Простите нас

ПРОСТИТЕ  НАС.
Все участники Великой Отечественной войны достойны признании и низкого поклона, но особая категория среди них, перед которыми мы обязаны повиниться и каждому ещё оставшемся в живых сказать:»Простите нас!» - это военнопленные.
Они прошли все круги ада, испытали на себе страшные муки. Первыми испытали на себе бесчеловечный настрой агрессора. В советских и немецких архивах сохранились сотни тысяч самых разных свидетельств. В них все пленные отмечали, что первый год войны был самым страшным, выжили очень немногие. Попавшего в плен могли убить в первые минуты, часы или дни.
Немцы активно разыскивали и уничтожали комиссаров, евреев, цыган, лиц с «азиатской» внешностью. Комиссаров определяли по красной звезде на рукаве, но её носили и военные музыканты, артисты, журналисты, библиотекари, расстреливали и их.
Припоминается рассказ, к сожалению, покойного теперь Сатина Петра Ивановича, участника войны, замечательного человека. В первую неделю его часть была разбита, солдаты остались без командиров, боеприпасов, пищи.
В жаркий, душный полдень был задержан немцами. Доставили к офицеру, восседавшему на походном стульчике. Рядом обливались водой немецкие солдаты, хохотали, дымилась кухня. На чистом русском языке офицер задал несколько вопросов.
Дайте ему три булки хлеба и пусть идёт, расскажет своим, как сильна германская армия!».Шёл с хлебом, наклоняя голову и ожидая выстрела в спину. Страшно! Стыдно! Обидно!
Гибель была уготована многим раненым. Лишь высшие советские офицеры могли рассчитывать на медицинскую помощь. Пленных держали под открытым небом, в оврагах, в поле, не кормили и даже воды не давали. В немецких документах упоминаются нормы – 100 граммов проса без хлеба.
По немецким данным в плен попало от 5,2 до 5,75 миллиона красноармейцев, от 2,5 до 3,3 миллиона из них – погибли или были расстреляны. Наши военные историки называют несколько меньшую цифру – в плену было не более 4-х миллионов. Возвратились из плена около 1,8 миллиона человек, не удалось установить судьбу около 2-х миллионов человек. В плену находились 68 генералов, вернулись на родину – 41, замучены и расстреляны немцами – 20 человек, 5 генералов – власовцев были осуждены.
Из числа возвратившихся из плена более 1 миллиона человек были направлены на пополнение действующей армии, около 350 тысяч оказались в лагерях НКВД.
Многие годы отношение к военнопленным было подозрительным, унизительным и оскорбительным. Они не пользовались доверием, нередко их не допускали к отдельным работам, не принимали в элитные учебные заведения. « Военнопленный» было как клеймо, как несмываемое пятно презрения.
В мае 1956 годв Маршал Советского Союза Г.К.Жуков обращается с запиской в ЦК КПСС об оскорбительном, незаслуженном подозрительном отношении к военнопленным.
Была создана комиссия под руководством Жукова. Она пришла к выводу, что в СССР повсеместно имеет место грубейшее нарушение и извращение законодательства в отношении бывших военнопленных и из семей, массовый произвол со стороны государственных органов и должностных лиц…
29 июля 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают секретное постановление « Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей» В частности, время пребывания в плену, в окружении и на спецпроверке ( в лагерях НКВД), если пленение не было добровольным и если военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступлений против Родины, засчитывается в срок службы в армии, а также в общий трудовой стаж. Это было очень важно! К сожалению, было это принято спустя 11 лет после Победы. Очень поздно!
В записке Г.К.Жукова приводились примеры поверхностной, преступно небрежной проверки поведения военнопленных. Так, подполковник М.А.Грачёв, бывший командир дивизии, попал в плен, будучи раненым в шею. На допросах назвал свою должность, с немцами не сотрудничал, секретов не выдавал, но немцами был назначен старшим по бараку. Военным трибуналом осужден на 10 лет
Майор Н.Ф.Панасенко, находясь в плену, у немцев служил помощником коменданта блока в офицерском лагере, по неподтверждённым данным, издевался над военнопленными, избивал их, выявлял среди них политруков, евреев. Был осужден на 10 лет При проверке было установлено, что Панасенко  исполнял должность в плену по заданию генерала Никитина, состоял в подпольной организации, готовил план побега, помог спрятать генерал-лейтенанта Карбышева…
Капитан Б.К.Петросян, подполковник Д.А.Казарян, майор Д.Е.Минасян, майор С.А.Ягджан, капитан Л.М.Титанян – все были осуждены на 25 лет за сотрудничество с немцами в плену.
В ходе проверки Главной военной прокуратурой была установлена необоснованность обвинений. Дополнительной проверкой было установлено, что партизанские отряды, созданные из легионеров на юге Франции и в особенности отряд под руководством Петросяна и Титаняна летом 1944 года вели бои с немцами и освободили ряд городов и населённых пунктов Франции. В сентябре 1944 года на базе боевых партизанских отрядов в г. Ним был создан 1-й советский партизанский полк. Полк не только сражался с немцами, но отправлял советских граждан на родину. Было отправлено из Франции до 30 тысяч советских граждан.
За активное участие в освобождении юга Франции от немецких оккупантов совместно с французскими партизанами, французским правительством в 1945 году 1-й советский батальон, которым командовал Петросян и полк в целом были награждены боевыми французскими знамёнами и орденами. Правительство Франции разрешило полку выезд на родину  с вооружением. Знамёна и награды полка находятся в Музее Советской Армии.
Подобных примеров множество, в ходе проверки необоснованно осужденные были реабилитированы.
. Трудно представить себе, какие муки перенесли эти люди. К неимоверным физическим страданиям на долгожданной родине добавились и нравственные, душевные, моральные. Они чувствовали себя изгоями. А как объяснить сыну, внуку, почему у тебя нет наград как у соседа? Почему тебя и за фронтовика не считают? Не трус ли ты? Не сам ли поднял руки перед врагом?
Неимоверно было тяжело этим людям, не легче их близким, родным Это теперь мы можем понять. А тогда, в первые месяцы после войны, не раз звучал убийственный вопрос соседки:»Почему мой сложил голову, а твой отсиживался в плену?»
Как сложна жизнь! Сколько трагедий принесла война! Хорошо, что хватило ума и желания, хотя и с большим опозданием, вспомнить об этих людях.
  Май 2007 года.


Рецензии