Автомобиль и человек

                Автомобиль  и  человек.
В 21 веке автомобиль окончательно покорил, взял в плен человека.
Не замечая, не осознавая, человек стал полностью зависим от автомобиля. Он определяет ритм его жизни, диктует свои экономические условия, привязывает неразрывной связью к себе, сокращает, сжимает его жизненное пространство.
Человек уже не может себе представить жизнь без автомобиля. Исчезни он на один день и жизнь остановится, превратится в кошмар. Автомобиль всё увереннее и неумолимее вытесняет человека с улицы и дворов. Они теперь полностью принадлежат сверкающим, переливающим всеми красками красивым, миллионным совершенствам техники, чудовищам нашего времени. Они не оставили места для игр детям, отменили дворовый футбол, вытеснили  примитивные, кособокие столики любителей забить «козла». Не осталось места и для бельевой верёвки, только ещё несколько лет назад казавшейся вечной приметой и хозяйкой нашего двора. Стали излишеством, помехой автомобилю не ухоженные газоны. Зачем они, если негде поставить автомобиль, написано теперь в воздухе.
Всё, кажется, всю землю, занял автомобиль, его аппетит ненасытен. Всё чаще возникают размолвки и между самыми добрыми соседями из-за стойла для «железного коня». Всё быстрее входит в моду желание «застолбить» для него место, закрыв её железной цепью на замок.
Автомобилей всё больше, а мест всё меньше, положение с парковкой осложняет и непродуманная с точки зрения неконтролируемой автомобилизации точечная пресловутая застройка.
У новых красивых домов вы теперь уже не встретите былого советского двора домового размаха.
Ни запредельно дорогие бензин, обслуживание, налог на транспорт, безумно дорогая страховка, всевозможные дорожные ограничения, штрафы – ничто не останавливает неудержимый  автомобильный прилив.
Автомобиль стал произведением искусства, образцом дизайна, эстетики и технического совершенства. Он завораживает человека, привлекает как хитроумная игрушка ребёнка. Смотришь на него и невольно думаешь:» Где предел полёта фантазии человека? Что завтра более красивое и совершенное увижу в своём дворе? Что подарит мне мысль конструктора и художника?»
Радуюсь и чужому автомобилю, но радость с невольным привкусом горечи. Многое меня беспокоит и тревожит, зовёт к невесёлым размышлениям.
Автомобиль современный многие функции выполняет- средство передвижения, преодоление пространства, скорость, экономия времени, конечно, комфорт. Чем только не начинён современный автомобиль! И греет, и охлаждает, и развлекает и даже подсказывает, куда ехать забывчивому владельцу.
Это важные его обязанности, но не первостепенные и не главные.
Главное – он витрина, зеркало успешности его хозяина, положение его в обществе, престижность.
Автомобиль стал впереди человека, его визитная карточка. Чем длиннее автомобиль, чем он более «накручен», тем выше смотрится человек на лестнице чиновничьей иерархии или бизнеса.
Именно престижность, а не какие- то другие потребительские свойства автомобиля – товара определяют его размер и баснословную цену.
Невольно наивно думаешь, зачем такой хрупкой и изящной женщине автомобиль,  еле помещающийся в нашем дворе? В нём она может в детский сад за пятьсот метров увести не только одного своего ребёнка, но и, возвращаясь к полувековой мере в моём маленьком сельском посёлке, и десяток овец. Престижность! Купеческий шик!
Когда ещё человека оценят по уму и оценят ли, а по размеру автомобиля, «как не у других» - сразу видно?!
А если ещё подобный автомобиль кометой несётся по осевой  улицы Советская!! Каждому понятно, что за рулём кометы – авто далёкий потомок графа Орлова. Говорят, граф на коне влетал по парадной лестнице на второй этаж престижного ресторана, а чем мы хуже!...
В 1957,возможно, в 58 году мой однокашник по автомобильному техникуму из Москвы с американской выставки автомобилей привёз красочный проспект. Как мы удивлялись, завидовали роскошным лимузинам. Нам и в голову не приходило, что подобные появятся на наших улицах, в наших дворах. Проспект с гордостью сообщал, что на американскую семью в среднем приходится по два автомобиля. Мы удивлялись и считали буржуйской глупостью: зачем два? Наши преподаватели нас тогда убеждали, что это предосудительная роскошь пресыщенных эксплуататоров.
Теперь у нас в каждом дворе подобная выставка, каких только нет иномарок! Мы уже перестали удивляться. Если и удивляемся, то в уголке прижавшемуся « Жигулёнку».
Печально, что преклоняясь перед модой, мы игнорируем собственную прекрасную, «всепогодную» родную легковушку.
Да и автомобилей теперь нередко по три в семье.
Верю, надеюсь, появится человек и напишет он историю – воспоминания родного автомобиля. Скорее, не автомобиля, а людей, истинных шоферов.
Они совсем не похожи на современных водителей на шикарных чудо – лимузинах.. Современные «водилы» в подмётки не годятся тем «шоферюгам»
С душевным трепетом,  волнительно бьющимся сердцем вспоминаю своё, шестидесятилетней давности, моё краткое приобщение к этим славным, героическим людям после окончания автотехникума.
Вспоминаю вместе с Саблиным Евгением Ивановичем, Макаровым Виктором Алексеевичем причастным, жившим многие годы внутри этого славного трудового, стойкого, верного шоферскому братству племени…
Трудно передать в каких нечеловеческих условиях работали водители того давнего времени. Не колеблясь, утверждаю: ни один современный водитель не смог бы трудиться в том бездорожье, холоде,  на старых, примитивных,  прошедших войну автомобилях.
Вспоминаю первые послевоенные годы и автомобили грузовые тех лет. Американские , прошедшие войну, были предметом зависти. Нашим родным было далеко до них: деревянная кабина без отопления, часто и без стеклоочистителя. Шофёра всегда зимой можно было признать по опалённому правому валенку и полы шубы. Чтобы не замёрзнуть зимой в кабине, умельцы выхлопную трубу проводили через кабину и тем согревали руки в меховых рукавицах. Рядом на сидение всегда лежал мешочек с солью, им время от времени протирал шофёр лобовое стекло, чтобы оно не замёрзло.
Отсутствие резины, аккумуляторов, запасных частей. В гараже ни метра асфальта, грязь в колено, летом пыль. Не хватает смотровых ям и водитель вынужден был, как в полевых условиях, лёжа в грязи или пыли что то ремонтировать под машиной.
Электроэнергию давал старый-престарый движок – нефтянка…
И люди работали, выполняли план, не роптали. Они, кажется, и не представляли себе других человеческих условий.
Бездорожье, Осенняя распутица. С раскисших полей колхозных надо вывозить свёклу. Её женщины – свекловичницы грузят корзинами, надрывая животы. А потом ещё и  надрывно буксующий .автомобиль всем звеном толкают из грязи.
 По очереди на свёкле в кузове едут на станцию Обловка и вилами разгружают…
Боже мой, и как этот рабский труд выдерживали наши матери!
В Обловскую автоколонну 1804 прибыл по направлению после техникума в марте 1960 года.
Условий никаких. Мастерские в полуразрушенных старых купеческих амбарах, в дождь в гараже месиво глины, грязи. Нет электроэнергии, спасает движок старенький. Не хватает смотровых ям и даже дощатых стеллажей для работы под автомобилем.
Ни метра асфальта. Водители рассказывают, что в снежную зиму из Тамбова добираются целую неделю, иногда навстречу на выручку посылают трактор..
Вместе с моими собеседниками вспоминаем тех твёрдых, преданных своему трудному делу людей.
Многих уже нет в живых. Большинство теперь забыто, время делает своё дело. Мне кажется, что каждого из них я и сейчас помню, вижу, а вот назвать уже трудно, слабеет память. Прошло же более полувека!
Начальник автохозяйства, принимавший меня в рабочий коллектив, Артёмов Александр Петрович, главный инженер Мешков Алексей Федосеевич, главный бухгалтер Уварова Мария Ивановна, экономист Трегубов Григорий Семёнович, водители Курдюмов, Нечаев И.В., Менщиков В.Е.,Крюков В.А.,Минаев А.Н., Нехорошев В.М., Чарыков П.П. Механики Спицын Иван Андреевич, заведующий гаражом Мартынов Пётр Леонтьевич, слесаря Трубников, Чивилёв, Жабунин В.И., Жиронкин В, Мишин. диспетчеры Жиронкин, Будков…
Какие же это были замечательные люди! Трудолюбие, надёжность, знание своего дела, сочувствие ближнему, товарищу было их естественным человеческим качеством. Это были истинные представители его величества – рабочий класс! Из любой трудной ситуации могли найти выход. Кажется, эти умельцы могли и блоху подковать. Что они только не придумывали в отсутствии запасных частей!
В сентябре 1960 года был призван в армию. Службу проходил в тех краях Украины, которые теперь мелькают в тревожных сводках.
И тогда, и особенно теперь сравниваю отношение социалистического правительства к Центральной, исконно русской России и к тем благодатным краям, где и тогда не жаловали русских, «москалей, поевших их сало».
На Украине, особенно Западной, асфальтные ухоженные дороги, автобусное сообщение с каждой деревушкой, море электрических огней, богатые магазины…
Обидно было смотреть на эту неравноправную картину. Замполиты обещали вскоре благо и нашим краям…
Будем справедливы, за три года моего отсутствия, многое к лучшему изменилось и в автомобильных хозяйствах города. Крупных в городе стало три.
Авторота 1804 превратилась в Обловское автохозяйство. Современное, технически оснащённое предприятие. Стало оно передовым. На его базе проводился всероссийский семинар по проблемам ремонта и обслуживания автотранспорта.
И хотя партия направила меня на работу совсем в другое ведомство, связь с водителями не терял, всегда интересовался жизнью коллектива, часто бывал здесь.
Директором стал опытный, грамотный человек Кулаев Николай Григорьевич.
В организации ремонта, обслуживания огромная заслуга была главного инженера Богомазова Виктора Ивановича. Его авторитет был непререкаем. Он никому не позволял вмешиваться в его техническую «епархию».  Высоко ценил, берёг, создавал условия для работы, рационализации техническим службам. Смог создать дружный, технически грамотный коллектив слесарей, электриков, токарей, сварщиков, механиков. Это был во истину настоящий инженер, о нём и теперь знавшие его люди вспоминают добрым словом. Сколько придумок под его руководством было создано по ремонту и реставрации деталей! С многих хозяйств России приезжали специалисты учиться ремонту автомобилей, реставрации и даже изготовлению дефицитных деталей. Это был Инженер с большой буквы! Редкий инженер!
Он разработал, установил подогрев двигателей автомобилей в зимнее время.. чем значительно облегчил запуск двигателей и труд водителей.. Много интересного и полезного было внедрено в производство под его руководством.
Поговорите с немолодым водителем тех лет, и он обязательно добрым словом вспомнит Виктора Ивановича.
Позже он стал директором крупного автохозяйства в Тамбове. К сожалению, рано ушёл из жизни…
А я вместе со своими собеседниками вспоминаем лучших водителей, оставивших след в нашей памяти своим трудом, преданностью делу, а главное, своей человечностью…
Осипов Евгений Андрианович( вместе служили!),Мешков Иван Алексеевич, Мешков Илья Ф6дорович (удивительно душевный человек!), Чарыков Алексей Никифорович, Мананников Николай Петрович, Кузнецов Алексей Иванович, Кулдошин Анатолий Николаевич, Почечуев АИ, Родионов Владимир, Мазур Валерий Николаевич, Усков Алексей(вместе служили, он и в нашей роте был лучшим водителем. Жаль, сразил его «зелёный змий»)……
Высокой трудовой медалью «За долголетний доблестный труд» были награждены Макаров Василий Михайлович, Михалицин Василий Николаевич, Архипов Владимир Фёдорович…
Добрыми организаторами производства в восьмидесятые годы стали Астанин Георгий Петрович, сложное техническое хозяйство он принял от Богомазова В.И., Соболев Александр Алексеевич, Гунин Виктор Дмитриевич, Чивилёв Михаил, Лебедков Владимир,, Никулин В.С., Воронин А…
В Уварово хорошо знали удивительных водителей, на доставке зерна на элеватор они использовали два и даже три прицепа. Это были настоящие мастера своего дела – Горелов Николай Тимофеевич, Милосердов Николай Фёдорович.
Неоценимый вклад в развитие автомобильного транспорта в Уварово, особенно в поддержании дисциплины среди водителей, внёс госавтоинспектор Грицко Николай Александрович.
Требовательный, справедливый. Ежегодный технический осмотр автомобилей им проводимый, был серьёзным экзаменом для каждого водителя.
Он скрупулёзно подводил итог техосмотра по каждому хозяйству, предлагал райисполкому отмечать лучшие . Писал в газете. Вообще, он часто бывал в шоферских коллективах,
Водители его побаивались и уважали…
Автомобиль в 70-е годы коренным образом менял жизнь на селе к лучшему.
Автомобильный парк колхозов, совхозов, предприятий стал солидным, насчитывающим десятки автомобилей. Он быстро пополнялся. В 80-е годы на полную мощь работали заводы ЗиЛ, ГАЗ,, в хозяйства пришёл мощный, современный, скоростной, грузоподъёмный КАМАЗ.
Быстрая автомобилизация страны проводилась в «застойные» Брежневские годы комплексно - параллельно быстрыми темпами строились асфальтные дороги. В середине 70-х годов Уварово соединилось современной дорогой с Тамбовом. Это была большая радость для каждого водителя.
В 80-е годы началось строительство областной кольцевой дороги. Позже каждый населённый пункт района был соединён с районным центром «твёрдой» дорогой.
Это была и большая радость, и большое облегчение жизни людей села….
Автомобиль заставил коренным образом менять весь производственный цикл на селе. Началось строительство крытых токов, приобретаются погрузочные механизмы для элеватора, колхозных токов. Да и в поле на сахарных плантациях широкая механизация
Автомобиль «тянул» за собой дороги, механизацию погрузочно – разгрузочных работ, строительство гаражей, мастерских, заправок и много другого…
На полную мощь работал завод легковых автомобилей в Тольятти. Выпускаемые им автомобили «Жигули» были современными, востребованными человеком – потребителем, ценящим каждый рубль и живущим на трудовую зарплату.
Как говорят, у каждого времени свои песни. И автомобили!
Те люди были из другого мира, не почитаемого теперь. Люди непревзойдённые труженики.
Их автомобили были не совершенны, но надёжны и прочны, как они. Совершенны были  их водители
Большой вклад в развитие автомобильного транспорта в районе внесли руководители совхозов, колхозов, предприятий Тетюхин НП, Бурмистров АН, Мешков АИ, Авдеев ДВ, Аверин МА, Артёмов СМ, Мешков НВ, Громаков АИ, Идеятулин ВС, Ледовских ВМ, Черкасов ЮС, Кулдошин ВИ, Главные инженеры хозяйств Невзоров ВМ, ПоляковН, Зайцев, Добычин ВИ,Матыцин ВВ, Евдокимов ВВ…
Это их трудом, и многих других, всех просто невозможно назвать, в районе возникли благоустроенные гаражи, мастерские с новым современным оборудованием.
За быстрое строительство дорог в районе мы должны благодарить первых секретарей Уваровского райкома партии Рябова АИ, Пономарёва НИ, Бизяева НИ председателя райисполкома Чернопятова ИС и главных строителей дорог Морозова ПБ, Чернышёва А,М..                Но, кажется, и в самые благоприятные годы Россия не может она быть без досадных проблем. Бурная автомобилизация принесла и ворох проблем: Дефицит топлива, нехватку запасных частей, резины и даже водителей….
С какой бы иронией теперь к тем людям – страстным труженикам ни относилась современная молодёжь, но было бы человечески не справедливо не признать, что это они подготовили возможность пересесть, оседлать их внукам и правнукам чудо техники миллионные автомобили.
Их деды и прадеды даже не мечтали о подобном совершенстве. Они мечтали о нравственном совершенстве и достойной, разумной жизни будущих людей, своих потомков.
Нам бы в суете не забыть главного их желания, мечты.
Да, теперь автомобили несравненно совершеннее, но люди человечнее те, ушедшие. Так считаю!
Мысленно часто возвращаюсь из современного, переливающегося всеми красками автомобильного мира, к ним, к памятным и дорогим мне людям. Часто вспоминаю их и на сердце становится теплее. Они так много сделали для России и  меня.
Мне там, в том ушедшем времени, спокойней,, уютнее.
Как не вернуться мысленно к тем измученным непосильной работой, бедным, но добрым людям!?
Верю, надеюсь, убеждён, придёт время, оно уже идёт, вспомнят их и помянут добрым словом. Помянут и на городской площади, рядом с фигурой ангела, поставят памятник и советскому фронтовому, послевоенному шофёру. Они заслужили этот памятник! В самых трудных условиях они не бросали баранку
Время всё меняет вокруг себя – изменились люди, изменились отношения людей друг к другу. Конечно, изменился и автомобиль. Может быть, автомобиль, как ничто другое, высвечивает вечно вызывающее раздумье – тогда и теперь! Есть над чем задуматься!
Пусть только не стареет, не дряхлеет наша память!.
Апрель 2014 года.                Алексей  ЕВДОКИМОВ.

Благодарю Саблина Е.И., Макарова В.А. за помощь в подготовке материала.
Прошу извинить, что не всех упомянутых в статье помню отчества.


Рецензии