В поисках души нетленной...

ШРИ АУРОБИНДО МАТЬ.
В поисках души нетленной. АДИТИ.


Шри Ауробиндо в более поздних работах он всегда употреблял термин «психическое» применительно к душе или к глубоко скрытой части нашего существа, которую он с самого начала называл «Психея» (душа, божественная искра). Один из основных моментов, который следует помнить, это четкое различие между душой как таковой, которую Шри Ауробиндо называет психической сущностью, психической субстанцией, психическим бытием, душой-искрой или элементом духа, и душой в эволюционирующей индивидуальной форме, которая называется психическим существом, психической личностью, духовной формой, духовной индивидуальностью и которая, по словам Шри Ауробиндо, представляет собой «искру, превратившуюся в пламя по мере роста и развития сознания». Необходимо отметить, что термины «душа» и «психическое», употребленные без эпитета, иногда обозначают божественную искру или психическую сущность, а также персонифицированную душу или психическое существо в зависимости от контекста. Природу и деятельность психического нельзя рассматривать вне связи с другими составляющими человеческого существа.



Деяния направленные на самореализацию устремлений жизненной силы, и истинной души, представляющей собой искру Божественного Огня, частицу Божества. Поскольку душа, или психическое существо, использует разум, жизнь и физическое тело в качестве инструментов для своего развития и получения определенного опыта, то она рассматривается как сплав или соединение определенных тонких элементов разума и жизни. Но если в Йоге мы примем весь этот хаос за душу как таковую и ее проявления, то попадем в такую неразбериху, из которой никогда не выберемся. Все это относится лишь к внешним покровам души; душа сама по себе это внутреннее божество, превосходящее разум, жизнь или тело. Как только она освобождается от скрывающих ее покровов, создаваемых внешним инструментарием, она сразу же вступает в непосредственный контакт с Божественным.


По мере накопления опыта оно формирует психическую личность, которая всегда стоит на стороне добра, истины и красоты и в конечном счете становится достаточно сильной и готовой для обращения всей человеческой природы к Божественному. Тогда психическое существо может полностью выйти на первый план и, преодолев заслон разума, жизни и физического тела, добиться контроля над инстинктами и трансформировать природу. Природа перестает навязывать себя душе, а душа, Пуруша, начинает диктовать Природе свою волю.



Шри Ауробиндо Слово «душа» имеет различные значения в зависимости от контекста; с одной стороны, оно может употребляться для обозначения Пуруши, поддерживающего деятельность Пракрити, которую мы называем бытием, хотя правильнее было бы сказать не «бытие», а «становление»; с другой оно может означать собственно «психическое существо» в таком эволюционирующем создании, как человек; «душа» может означать искру Божественного, заброшенную в Материю нисходящим в материальный мир Божеством, поддерживающим здесь все эволюционирующие формы. Психического нет и не может быть в существе, которое не эволюционирует, как, например, Асура; не может быть также психического существа и у бога, так как оно ему не нужно для его существования. Но у бога есть Пуруша и Пракрити, или Энергия природы этого Пуруши. Если какое-либо существо из других миров захочет развиваться, эволюционировать, то оно должно спуститься на землю и воплотиться в человеческом теле, приняв участие в общем эволюционном процессе. Именно поэтому витальные существа не хотят этого делать и пытаются вселиться в живых людей, чтобы насладиться материальными прелестями физической жизни, не принимая на себя бремя эволюции и не участвуя сверхразум, разум, жизнь, психическое, физическое, охватывая как внутреннюю, так и внешнюю природу, то Читта относится к совершенно другому классу или категории, к психологии нашего внешнего существа буддхи, манас, читта, прана и т. д. согласно обычной классификации индийской психологии. К этой категории относятся только главные функции нашего внешнего сознания, которые рассматривались индийскими мыслителями. Читта одна из основных функций нашего сознания, и чтобы ее познать, нам не нужно выходить за пределы внешней природы.


Дживатмы, поддерживающие эволюцию природных форм бытия, sarva-bh t ni, в преходящем Становлении и представляющие Кшара (подвижного) Пурушу. Джива (или Дживатма) и индивидуальные создания, sarva-bh t ni, это не одно и то же. Дживатмы стоят выше проявленного мира, хотя и связаны с ним; отдельные формы-создания, sarva-bh t ni, являются творениями Природы. Человек, птица, зверь, рептилия это творения Природы, но индивидуальное «я» в каждом из них никогда не является конкретно человеком, птицей или рептилией; в своей эволюции их индивидуальное «я» остается тем же самым духовным существом, дающим согласие на игру Природы, несмотря ни на какие изменения в конкретных формах. Бытие, как аспект Божественного, всегда остается изначальным и вечным; Становление, как другой аспект Божественного, это то, что Божественная Сила раскрывает и развивает в состояниях сознания, в энергиях, формах и т. д. Извечное Божественное есть Бытие; вселенная во Времени и все, что в ней проявлено, есть Становление. Вечное Бытие в своей высшей природе, Пара Пракрити, одновременно и множественно, и едино; но извечная множественность Божественного, когда она проявляется в отдельных творениях природы, sarva-bh t ni, выступает в виде Дживы или, как мы говорим, становится Дживой, par prak tir j;vabh t. С другой стороны, в психическом существе присутствует два аспекта психическое бытие, или душа (внутренний аспект), и индивидуальная форма, принимаемая этой душой в эволюционном цикле Природы (внешний аспект). Душа, или психическое существо, непреходяща лишь в том смысле, что она содержит в себе возможности Божественного, но она должна развивать эти возможности, принимая в своей эволюции форму психической индивидуальности и участвуя таким образом в общем эволюционном процессе и в развитии проявленной индивидуальной Пракрити. Искра Божественного Огня, скрытая за обличьем разума, жизни и физического тела, растет и крепнет с помощью психического существа до тех пор, пока не сможет трансформировать Пракрити Неведения в Пракрити Знания.


Дживатман, душа-искра и психическое существо это три различные формы одной и той же реальности, и их не следует путать, так как это нарушает ясность внутреннего опыта. Дживатман или дух, как его обычно называют в английском языке, существует независимо от проявленного мира или внешнего инструментального существа и находится выше его. Он внеположен рождению и смерти, всегда неизменен это наше индивидуальное высшее «Я», или Атман. Он есть вечное истинное существо каждого человека. Душа это искра Божественного, которая нисходит на уровень проявленной природы для поддержания эволюции в материальном мире. Она выступает сначала как чистая энергия Божественного Сознания, содержащая в себе все возможности, которые еще не успели проявиться, оформиться и получить свое выражение в ходе эволюции. Эта искра присутствует во всех живых существах, от низших до самых высоких. Психическое существо формируется душой в процессе ее эволюции. Оно поддерживает разум, жизнь и физическое тело, растет и развивается за счет получаемого ими опыта и несет сущность этого опыта от одной жизни к другой. Это и есть психическое, или caitya puru;a. Сначала оно затмевается ментальным, витальным и физическим существами, но по мере своего роста и развития оно становится способным выйти на первый план и взять на себя руководство разумом, жизнью и телом. При обычном уровне развития психического существа в человеке ему не хватает средств самовыражения, и оно не может свободно использовать составляющие части человеческой природы. Жизнь живых существ находится либо на животном, либо на человеческом уровне, но не на божественном. Когда психическое в результате садханы выходит на поверхность человеческого существа и приобретает способность свободно управлять своим инструментарием, тогда устремленность к Божественному в человеке становится полной, и появляется возможность не только освобождения, но и трансформации разума, жизни и физического тела. Поскольку «Я» Атмана по своей природе свободно и стоит выше рождения и смерти, то опыт переживания Дживатмана и его единства с высшим или универсальным Духом...


Ауробиндо сказано: «Вы становитесь способными к этой йоге, если в вас пробуждается сокровенная душа, если вы рождаетесь заново в психическом сознании и отходите от чисто ментальной, витальной и физической жизни...». Почему он говорит о «сокровенной душе»? Означает ли это, что есть еще и внешняя душа?


Речь идет о том, что эта сокровенная душа, то есть центральное психическое существо, оказывает влияние на поверхностное сознание человека (поверхностными по отношению к психическому существу являются ментальные и витальные части человеческого существа). Чистый разум, высшая витальность, эмоциональное существо все они находятся под влиянием души, причем иногда до такой сильной степени, что у человека создается впечатление реализации контакта со своим психическим существом через разум или витальность. Таким образом, люди принимают разум или витальность за свою душу, и поэтому, чтобы подчеркнуть различие, Шри Ауробиндо говорит «сокровенная душа», то есть центральная, истинная, настоящая. Очень часто, соприкасаясь с определенными сферами разума, которые находятся под влиянием психического и преисполнены света и радости, или же контактируя с очень чистыми и возвышенными сферами эмоционального существа, рождающими наиболее открытые, щедрые и лишенные эгоизма чувства и эмоции, у вас создается впечатление реального контакта со своей душой. Но это ошибочное впечатление. В этом случае вы соприкоснулись не с истинной душой, не с тем, что является душой по своей сути. У вас был лишь контакт с элементами вашего существа, попавшими под влияние души и отражающими некоторые ее свойства и проявления. Нередко люди, соприкасаясь с просветленными участками своего существа, получают удивительные озарения, откровения, и это приносит им огромное чувство радости, и они считают, ощутили свою душу. Но они ошибаются. Они ощутили лишь часть своего существа, находящегося под влиянием души. На самом деле, происходит следующее: прикоснувшись к озаренным областям разума или витальности, мы получаем определенный опыт или ряд опытов, а затем все как бы затягивается пеленой, отходит на второй план и мы в недоумении спрашиваем: «Как могло случиться, что я реализовал контакт со своей душой, а теперь снова впал в состояние бессознательного неведения?» Но это произошло именно потому, что контакта с душой не было, а было лишь прикосновение к определенным областям нашего существа, находящимся под влиянием души и проявляющим себя как некоторые ее черты и свойства.


Пуруша.
Пуруша (др.-инд. ;;;;;, puru;a IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.

Пуруша р.-инд. Purusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) П. - вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его - все существа, три четверти - бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей»


Согласно Ишваракришне (автору ранней, классической санкхьи), соединение Пуруши и Пракрити происходит для того, чтобы Пуруша увидел Пракрити, подобно тому, как объединяются хромой со слепым. Вместе с тем соединение Пуруши и Пракрити не означает вмешательство первого в материальные процессы, в которых реализуется заложенная в природе способность к саморазвитию. Пуруша лишь пассивный зритель действий Пракрити, его основное качество — аудасинья (равнодушие).

Авторы трактатов поздней санкхьи отошли от атеистических положений и писали, что Бог (Пуруша) является главным принципом миротворения. Подобно магниту, вызывающему движения железа, он изнутри направляет все процессы, совершаемые Пракрити (трактовка Виджнянабхикшу).


Пу;шан (санскр.P;;an IAST) — в индуистской мифологии божество, связанное с солнцем, плодородием, путём.

О солярной природе Пушана в «Ригведе» свидетельствует то, что он находится на небе, постоянно движется, может наблюдать за всеми существами. В числе атрибутов этого бога называются золотой топор, шило, колесница, запряжённая козлами. Он плавает на золотом корабле в небесном море (РВ VI, 58, 3). В сюжетах Пушан также связан с Солнцем, так как он женится на дочери светила, является послом солнечной богини Сурьи. Вторая черта Пушана — отношение к пути — проявляется в том, что он выступает как повелитель пути, охранитель дорог, знает пути истины и богатства, провожает умерших по пути в царство Ямы (отсюда связь с последним), также в ритуале Пушан ведёт жертвенную лошадь к месту жертвоприношения. Кроме того, Пушан приносит пищу, успех, сокровища, даёт убежище, хранит скот и сам выступает как пастух всего сущего. Покровитель поэтов (РВ II, 40, 6), в то же время он играет роль друга всех богов.


Рецензии