качество своего романа, то участник может писать что угодно и как угодно, без внятной редактуры и проработки деталей, лишь бы набрать соответствующий объём. В итоге зафиналенный текст представляет собой первый нечитабельный черновик будущего романа.
Однако, насколько я понял из отзывов его участников, далеко не все практикуют формат романа. Кто-то пишет рассказы, кто-то эссе,  а кто-то даже научные диссертации!
Я свой первый пробный NaNoWriMo попытался «пробежать» в ноябре 2018 года, невзирая на большую занятость на работе (в буквальном смысле от зари до ночи) и огромное количество личных дел.
И здесь следует поставить большое «но», поскольку идея моего NaNoWriMo значительно отличалась от оригинальной. Я не питал никаких иллюзий относительно того, что у меня будет возможность писать каждый день, или что я смогу не спать, скажем, двое суток, навёрстывая установленную дневную норму в 1667 слов. К тому же я не собирался писать роман, а лишь  решил замотивировать себя делать текущие дела как рабочего, так и творческого характера. В марафон я включил, кроме написания творческих текстов (эссе, статей и материалов для будущей книги) ещё и написание рабочих учебных программ (сокращённо «РУП» - «излюбленное» занятие преподавателей ВУЗов в канун аккредитации), ведение дневника, и подготовку лекционных материалов. Не могу сказать, что я прямо-таки выполнял все свои нормы ежедневно, но в целом и сам челлендж, и его итоги меня вполне устроили.
Итак, по результатам своего опыта спешу поделиться тем, как я модернизировал данный литературный марафон в первую очередь для тех, кто желает участвовать, но, так же, как и я, обременён общественными и семейными делами, но снедаем жизненной неопределённостью и непреодолимым желанием творить.
1. Превратите NaNoWriMo из чисто литературного в комплексный челлендж, включив в его план некоторое количество архиважных дел (в моём случае это были РУПы). Сюда желательно отнести дела, сопровождаемые именно написанием текстов. Смысл в том, что NaNoWriMo не должно стать затором для Вашей профессиональной деятельности, тем более что от неё зависит Ваш материальный достаток. Это избавит Вас от чувства вины, если Вы предпочтёте решение деловых проблем творческому процессу. В обычной, сложной и неопределённой жизни, это нормально.
2. Устанавливайте для себя удобный дедлайн. Это обеспечит Вам свободу в возможностях и даст шанс «добрать» упущенные дни. То есть Вы можете не навёрстывать долги в самые последние выходные и ночи ноября, а просто зафиксировать объёмы «недобора» и доработать своё произведение в более удобное время – в декабре, или в Новогодние праздники. Результат будет не просто тот же – он будет лучше, но без недосыпа, переутомления и «самоедства» в духе «а вот Стивен Кинг пишет каждый день в два раза больше меня!».
3. Подготовьте хотя бы минимальные наработки для написания своего романа. Вы должны понимать идею и общую канву повествования, без этого ничего не получится, даже без ограничений во времени.
4. Продумайте и подготовьте своё рабоче место. NaNoWriMo мне в этом очень помог, поскольку я окончательно убедился в том, что лучше заниматься им в университете или в библиотеке после завершения всех профессиональных дел. Дома сосредоточиться гораздо сложнее, так как здесь слишком много быта и отвлекающих факторов. В течение сентября-октября месяца (или просто – за пару месяцев до марафона) Вам следует понаблюдать за своим распорядком дня, привычками, и определиться – когда и в какой обстановке Вам следует работать. Но при этом помните: бумага, ручка или ноутбук должны быть всегда рядом. Мало ли где появится возможность и желание к творчеству?
5. Если нет художественных идей, то NaNoWriMo – идеальный вариант для развития привычки вести дневник, или какой-нибудь «журнал воспоминаний». Лично для себя в рамках NaNoWriMo я поставил норму не менее 3 дневниковых записей в день, невзирая на количество слов.
6. Важно помнить, что формат NaNoWriMo – далеко не для всех. Но причастность к нему, хоть и косвенная, помогает мобилизовать внутренние ресурсы, установить для личностно-значимых творческих дел адекватный дедлайн.
7. Нет никакой необходимости «привязывать» своё NaNoWriMo к ноябрю. Дедлайн можно сместить не только на любой месяц, но и рассредоточить его, исходя их собственных возможностей. Никто не мешает сначала поработать, скажем, с 1 по 15 сентября, а потом с 16 по 31 октября. Это важно, потому что, не уложившись в сроки марафона, некоторые авторы забрасывают работу над своей «нетленкой». Но ведь мы понимаем, что это неправильно, и так быть не должно. Не уложился в ноябре – смело продляй на декабрь. Настоящий победитель не тот, кто «зафиналил» черновик, а кто опубликовал чистовик, и неважно, в какой срок.
8. Нехудожественные тексты ничем не хуже художественных. Можно даже взять те, которые требуются по работе, но которые Вам делать не нравится. Дополнительный дедлайн и мотивация в решении таких проблем никогда не повредит.
9. И, кстати, вовсе не обязательно кричать на весь мир, что вы теперь «литературный марафонец». Особенно не желательно, если Вы вовсе не уверены в результате. Объявить об итогах можно и после окончания «забега».
10. Классический NaNoWriMo не разрешает редактуру, но она бывает жизненно необходимой, например, при выстраивании логичного сюжета, или чтобы не забыть важные детали, поэтому и здесь думайте своей головой. Пусть у вас всегда будет выбор: написание или редактура. И не забудьте отредактированные тексты так же засчитать в общий объём написанного.
В ноябре 2018-го я не фиксировал итоги своего NaNoWriMo, хотя Крис Бейти рекомендует делать это в подробностях. Но и без цифр я знал, что этот месяц вовсе не прошёл даром. Но если Вы хотите быть уверенными в своих достижениях и усилить творческую самооценку – тогда фиксируйте. Это полезно.
Вообще, я заметил, что движение к финалу в NaNoWriMo чем-то напоминает сплав на катамаране по таёжной реке. То ты едва-едва продираешься через заросли кедрового стланика по узкой и тесной протоке, то и дело упираясь в «расчёски» из упавших деревьев. А иной раз выходишь на широкий плёс и с лёгкостью скользишь по прозрачной воде. Но здесь сами мы в силах приблизить плёсы, провести каналы между ними, соединить между собой. И, главное, ни на секунду не забывать, какое неземное счастье от итогов творческого созидания ждёт нас на финише.

Рекомендованная литература: Бейти К. Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с.

02-03 апреля 2019 года 

Рисунок с сайта thesassologist.com


Рецензии