М. Бирюкова. Московский весенний Иван-Чай

Маргарита Бирюкова

Московский весенний «Иван-чай»


Последний день марта в Москве оказался первым настоящим по-весеннему тёплым днём. Утро было тихое и ясное. Мне надо было отвезти племянника на занятия в район Нового Арбата, а потом забрать и доставить обратно домой. И вот племянник отправился заниматься в «London Gates», а у меня есть несколько часов свободного времени. Давно не была на Новом Арбате, а ведь эта улица мне хорошо знакома - больше десяти лет (с 2000 по 2011 гг.)  отработала в высотном здании напротив «Дома книги», занималась экспертизой проектной документации в части охраны окружающей среды. «Дом книги» на Новом Арбате  - один из моих любимых московских книжных магазинов, так же как и «Библио-глобус» на Лубянке: ассортимент огромный, оформление прекрасное, всегда можно найти книгу по интересующей в данный момент теме, а для детей – практически любой учебник или пособие, которое вдруг срочно понадобилось. Да и просто походить по «Книжному», как будто на экскурсии, разглядывая и перелистывая новые книги – для меня настоящее удовольствие.
Вот и в этот раз первым делом отправилась к «Дому книги». Бросила взгляд на витрину – и замерла: за большим стеклом большая картина, по манере – вроде Василия Нестеренко, буквально приковывает к себе. Давно когда-то была на его выставке в Манеже, но эту картину не помню, да тогда было многолюдно, картин много – глаза разбегаются. А здесь ты – один на один с картиной, она – рядом, на уровне глаз, всё можно рассмотреть внимательно, но это - потом. А первое впечатление - как выстрел, картина поражает в самое сердце: на тебя направлено жерло пушки, в тебя целится стрелок, тебе в душу глядят глаза четверых воинов в разгар боя, на тебя же с хоругви внимательно смотрят Матерь Божия и Спаситель. «Отстоим Севастополь» (Василий Нестеренко, 2005 г.). Перед нами - героическая оборона Севастополя против войск англо-французско-турецкой коалиции времён Крымской войны 1853-1856 гг., один из русских бастионов. Эти гениальные по простоте оборонительные сооружения были построены в кратчайшие сроки буквально из «подручных» средств под руководством выдающегося военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена. Они состояли из плотно пригнанных друг к другу фашин, или туров, – больших плетёных корзин, заполненных мешками с песком или землёй. Вот и всё укрытие от вражеских выстрелов и бомбардировок, зато позволяет вести практически круговую оборону. На переднем плане группа из 14-ти героических защитников Севастополя. Всё в пороховом дыму. Лица стрелков, целящихся и делающих выстрел с колена - спокойны, суровы и сосредоточенны. Один солдат, стоя в полный рост, двумя руками крепко держит древко Андреевского флага, реющего над бастионом. Презирая смерть, немного похожий на пирата, прямо глядя на врага, он кричит, не трудно догадаться, что именно. В полный рост стоит и офицер, с саблей наголо в одной руке и с ружьём в другой, отдавая команды. Рядом пожилой седовласый солдат поддерживает падающего, поражённого в сердце вражеской пулей молодого офицера, почти мальчишку. «Что же вы, сволочи, творите?!» - говорит его взгляд, обращённый к врагам и одновременно к нам, зрителям. В правом углу картины – морской артиллерист целится во врага из мощного корабельного орудия, трое ему помогают: подают снаряды и т.д. Лицо артиллериста напряжено, но невозмутимо: «Спокойно, сейчас они своё получат!». Вспомнились строки из Лермонтовского «Бородино»:
«Забил заряд я в пушку туго,
И думал: Угощу я друга,
Постой-ка, брат мусью!..».
Позади артиллерии – ещё две фигуры рядом и в полный рост: один солдат руками схватился за грудь, сейчас упадёт; второй - пожилой священник в чёрном одеянии, держит рукой хоругвь с изображением Казанской Божией Матери – старинной чудотворной иконы, небесной покровительницы Российского воинства. С ней победили русские ополченцы под предводительством Козьмы Минина и Князя Дмитрия Пожарского, с ней победил Пётр Великий под Полтавой, с ней разбили и изгнали считавшееся непобедимым Наполеоновское войско в 1812 году. Священнику его сан не позволяет брать в руки оружие и сражаться, его оружие – молитва. И он, возведя глаза к небу, сосредоточенно молится за наших воинов, не обращая внимания на грохот, разрывы снарядов и смерть, витающую вокруг…
В своём очерке «Малахов курган» (1877) наша замечательная писательница Надежда Кохановская писала: «Для нас Малахов – сама наша Севастопольская Голгофа, как и назвал его кто-то прежде меня. И забыть нашу русскую Голгофу, на которую одиннадцать месяцев восходили умирать мучениками долга наши братья, отцы, дети!.. Что же ты будешь помнить, после этого, наша короткая, человеческая память?..». Картина Василия Нестеренко не даст забыть подвиг защитников Севастополя тем, кто хоть раз видел её…
А в соседнем окне–витрине – ещё одна картина!.. Да здесь целая выставка!.. Да какие картины красивые!
А вот и соответствующее разъяснение на нескольких больших плакатах:
«Краски России: Иван-Чай – Художественный проект 11-31 марта 2019. Масштабный передвижной тематический проект. Лучшие представители российского искусства, объединённые одной темой «ИВАН-ЧАЙ». 20 региональных музейных площадок – 120 участников – 300 тематических картин – 30 000 зрителей». А внизу – названия организаторов: Фонд «Красный угол» и «Московский Дом книги» (основан в 1967 году) и их символы: треугольник двух оттенков красного и белая совушка с зелёными крыльями.
«Проект представляют 18 художников: Алавердова Ирина, Васин Василий, Дугаржапов Бато, Каракашев Сергей, Комаров Николай, Комарова Елена, Кузьмина Ольга, Лагутенкова Вера, Машков Игорь, Нестеренко Василий, Петров Константин, Попов Алексей, Пятков Алишер, Пятков Виктор, Ромашко Евгений, Севагин Дмитрий, Стекольщиков Антон, Сысоев Дмитрий».
«Краски России: Иван-Чай – Художественный проект в Арт-пространстве «Окно в искусство» 11-31 марта 2019.
Художественный проект «Иван-Чай» реализуется Фондом поддержки искусства и культуры с 2011 года в формате передвижной выставки. Первый этап проекта успешно стартовал в партнерстве с ведущими учреждениями культуры регионов России. Серия выставок была представлена на 15 крупнейших музейных региональных площадках для более 25 000 зрителей».
В витринах «Московского Дома книги» выставлены 24 картины 15-ти мастеров, перечислю их слева направо, так как я их увидела:
1, 2. Василий Нестеренко, народный художник РФ. Две работы: «Отстоим Севастополь» (2005, холст, масло, 300х515), «Отец Отечества» (1997, холст, масло, 110х150).
3, 4. Алексей Попов. Две работы в одной витрине: «Окошко» (2010, бумага, темпера, 43х62) и «Солома» (2015, бумага, темпера, 60х80).
5, 6, 7. Константин Петров, народный художник РФ. Три работы: «Ненастный день» (2012, бумага, акварель, 80х108), «Лето» (2016, бумага, акварель, 70х100), «Август в Переславле» (2016, бумага, акварель, 83х58).
8, 24. Вера Лагутенкова. Две работы: «Иван-чай» (2013, холст, масло, 120х150), «Дары лета» (2016, холст, масло, 130х95).
9,12. Антон Стекольщиков, заслуженный художник РФ. «Жди меня» (2015, холст, масло, 98х150), «Безымянная звезда» (2015, холст, масло, 180х135).
10. Николай Комаров. «Из детства» (2018, холст, масло, 131х195).
11. Виктор Пятков, заслуженный художник РФ. «Цветет Иван-чай» (2005, холст, масло, 80х80).
13, 16, 17, 22. Алишер Пятков. Четыре работы: «Осенний сон» (2010, холст, масло, 82х102), «Аленький цветочек» (2018, холст, масло, 100х100), «Когда цветёт Иван-чай» (2019, холст, масло, 82х102), «Ночные призраки» (2010, холст, масло, 82х102).
14. Елена Комарова. «Утро. Иван-чай» (2018, холст, масло, 90х100).
15. Сергей Каракашев. «Завет» (2019, холст, акрил, 100х180).
18. Ольга Кузьмина. «Время Иван-чая» (2019, холст, масло, 100х80).
19. Дмитрий Сысоев. «Иван-чай» (2019, холст, масло, 90х150).
20. Игорь Машков, заслуженный художник РФ. «Иван-чай» (2017-2018, холст, масло, 82,5х120).
21. Евгений Ромашко, народный художник РФ. «Счастливый день» (2016, холст, масло, 100х150).
23. Дмитрий Севагин. «Травы» (2010, холст, масло, 65х90).

Каждая работа по-своему интересна, притягательна, а уж само растение Иван-чай представлено во всей красе и разнообразии – и на лугах, на широком русском раздолье, и в небольших пролесках, и в натюрмортах, в самое разное время года и суток, при разном освещении. На картине Алишера Пяткова «Аленький цветочек» - единственный цветок Иван-чая будто пробился сквозь асфальт на фоне старинных домов, новостроек и знаменитой часовни «Проща», что на улице Сергия Радонежского в Москве, там по преданию игумен всея Руси Св. Сергий Радонежский прощался со своим учеником преп. Андроником.
Инициаторы Проекта – Фонд поддержки искусства и культуры «Красный угол» и «Московский Дом книги» сообщают зрителям:
«Иван-чай – уникальное растение:
- растёт по всей России и территории стран СНГ, он неотъемлемая часть русского пейзажа, его национальная особенность.
- первым вырастает на пожарищах, восстанавливая и рекультивируя землю для других растений)»; «Иван-чай – это символ возрождения не только природного, но и духовного наследия нашей страны».
Одно из народных названий Иван-чая - Богородицына трава или Плакун-трава - произошло по легенде, «что когда распинали Иисуса Христа и проливали пречистую кровь Его, тогда Пресвятая Богородица по Сыне слезы ронила на матушку на сыру землю и от тех слез зарождалась Плакун-трава». В старинных знахарских рукописях говорится о волшебных свойствах этой травы. (Н.И. Анненков. Ботанический словарь. СПб.: Имп. Академия наук, 1878). А в некоторых районах России Иван-чай величали названием «Красный цвет» - почти Аленький цветочек, а ещё «Любиш», наверное, от слова «любовь». В научной же литературе используется другое название Иван-чая – кипрей. Вот как рассказывает об этом удивительном растении наш замечательный писатель-натуралист Александр Стрижев:
«Лес оборвался совсем внезапно, дальше простиралась неоглядная даль, обрызганная розовой пеной. Это молодая гарь, детище огненного шквала, пожравшего кондовый древостой и подгон, изрыгнув лишь чёрные угли. И жалкому зрелищу долго б оставаться пришлось, кабы не кипрей. Сразу, как только остыла выжженная земля, сквозь пепел, раздвигая угли, пробились зелёные продолговатые листочки. День ото дня ожог затягивается, и вот пепелище заколыхалось высокотравьем, над которым и взвились лилово-розовые султаны новосёла. Другим погорельцам надобны годы для возобновления, а кипрею и одного лета хватило, чтоб возродиться, а то и заполнить собою всё пространство обездоленной земли… Целых пять лет кипрей безраздельно властвовал на молодой гари. Но вот полезли кусты, уплотнилась щётка трав, и огнеупорный иван-чай стал сдавать, редеть под натиском зелёных племён. Дальше – больше, опалённое место принялось зарастать леском, и наш первопроходец горазд встретиться лишь островками, куртинами. Зато и теперь кипрей найдёт, чем пособить хилым да малым спутникам. Летом своей многоэтажной листвой он прикроет от иссушающего густого зноя всех, кто собрался к его подножию, - всходы древесных пород, нежные травы. А осенью, когда внезапно заморозок жестоко побивает зелёную поросль, кипрей «нянчит», опекает малолеток – осаживает холодные ветры и даже несколько согревает подопечных. Замечено, что в кипрейных зарослях воздух теплее. Видно, растение это может излучать тепло, создавая свой микроклимат. Во всяком случае, в окружении иван-чая дольше не замирает жизнь маленьких лесных поселенцев». (А.Н. Стрижев. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 2. Русское разнотравье. М., 2007. С. 159 – 160).
Щемящее чувство вызывают картины Антона Стекольщикова. На полотне «Жди меня» - старый бревенчатый дом, два окошка с узорчатыми ставнями, вот только краска синяя на ставнях давно облупилась. Под окнами длинная деревянная скамейка, давно некрашеная. А вокруг всё заросло бурьяном;  высоких одуванчиков, сныти, других сорных трав полно, а вот Иван-чая-то тут не видно. Единственное яркое пятно на картине - маленькая красная звезда, нарисованная краской на углу дома. А дом-то жилой, пожилая женщина в тёмном платке, стоя, с болью и надеждой глядит в окошечко, всё верит и ждёт… Десятилетия прошли после окончания войны, и тимуровцев тех, что рисовали на домах звёзды и помогали семьям воюющих и погибших, уж давно нет в деревне, и некому помочь ветеранам скосить сорняки да покрасить окна… Но взгляд женщины не тосклив, он полон чувства собственного достоинства, своего высокого предназначения и долга, который будет исполнен до конца. Она – ждёт и будет ждать, несмотря ни на что…   
Другая картина Антона Стекольщикова - «Безымянная звезда». Две трети полотна картины – это голубое небо и на его фоне огромная старая берёза, она укрывает своими зелёными ветвями стоящие на пригорочке деревянные деревенские домишки, окружённые изгородью из старых досок. Задний двор зарос высокой травой да кустарником, на верёвке сохнет яркое выстиранное бельё, наверно, жильцы приезжают сюда только на лето, отдохнуть. Калиточка, ведущая на цветущий луг, распахнута. В нескольких шагах от неё - верхушка скромного металлического памятника – небольшого обелиска, выкрашенного в синий цвет, увенчанного красной звездой. Таких безымянных памятников десятки тысяч стояли по всей нашей земле, где прокатилась война…
А вот работы Николая Комарова «Из детства» и Игоря Машкова «Иван-чай», немного напоминающие картины Аркадия Пластова, вызывают чувство радости и счастья. Прекрасен букет Веры Лагутенковой «Дары лета», восхитителен «Иван-чай» Дмитрия Сысоева. Да и каждая картина хороша по-своему, чувствуется, что каждую писал большой мастер.
Замечательно, что на этой бесплатной и всем доступной выставке представлены картины современных российских художников, большей частью созданные совсем недавно, в 2010-х годах, несколько работ – нынешнего 2019 года. Для обычного горожанина, живущего в режиме «дом-работа-дом-работа», такая выставка – редкая возможность не только приобщиться к миру прекрасного, но увидеть картины своих, отечественных, родных по духу мастеров-современников, картины родной русской природы и истории, не тратя на это специально много времени, не простаивая в очередях и не толкаясь в тесных залах. Раньше я в этом «Доме книги» видела выставки только небольших картин, преимущественно - детских рисунков, развешанных на стенах вдоль главной лестницы внутри здания магазина. Красиво, но впечатление было совсем не то, что сейчас! Нынешняя выставка – настоящая, полноценная. Низкий поклон всем её участникам и устроителям!
Единственное неудобство - то, что блики и отражения на оконном стекле не позволяют сфотографировать картину в хорошем качестве, но зато рассмотреть всё можно отлично.
Хорошо бы, чтобы идею проведения таких выставок взяли на вооружение и другие организации, имеющие большие витрины на центральных улицах Москвы и других городов!
А ещё подумалось: ведь в самом начале Нового Арбата есть своего рода прообраз такой выставки: это мозаичная Икона Божией Матери «Знамение» на наружной стене старинного белого храма Преподобного Симеона Столпника, что на углу Поварской улицы. Словно глядя из окошечка храма, Матушка Божия с младенцем-Спасителем встречают и благословляют всех идущих по этой московской улице!..
*
Наглядевшись вдоволь на картины, зашла и в сам «Дом книги». Заинтересовало оформление широкой стены магазина между двумя входными дверями. Вроде бы, смотрится красиво. В центре изображён огромный восклицательный знак, внутри которого устроены книжные полки, а на полках – книги. Рядом – надпись большими буками: «Читай! Найди ответы на свои вопросы». Посмотрим повнимательнее, в каких же книгах нам предлагается искать ответы на насущные вопросы нашей жизни. Вот перечень (слева направо и сверху вниз): Ф. Юсупов «Мемуары», В. Сорокин «Белый квадрат», Д. Смит «Бывшие люди», А. Рэнд «Атлант расправил плечи», А. Иванов «Пищеблок», П. Коэльо «Хиппи», Д. Быков «Июнь», А. Сальников «Опосредованно», Б. Шлинк «Ольга», А. Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него», Н. Долгополов «Гении разведки», М. Веллер «Веритофобия», Е. Водолазкин «Брисбен», М. Веллер «А вот и завтра», В. Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи», С. Лукьяненко «Кайноzой», В. Антонов «Кембриджская пятерка», М. Ондатже «Английский пациент», Д. Браун «Происхождение», Б. Акунин «История Российского государства. Эпоха цариц», В. Токарева «Дом за поселком», А. Долецкая «Не жизнь, а сказка», М. Зыгарь «Империя должна умереть», опять Ф. Юсупов «Мемуары», Э. Манро «Друг моей юности», Т. Устинова «Звезды и Лисы», Д. Барнс «Одна история», Ф. Бакман «Здесь была Бритт-Мари», опять М. Зыгарь «Империя должна умереть», Г. Яхина «Дети мои», А. Гавальда «Я признаюсь», Д. Смит «Бывшие люди», А. Цыпкин «Женщины непреклонного возраста», А. Трижиани «Поцелуй, Карло!», Е. Вильмонт «Мужлан и флейтистка», опять П. Коэльо «Хиппи».
Вот и весь список. Радует, конечно, преобладание в нём отечественных авторов. Странно только, что в этом списке нет ни одного русского классика – писателя, мыслителя, вот у кого ответы бы поискать! И ещё больше удивляют повторы, по 2 раза изображены на «полках»: «Мемуары» Феликса Юсупова – известного убийцы Григория Распутина, «Хиппи» Пауло Коэльо и книга Михаила Зыгаря с угрожающим названием «Империя должна умереть»…   
Ещё поразительнее выбор цитат о пользе книг и чтения, написанных красивыми буквами на этой же стене перед входом в крупнейший «Дом книги» в центре столицы России, цитат всего четыре:
- «Это проклятие читающих людей. Нас можно соблазнить хорошей историей в самый неподходящий момент». Стивен Кинг (11/22/63);
- «Если бы я мог, я сидел бы и читал всё время». Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона»;
- «Каждый человек выглядит на столько, сколько он пережил и сколько прочитал». Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье»;
- «Так ведь книги они книги и есть – красивые сказки о сказочном неправдоподобном мире». Джек Лондон «Маленькая хозяйка большого дома».
Высказывания, может быть, по-своему хороши и уместны. Но неужели никто из наших русских авторов не сказал ничего более умного, дельного и интересного о книгах?!.. Право, за Державу обидно!..
*
Я зашла в магазин, в детский отдел, порадовалась: всё ярко, красочно, много книг разложено на столиках – удобно брать, чтобы рассмотреть повнимательнее. Выбор очень большой, а купила маленькой племяннице всё-таки «Рассказы для детей» Льва Толстого, альтернативы им не нашла: чтобы было так же коротко, ёмко, интересно и поучительно для 4-5-летнего человека, и с хорошими картинками.
Я спросила у администратора «Дома книги», давно ли они проводят такие выставки как «Иван-Чай» в своём магазине, та мне ответила, что недавно, пожалуй, эта и первая будет. Я спросила, планируют ли они ещё подобные выставки. Ответ был – да, уже в начале апреля будет новая. Мне очень хотелось получить или купить буклет с выставленными работами, очень уж мне они понравились. Но в магазине буклетов не оказалось. Администратор сказала, что вроде бы были проспекты, но сегодня – уже последний день выставки, и ничего уже не осталось. Жаль! Администратор предложила мне телефон рекламного отдела «Дома книги», и сказала, что его сотрудники помогут при необходимости связаться с организаторами выставки…
Долго в магазине задерживаться я не могла – надо было ещё зайти к знакомым… Когда шла забирать старшего племянника с занятий – посмотрела ещё раз на выставленные картины, они словно манят, притягивают к себе. Красивейшие пейзажи, с любовью выписанные родные цветы и травы… А потом уже с племянником подошли и вместе посмотрели картину «Отстоим Севастополь». Пусть гордится нашими воинами и нашей историей!..   
 


Рецензии
На своем дачном участке я сохранил большую часть зарослей иван-чая. Когда начал строиться, то постарался отодвинуть дом подальше от этих растений. Непрактично, но в период цветения очень красиво - иван-чай высотой за два метра, душистые метелки соцветий, жужжание пчел... Душа отдыхает среди этих цветов, запахов и звуков.

Владимир Куковенко   07.07.2022 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Иванович! Мне тоже очень нравится любоваться, как цветет Иван-чай, сейчас как раз самая пора его цветения! Да и пить заваренный Иван-чай очень приятно - вкус мягкий, нежный, да к тому же он и целебный :)

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой   10.07.2022 15:41   Заявить о нарушении