Сковородки, бабушки и нянечки

1.
Смысл мировой истории можно постичь по разному. Можно засеть в архиве и работать с текстами, пока глаза не лопнут. А можно по другому, напремер выяснив, кто, где и как подметал пол, нянчил детей, вытирал пыль или варил макароны. Сельское хозяйство, транспорт, медицина, военное дело, связь и доступность изменились до неузнаваемости, а вот замены пожилой нянечке вашего чада, или настоящей бабушке, штопающей носки внуку, пока не предвидится также, как и вашей старой, чугунной, доставшейся в наследство, ещё довоенной (22 июня 1941 - 9 мая 1945 гг) сковородке, на которой вы всегда жарите себе мясо. Не потому что так любите ее чугун, неудобное отсутствие ручек и пудовый вес, а потому что на других сковородках мясо или сохнет или подгорает, а если не подгорает, все равно получается не так. Словно во время приготовления из него вынули праздник, а взамен ничего не положили. И получается, что кушать такое безпраздничное мясо можно, а вот радоваться уже не получается.
 
И дело здесь не в привычках и не в ритуале. Дело в том, что некоторые вещи не должны меняться и, следуя долженствованию, они не меняются, несмотря на то, что в мире бушующем меняется все и даже в одну и ту же реку два раза зайти, философски говоря, не всегда получается.
 
2.
Первая мысль, которая приходит в голову - это то, что наши сковородки, бабушки и нянечки как будто пришли сюда из другой вселенной, где время совершенно по другому течет, или даже не течет а стоит, как вода в колодце. Прыгай туда, не прыгай, заходи в эту воду, не заходи - ничего не изменится, не как в наших современных реках, в которые зайти ещё иногда можно, а выбраться на берег зачастую не получается. Вот мы и прилепились сердцем к тем, кто сковородки и нянечки, за их надежность и веру в светлое будущее.
 
3.
Это очень удобно, если знаешь, чего ждать - беды или счастья от тех или иных вещей, людей или событий. Они, эти люди и вещи, неизменные и постоянные, словно они не люди и не вещи, а платоновские идеи или монады Лейбница. А все потому, что они действительно никогда не меняются. Просто надо смириться с тем, что на свете есть сущности и существа, которые не умеют становится чем-то другим. Они словно произведения искусства - загадочные, таинственные. А произведение искусства  будь оно небесного или дьявольского происхождения, имеет одну непременную особенность: основа его всегда проста, как бы сложно они не выглядели. Их вполне устраивает то, какие они были до начала времен и они хотят оставаться такими же после того, когда ни нас ни времени не будет. Это очень счастливые вещи и люди. Мы их называем за это вещами-в-себе, а людей - людьми.
 
Вот именно так и выглядит уверенность в завтрашнем дне, чтобы вы там не говорили и не думали. А таинственность появляется позже, и совсем не для того, чтобы прийти на помощь нашей памяти и восстановить забытое, а для того, чтобы окончательно увести нас в сторону по ложным следам наших беспечных утренних снов. Ведь люди, когда видят короткую тропку к хорошей жизни, никогда не пойдут по новому шоссе.


Рецензии