Война, о которой не помнят

                ВОЙНА, О КОТОРОЙ  НЕ  ПОМНЯТ…
                «Пусть навеки самое святое
                Неизменным остаётся в нас…»
                (Юлия Друнина)
Люди могут и трагическое забывать, пусть за ним, этим событием, смерть, гибель десятков тысяч людей. Казалось бы, оно навсегда ушло из памяти сменившихся поколений, и вспоминать перестали. Поглотило его время, изменился политический климат, вчерашние былые враги стали друзьями или делают вид такой. Но вдруг наступает момент,  и забытая народная боль вспыхивает, как будто бы в тлеющий костёр плеснули бензином.
Такой ярко и остро вспыхнувшей проблемой в последние десятилетия стала ушедшая в историю и вновь вернувшаяся советско-польская война 1919-21годов.
Пожалуй,  с позиции сегодняшнего дня это самая больная страница в сложной, запутанной, щедро искажённой истории наших стран.
За последние века, а вернее, с момента возникновения русского государства, ни с  одним соседом не были такими сложными, подчас воинственными как с Польшей.
Россия, да и Советский Союз не были искренними союзниками, никогда у них не было доверия друг к другу, хотя в какие-то годы государственная пропаганда с обеих сторон выдавала желаемое за действительное, твердила о вечной и нерушимой дружбе.
Редкий враг приходил на нашу землю, чтобы в его рядах не было поляков. Такова горькая правда!
С развалом СССР особую остроту вновь приобрела трагедия той далёкой войны или как её тогда называли вооружённый конфликт.
Толчком послужила развороченная историками, недобросовестными политиками трагедия Катыни- гибель, уничтожение около 20 тысяч польских интернированных граждан.
А потом, естественно, вспомнили и о не менее трагической судьбе красноармейцев в польском плену.
Напомним, это было задолго до Катыни.
В подходе политическом, нравственном, освещении, отношении к памяти погибших не- сравнимая разница.  Если трагедия Катыни обсуждается на самых разных уровнях, в польском обществе и у нас в России, в средствах массовой информации, на встречах глав правительств и президентами, то о трагическом Катыни и сгинувших  в польском плену неизмеримая, подчас оскорбительная разница. В России, в средствах массовой информации, в отношении красноармейцев подобного не наблюдается.
Долгое время её как бы и не существовало.
Новая Россия принесла свои извинения за гибель, расстрел в Катыни, передала польской стороне архивы, воздвигнут монумент под Смоленском, написано сотни книг и статей, создан фильм, показанный на российском ТВ.
Польским гражданам, разным делегациям дозволено беспрепятственно посещать мемориал, возложение венков, богослужение.
Нашим погибшим красноармейцам подобные почести ни в России ни тем более в Польше не воздаются. Как будто бы и не было этой беды. Их могилы в России никому не известны, да она, Россия их и не искала, не думала о них.
Равнодушие! Забвение! Беспамятство, мы им страдаем века…
Вспомнив польский плен, »покопавшись» не в такой уж далёкой истории, можно припомнить и Цусиму.
Япония до сих пор содержит в порядке и уважении могилы русских моряков, погибших в той войне…
Отдавая должное справедливости следует заметить, в последние годы Россия хотя бы напомнила об этой трагедии и призвала Польшу рассматривать в комплексе, взаимной печальной связке и Катынь,и гибель в польском плену красноармейцев.
7 апреля 2010 года Владимир Путин на совместной с польским премьер министром Дональдом Туском в Смоленске вспомнил об этой трагедии, назвал цифру (возможную!) погибших в плену красноармейцев-32 тысячи человек. Независимые исследователи называют  большую цифру.
6 декабря этого,2011года на пресс-конференции с президентом Польши Брониславом Комаровским Дмитрий Медведев заявил о позиции российской стороны в российско-польском диалоге:»Нам нужно вообще заниматься восстановлением исторической памяти, включая и трагические события более раннего периода, я имею ввиду период Гражданской войны в нашей стране, когда десятки тысяч красноармейцев, оказавшиеся в
Польше, исчезли или погибли. По этим вопросам нам тоже нужно вести диалог. Причём , в абсолютно открытом и дружественном ключе, так как мы сегодня это делаем по катыньским событиям».
Нельзя не согласиться с позицией нашего президента, хотелось бы верить, что это так и будет и параллельно и единовременно.
Содержание в плену красноармейцев и в последующем трагедия Катыни не разделимы, взаимосвязаны. И нет таких весов , способных измерить какая из них тяжелее для наших народов.
Пока же российская общественность ,кому не безразлична правда истории (по её меркам -недалёкая!) не имеет объективных, взвешенных оценок. Эти трагические события разными историками освещаются по __ разному, много спекуляции, искажений, неправды., преднамеренного вранья в СМИ. Правда о трагическом, кровавом колеблется под политическом ветром.
Российские историки (в частности, в книге Геннадия и Виктории Матвеевых «Польский плен»,в публикациях «Военно-исторического Журнала»1-1993,11-2005г.,В журнале «Родина»,2-2011г,в сборнике документов «Красноармейцы в польском плену в 1919-22гг»называют цифру206 тысяч военнослужащих Красной Армии. побывавших в польских руках во время той советско-польской войны.
Из за чего же возник  конфликт?
Активные военные усилия молодых польского и российского государств, направленные на установление контроля над лежащими между ними украинскими белорусскими территориями, уже в феврале 1919 года привели к прямому столкновениям армий, вылившиеся в необъявленную войну, продолжавшуюся с разной интенсивностью около 20 месяцев.
В этой войне потери Войска Польского превысили 50 тысяч человек, потери советской стороны до сих пор не установлены.
Плохо мы умеем считать людей!
Даже данные вернувшихся из плена в 1921 году по данным Польши и СССР различаются между собой:российские-69762,польские-75699 человек.
Судьба наших пленных без преувеличения была трагической и мало чем отличалась от будущих немецко-фашистских.
Одни умерли в плену от истощения и без медицинской помощи, свирепствовали эпидемии, другие- спасая жизнь, вступили в антисоветские формирования и погибли в боях с Красной Армией в 1920 году, перебежали на советскую сторону, третьи остались в Польше, особенно уроженцы Западной Украины и Западной Белоруссии. Были и такие, которые эмигрировали в Европу и за океан. А некоторые вернулись домой и позже, начиная с 1922 года, воспользовавшись амнистией ноября 1921 года.
Конечно, в этой трагедии разобраться не просто, но необходимо, учитывая с какой настойчивостью и активностью действует в этом направлении Польша.
После Второй мировой войны ни в СССР, ни в ПНР к этой проблеме не обращались, её как бы не существовало, провозглашалось, царствовало «дружба навеки!»
О дружбе больше говорили в СССР и редко в Польше. Наш народ, точнее, его  вожди униженно навязывали дружбу польскому, а он и тогда тяготел к Западу.
Впрочем СССР много делал для восстановления порушенного войной. Тогда в Польше это понимали и с благодарностью принимали.
Председатель Крайовой Рады Народовой Б. Берут писал Сталину:»Благодаря помощи братских славянских советских республик население Варшавы будет обеспечено продовольствием вплоть до нового урожая, а кроме того,16 миллионов людей в наиболее разрушенных немецкими захватчиками районах Польши будет спасено от голода. Никогда не забудет польский народ, что в самый трудный и тяжёлый период своей истории он получил братскую помощь советского народа…»
Советские люди тогда сами голодали и жили в землянках. такова она теперь забытая история…
«Без русских армий Польша была бы уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стёрта с лица земли. Но доблестные русские армии освобождают Польшу и никакие другие силы в мире не смогли бы это сделать»-Черчиль. Комментарии
излишне…
Российские исследователи, историки обратились к проблеме 1919-21годов после 1990года,когда была снята секретность с материалов трагедии в Катыне, Медном ,Старобельском и других местах расстрела поляков в 1940году.
Проблема эта активно использовалась и у нас, и в Польше для очернения советской власти,
а нередко и нашего народа. Делалось часто не добросовестными людьми и без объективного учёта всех обстоятельств того непростого предвоенного времени.
Естественное желание российских учёных выяснить судьбу наших пленных польская
сторона встречала в штыки, назвала контрпропагандисской акцией и всячески препятствовала её прояснению. Хотя следует сказать, наши учёные отмечают : в польской исторической науке в плане изучения судьбы пленных сделано значительно больше на сегодняшний день чем у нас.
Как же обращались с нашими военнопленными? Как их содержали?
По - разному.
Призванных из западных областей Украины и Белоруссии нередко тут же отпускали домой, предполагая их призвать в польскую армию во время планировавшегося наступления в 1920 году.
Остальных сортировали на несколько групп: к первой были отнесены коммунисты, Всех их направляли в концентрационные лагеря или как их называли поляки- распределительные пункты.
С теми, кто не вошёл в эту первую группу поступали следующим образом: с занятых поляками территорий отпускали домой. Но таких было не много, большинство направляли на строительные работы, фактически - на каторжные.
Самая трагическая судьба наших пленных была в момент захвата в плен в полосе боевых действий. Здесь часто расстреливали без суда и следствия, особенно комиссаров, евреев, китайцев.
Это была жестокая месть за своих погибших.
Известен случай, когда по личному приказу генерала Владислава Сикорского (1881-1943гг), современного национального героя Польши, было расстреляно 199 пленных.
Такого рода бесчеловечные, варварские действия были примером гордости их участников, откровенно описавших их в своих воспоминаниях и не вызвали общественного осуждения. Эти действия оправдывают и некоторые современные польские исследователи.
Были случаи, они задокументированы, когда польские генералы лично расстреливали пленных коммунистов.
Известный польский историк Марцелия Хандельсман (1882-1945гг), участник тех событий писал:»…наш солдат видит в большевизме как правительстве России, большевиках в армии, т.е. коммунистах, китайцах и комиссарах, своих личных врагов смертельных, поэтому он ведёт с правительством России и её подпорками беспощадную борьбу…Нужно было прибегать к неслыханным уговорам, чаще всего к хитрости, чтобы спасти пленного китайца. Комиссаров живыми наши не брали вообще…»
Подобное говорил и британский дипломат лорд д.Аберком, наблюдавший отношения польских крестьян к пленным.
Еврею только чудом удавалось выжить в плену. О своей судьбе в плену рассказывал следователю И.Тумаркин, пленённого 17 августа 1920 года около города Бяла-Подляски:»…при взятии в плен началась рубка евреев, от смерти я избавился по какой-то странной случайности. На следующий день нас погнали до Люблина, и этот переход был для нас настоящей Голгофой. Ожесточение крестьян было до такой степени велико, что маленькие мальчики забрасывали нас каменьями. Провожаемые проклятиями, бранью, мы прибыли в Люблин на питательный пункт и здесь началась самое беззастенчивое избиение евреев и китайцев солдатами армии Балаховича…»
Сведения о расстреле поляками пленных выявлены и в российских архивах.
Многочисленные архивные данные, в том числе и Международного Красного креста, свидетельствуют, что расстрелы пленных не считались в польской армии чем то предосудительным. Исследователи той трагедии не нашли ни одного приказа, запрещающего это делать.
О самовольных расстрелах, в том числе и на расистской почве, без утайки говорится в документах, предназначенных для высшего руководства, в воспоминаниях участников
войны.
Это значит, что в армии не опасались служебного или уголовного наказания, в послевоенном польском обществе не было морального осуждения такого рода поступков.
К слову сказать, в отличии от СССР, где ни один из свидетелей подобного рода расправ об этом не писал, если не считать описанного Исааком Бабелем с явным осуждением эпизода расправы будёновцев над пленным польским офицером…
«Польские и российские документы свидетельствуют о том, что и в 1919 -20-х  годах поляки расстреливали красноармейцев. Но установить масштабы этого явления (точнее -злодеяния!) не представляется возможным, поскольку делалось это обычно без суда и следствия»
Современные историки делают вывод одного из  замалчиваемых  польской историографией аспектов в советско-польской войне. Это не была, если так можно выразиться, классическая война между двумя соседними государствами. В ней с обеих сторон не последнюю роль играли идеологические мотивы, а с польской - ещё и расистские (антисемитские и антикитайские ) предубеждения» - пишут в своей книге Матвеевы «Польский плен».
Будем справедливы, в эти годы в Польше была разработана система сносного содержания военнопленных, но беда в том, что она, эта система, сплошь и рядом не выполнялась и   не контролировалась, за её не исполнение никто не отвечал.
Современные историки пишут: »Наибольшую самоотверженность демонстрировали с пленными медики: и поляки, и пленные, и английские  медсёстры. Но они были не в силах переломить общую неблагоприятную ситуацию в содержании военнопленных.
Не случайно, начальник санитарного департамента военного министерства генерал
З.Гордыньский в докладной записке писал в декабре 1919 года:»Причина зла, и причём существенная и пусть виновные в этом покаются- это неповоротливость и безразличие, пренебрежение и невыполнение своих прямых обязанностей, что является характерной чертой нашего времени. В общей сложности в лагерях и госпиталях умерло не менее 25-28 тысяч пленных красноармейцев.
Польша не смогла избежать трёх эпидемий инфекционных заболеваний, длившихся около 9 месяцев.
Неслучайно, из 70710 рядовых, вернувшихся из польского плена, в строевые части было направлено только 34859 человек. («Красноармейцы в польском плену»)
Остальные были истощены, больны ,стали инвалидами, многие вскоре умерли дома.
Да и в моральном отношении пленным было тяжко: при любой возможности местная публика, вопреки нормам христианского милосердия всячески оскорбляла пленных и выискивала среди них уцелевших на фронте евреев.
 «Не обязательно было иметь специальный приказ об умерщвлении военнопленных красноармейцев, вполне достаточно было того, что бы люди, в руки которых передали ответственность за судьбы многих десятков тысяч военнопленных красноармейцев, продолжали с ними свою личную войну, без угрызений совести и чувства христианского милосердия обрекая своих беззащитных подопечных на холод, голод. болезни и мучительное умирание…» - читаем в названной выше книге.
Судьба к десяткам тысяч этих несчастных людей спустя и десятилетия была не благосклонной. Страна, пославшая их в бой, была равнодушной. Она не искала их могилы, никак не увековечила их память. Нет ни памятника, ни обелиска. Память в народе нашем о них глуха, еле слышна. Не известны и их имена, очевидно, они до сих пор спрятаны в архивах.
В России не написано ни романов, не снято кинофильмов, не то, что в Польше.
Отечественное ТВ демонстрирует фильм о трагедии Катыни и молчит о судьбе несчастных наших пленных.
А может быть современное ТВ и не отечественное?
Исторические материалы об этих событиях  малодоступны, их вы с трудом найдёте в библиотеке, да и многие ли интересуются?
Советское правительство предпринимало меры для облегчения судьбы несчастных, улучшения их содержания и гуманном обращении с ними.
Народный комиссар иностранных дел РСФСР Г.В.Чичерин направил польскому правительству две ноты, в них он обращал внимание на бесчеловечные условия содержания пленных.
В ноте от 9сентября 1921 года указывается, что из 130 тысяч умерли в плену 60 тысяч.
В другой ноте от 6января 1922года подробно излагается чудовищные факты лагерной жизни, особенно в лагерях Пулавы, Домбе, Стржалково, Тухоля. В них положение ужасное, от эпидемий, плохого содержания и жестокого обращения охраны умирает, погибает от трети до половины военнопленных.
Были созданы совместные комиссии  российские - украинские по проверке содержания военнопленных ,составлялись  акты, вносились предложения, но к лучшему практически ничего не менялось.
Пленных убивали и физически и морально. В плену находились петлюровцы, они были в превилигированном  положении, несли охрану. Часто заставляли российских пленных возить, носить их на себе, издевались, унижали.
В ноте польскому поверенному в Москве  Чичерин писал: »Может быть, ввиду исторической ненависти поляков к русским или по другим экономическим и политическим причинам военнопленные в Польше не рассматривались как обезоруженные солдаты противника, а как бесправные рабы…»
«Военно-исторический журнал» 1-1993г.
Так оно и было!
Наши военнопленные были разуты, раздеты, работали сутками, без выходных. На них пахали землю, впрягали в плуг. Морили  голодом в карцерах. Без суда и следствия убивала
охрана.
Только ли России каяться и извиняться?
И это славянский мир? И это христиане?
А скоро будет 100 лет тем тяжким событиям!
Может быть , Россия последует примеру современной Польше и вспомнит о своих сгинувших сынах? Воздвигнет им хотя бы скромный памятный знак? Приложит усилия, чтобы отыскать их могилы и возложить на них цветы …
Может быть , наши лидеры найдут что предъявить Польше в ответ на её требования?
Что же мы так унизительно покорны и не в меру посыпаем голову пеплом.
Разделим вину прошлых, былых наших правительств и советских, и польских.
Мы бы могли напомнить как содержали пленных немцев(интересные сведения содержит о немцах в советском плену на Тамбовщине «Тамбовская область в годы Второй мировой войны»)
Пленным часто отдавали последний кусок хлеба.
Как обучали и вооружали польскую армию в годы последней войны, и как она ушла в разгар боёв с советского фронта.
Как положили 600 тысяч наших воинов за освобождение Польши. Как материально помогали польскому народу после войны, как воздвигли грандиозный Дворец культуры в Варшаве, подобного тогда и в СССР не было.
Больно и обидно, что теперь игра идёт в одни ворота. Польша и не думает извиняться -неужели не в чем?
Неужели теперь в России   некому напомнить ей о содеянном зле? Нас то укоряют, обвиняют. пытаются поставить к позорному столбу…
А я вспоминаю беседу с человеком, встретившим войну 14 летним мальчиком в районе белорусского Гродно. Он и теперь с ужасом рассказывает, как поляки за вознаграждение, за какое  -то имущество в прямом смысле охотились за евреями, выдавали их немцам на погибель. Часто это делали соседи, многие годы прожившие рядом…
Как ни странно, но мало мы знаем о войне, хотя написано о ней горы книг, сотни снято фильмов.
Правда всегда была и есть сильнейшим оружием, за неё идёт борьба на всех фронтах, теперь нравственных, научных, идеологических, бытовых.
Люди говорят: »Осведомлён, значит вооружён…»
Вспоминаю, отмечаю для себя - на месте бывших лагерей немецких военнопленных под Тамбовом возвышается обелиск ,сюда приезжают разные делегации, родственники, возлагают цветы, венки.
Почему же мы равнодушны к могилам наших дедов и прадедов?
Не мои ли и ваши не такие уж далёкие предки сгинули в той мясорубке?
Не взывают ли они к нашей памяти, нашему сердцу?
Наша история взывает к размышлениям. Как много в ней тревожного, из века в век повторяющегося.
Мать Россия ! Как же часто ты была щедро безжалостна к своим сыновьям! Куда ты их только безропотных не посылала! В каких только краях, часто  и не ведомых они не сложили свои головушки?!
Кого они только не защищали и на востоке и на западе, от Африки, Египта до  Въетнама  и Китая, Персии и Индии!
Как часто ты унизительно искала дружбы у народов, правители их через десять, пятнадцать лет и забывали о твоей помощи и не считали себя ничем обязанным тебе…
Не слушала ты своих сыновей - пророков, не только глуха была к их разумному голосу, но и в ссылках томила, в кандалах держала…
Кажется, ты так и не научилась в первую очередь думать о своём народе, беречь своих сыновей, дорожить их жизнью, защищать их честь и достоинство, в чести содержать их могилы, память о них…
Не модно, не в духе времени и всё- таки, как не вспомнить слова дипломата Фёдора Ивановича Тютчева: »Что же касается врага, то он тот же, а именно Запад, Потому что я не знаю другого термина для определения совокупности этих враждебных влияний, страстей и интересов, соединяющихся против нас. И нашу слабость в этом положении составляет непостижимое самодовольство официальной России, до такой степени утратившей смысл и чувство своей исторической традиции, что она не только не видела в Западе своего естественного и необходимого противника, но старалась только служить ему подкладкой…» (Ф.И.Тютчев «Письма к жене Эрнестине»)
Другой великий россиянин : « Я не смею думать, говорит  Карамзмн, -что у нас в России
было не много патриотов, но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут….»
Подобные мысли и настроения найдём и у Пушкина, и у Достоевского, у каждого болеющего душой за честь и достоинство России.
Польша, пожалуй, ярче, агрессивнее на протяжении веков проявляла ненависть, враждебность, презрение к России, чем другие наши соседи-славяне.
Да и в Россия не мало давала поводов к подобным взаимоотношениям. В истории наших соседских взаимоотношений всё очень не просто. Но это не значит, что мы должны, что  -то замалчивать, «переделывать» подлаживаясь под ветры нового времени.
Хорошо бы, если бы современные поколения и в России и в Польше разрешали проблемы и былые, и новые, современные мудро, честно, без взаимных обид, тем более мести и злопамятства.
               
             Май 2011года.
После публикации этого материала, получил сообщение из Польши. Считаю, полезно знать и другие мнения. другой взгляд на эту трагедию:
 О "катынском расстреле"

Здесь не может быть никаких "возможных" вариантов.
Потому что по ВСЕМ имеющимся документам (подлинным архивным документам) ответственность за расстрел почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР (14 552 военнопленных польских офицеров и полицейских и 7305 арестованных польских штатских лиц) лежит на Политбюро ЦК ВКП(б) (во главе со Сталиным) и НКВД СССР.

Польские военнопленные офицеры и полицейские были расстреляны сотрудниками НКВД СССР в апреле-мае 1940 г. в Катынском лесу под Смоленском, Харькове и Калинине, а арестованные польские граждане, содержавшиеся в тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии были расстреляны сотрудниками НКВД СССР в это же время в Киеве, Харькове, Херсоне и Минске.

2. О красноармейцах, попавших в польский плен во время советско-польской войны 1919-1920 гг.

В результате разгрома польской армией в 1920 г. армий Западного и Юго-Западного фронтов Красной армии (Западный фронт потерпел катастрофическое поражение под Варшавой) в польском плену оказалось около 150 тысяч красноармейцев (не только русских, но и украинцев, белорусов, и людей других национальностей).
После заключения Рижского мира между Польшей и РСФСР в марте 1921 г. началась взаимная репатриация военнопленных.
По советским данным, на ноябрь 1921 г., когда кончилась официальная репатриация, на родину вернулось 75 699 красноармейцев и командиров.
Значительная часть пленных красноармейцев (особенно уроженцев территорий, отошедших по мирному договору к Польше) отказалась возвращаться в советские республики и осталась в Польше.
В польских лагерях военнопленных в 1919-1921 гг. — от ран, недостаточной медицинской помощи, истощения, холода, эпидемий инфекционных заболеваний и т.д. - умерли от 25 до 28 тыс. человек, т.е. примерно 18% реально оказавшихся в плену красноармейцев.

Целенаправленного уничтожения пленных красноармейцев в лагерях по прямым указаниям польских властей - не было.
То есть не было массовых расстрелов или казней красноармейцев в польских лагерях для военнопленных. Пленные войны 1919-1920 г. умирали — как красноармейцы в польских лагерях, так и поляки в советских лагерях — в первую очередь от эпидемий инфекционных заболеваний (тиф, холера), с которыми в то время не могли эффективно бороться.

3. "Катынский расстрел" 1940 г. не имеет никакого отношения к судьбе красноармейцев, попавших в польский плен в 1919-1920 гг.
Это очевидно хотя бы по тому, что бОльшая часть расстрелянных в 1940 г. польских военнопленных офицеров были не кадровыми военными, а призванными из запаса в начале войны людьми вполне мирных профессий - преподавателями высших учебных заведений, юристами, врачами, инженерами, учителями, журналистами, служащими.
Они в принципе не могли быть причастны к массовой гибели красноармейцев в польских лагерях в 1919-1921 гг.

Например, в Козельском лагере — военнопленные из которого были расстреляны в Катынском лесу под Смоленском — в конце 1939 г. содержалось 4543 польских офицеров, из которых 3158 были резервистами и лишь 1385 — кадровыми военными.

1. О "катынском расстреле"

Здесь не может быть никаких "возможных" вариантов.
Потому что по ВСЕМ имеющимся документам (подлинным архивным документам) ответственность за расстрел почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР (14 552 военнопленных польских офицеров и полицейских и 7305 арестованных польских штатских лиц) лежит на Политбюро ЦК ВКП(б) (во главе со Сталиным) и НКВД СССР.

Польские военнопленные офицеры и полицейские были расстреляны сотрудниками НКВД СССР в апреле-мае 1940 г. в Катынском лесу под Смоленском, Харькове и Калинине, а арестованные польские граждане, содержавшиеся в тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии были расстреляны сотрудниками НКВД СССР в это же время в Киеве, Харькове, Херсоне и Минске.

2. О красноармейцах, попавших в польский плен во время советско-польской войны 1919-1920 гг.

В результате разгрома польской армией в 1920 г. армий Западного и Юго-Западного фронтов Красной армии (Западный фронт потерпел катастрофическое поражение под Варшавой) в польском плену оказалось около 150 тысяч красноармейцев (не только русских, но и украинцев, белорусов, и людей других национальностей).
После заключения Рижского мира между Польшей и РСФСР в марте 1921 г. началась взаимная репатриация военнопленных.
По советским данным, на ноябрь 1921 г., когда кончилась официальная репатриация, на родину вернулось 75 699 красноармейцев и командиров.
Значительная часть пленных красноармейцев (особенно уроженцев территорий, отошедших по мирному договору к Польше) отказалась возвращаться в советские республики и осталась в Польше.
В польских лагерях военнопленных в 1919-1921 гг. — от ран, недостаточной медицинской помощи, истощения, холода, эпидемий инфекционных заболеваний и т.д. - умерли от 25 до 28 тыс. человек, т.е. примерно 18% реально оказавшихся в плену красноармейцев.

Целенаправленного уничтожения пленных красноармейцев в лагерях по прямым указаниям польских властей - не было.
То есть не было массовых расстрелов или казней красноармейцев в польских лагерях для военнопленных. Пленные войны 1919-1920 г. умирали — как красноармейцы в польских лагерях, так и поляки в советских лагерях — в первую очередь от эпидемий инфекционных заболеваний (тиф, холера), с которыми в то время не могли эффективно бороться.

3. "Катынский расстрел" 1940 г. не имеет никакого отношения к судьбе красноармейцев, попавших в польский плен в 1919-1920 гг.
Это очевидно хотя бы по тому, что бОльшая часть расстрелянных в 1940 г. польских военнопленных офицеров были не кадровыми военными, а призванными из запаса в начале войны людьми вполне мирных профессий - преподавателями высших учебных заведений, юристами, врачами, инженерами, учителями, журналистами, служащими.
Они в принципе не могли быть причастны к массовой гибели красноармейцев в польских лагерях в 1919-1921 гг.

Например, в Козельском лагере — военнопленные из которого были расстреляны в Катынском лесу под Смоленском — в конце 1939 г. содержалось 4543 польских офицеров, из которых 3158 были резервистами и лишь 1385 — кадровыми военными.
              …


Рецензии