Когда падают звезды

У каждого из нас есть такие места, где мы чувствуем себя уютнее всего, где можно отвлечься от суеты, расслабиться, успокоиться. Когда проходишь через боль и разочарование, ощущаешь себя разбитым и уставшим, возникает потребность разобраться в собственных переживаниях, чтобы обрести внутреннюю гармонию. Ведь без нее очень трудно жить. Ну а если становится совсем невмоготу, мы ищем возможность возвратиться туда, где были счастливы, подсознательно надеясь окунуться в то свое прежнее состояние, как в озеро с живой водой, чтобы выйти из него обновленным и полным сил.
Для меня самым дорогим уголком в мире, неисчерпаемым источником энергии стал небольшой городок Чигирин. Тихий, уютный, неброский. И пусть для кого-то это — едва заметная точка на карте, но в моей жизни он сыграл важную роль. Волшебный край детства, всеобъемлющей любви и падающих звезд, дарящих надежду, что сбудутся заветные желания. Честно говоря, сначала хотелось написать просто «первой любви», но этого было бы недостаточно. Ведь с Чигирином связана не только моя первая любовь. Здесь мечты и любовь моих мамы и бабушки, здесь мы впервые держались за руки с Олегом, здесь через несколько лет после тяжелой утраты я встретила Юру... Весной тут цветут сады, окутывая сказочным кружевным облаком всю округу и заставляя ощутить, как за спиной пробиваются крылья. Осенью за окном слышен стук падающих яблок, наполняющий тебя необъяснимой смесью грусти и радости, пробуждающий внутри какое-то первородное чувство сопричастности ко всему, что происходит на земле. Тут спокойно несет свои воды Тясмин, над прозрачной гладью которого горделиво держат солнечные головки кувшинки, а на Замковой горе стоит памятник нашему великому соотечественнику Богдану Хмельницкому. Здесь похоронены мои предки, «тут заритий мій пуп», как говорят у нас в Украине. Это моя земля, мое место силы, моя всеобъемлющая любовь ко всему сущему. Моя родина...
...Я родилась в Чигирине и до семи лет жила там с бабушкой и дедушкой. Родители в это время устраивали свою жизнь в Киеве. Оба учились в университете, потом вместе начали трудовой путь в научно-исследовательском институте. Сначала снимали жилье, после получили комнату в коммуналке. А к тому времени, как мне подошла пора идти в школу, им уже дали хорошую двухкомнатную квартиру, и они смогли забрать свое чадо, как говорится, на все готовое.
Но каждое лето на каникулы отвозили меня «восстанавливать здоровье» на свежем воздухе и на фруктах-овощах из бабушкиного сада-огорода. Помню, как бабуля всякий раз встречала нас с мамой и папой у ворот, радостно всплескивала ладонями, ойкала, хлопотала на кухне возле печи, угощала тушеным кроликом с гречневой кашей. Такую вкуснятину умела готовить только она. А какую бабушка жарила картошку на сале! Пальчики оближешь!
Целыми днями я гуляла во дворе или рядом с домом, играя с соседскими ребятишками. Как только мы затихали, сосредоточившись на чем-то или делая какую-нибудь школу, тут же из-за забора выглядывала баба Надя, проверить, все ли в порядке с ее любимой внучкой.
В июле начиналась пора вишен. Бабушка собирала их ведрами, потом усаживалась во дворе на табуретку, сажала меня рядом, давала шпильку для волос и показывала, как удалять косточку. И хоть я обожала эту процедуру, хохоча каждый раз, когда косточка выпрыгивала из ягоды, мне быстро надоедала монотонная работа. Я начинала крутиться на стуле, придумывать всякие отговорки, и баба Надя занимала меня чем-нибудь другим, более интересным, или отпускала гулять. А вот когда она принималась готовить варенье, выгнать внучку на прогулку было невозможно. Я крутилась возле большого алюминиевого таза, с вожделением наблюдая за процессом, в надежде дождаться самого любимого в те годы лакомства — сладкой пушистой розоватой пенки.
А еще моя добрая фея варила джем из лепестков роз. У бабули в саду было несколько больших розовых кустов. Именно с тех далеких счастливых времен и люблю этот неповторимый запах. Многие считают его примитивным, а я до сих пор вместо духов пользуюсь розовым маслом. Этот аромат наполняет сердце радостью, заставляя всякий раз мысленно переносится в бабушкин сад. Натруженные руки бабули порхали над кустами, как мотыльки. Джема получалось пять-шесть пол-литровых банок. Когда я уезжала домой в конце каникул, бабушка непременно давала мне с собой пару штук, чтобы можно было в холода вспоминать теплые летние деньки.
Зимой я была в Чигирине раза три. Вечерами мы смотрели с бабулей старые фотоальбомы, и она рассказывала мне о своих родителях, о юности, о ее первом муже, погибшем на войне, о детстве моей мамы и тети Люси. Баба Надя преподавала в местной школе вышивание. Она и меня пыталась научить вышивать, но мне не хватило терпения, о чем я потом не раз пожалела. Какие дорожки, ковры, полотенца были у бабули! Яркие розы и пионы на черном фоне, вышитые каким-то особенным крестиком, петухи, рябиновые гроздья... Но больше всего мне запомнилась небольшая картинка, вставленная в старую деревянную рамку, на которой были вышиты мама и дочка. Каким теплом от нее веяло! Эту свою работу бабушка подарила мне на день рождения. Но я, увлеченная собственными делами и проблемами, забыла забрать подарок, когда уезжала домой. Так он и остался в бабушкином доме, а потом, когда дом продали, куда-то исчез в суете...
...Я становилась старше и все реже приезжала к бабушке. Училась, отдыхала в летних лагерях, занималась рисованием, музыкой... Но, когда в десятом классе учительница объявила, что поедем на экскурсию в Чигирин, очень обрадовалась.
— Здорово! — воскликнула, глядя на свою подружку. — Это же мои родные места, до школы я жила там с бабушкой!
— А я готова поехать куда угодно, лишь бы только не сидеть на уроках, — засмеялась она.
То была автобусная экскурсия выходного дня. В субботу утром выехали из Киева, днем побывали в Субботове, в домике, где родился Богдан Хмельницкий, а вечером нас накормили в кафе в Чигирине и привезли в местную школу на ночевку. Спали мы на раскладушках прямо в классах: в одном помещении мальчики, в другом — девочки.
На следующий день после завтрака отправились на Замковую гору. Экскурсовод показала памятник «Кобзарь», остатки крепости, величественный монумент Богдану Хмельницкому. А еще рассказала о том, как В 1677 году 120-тысячная турецкая армия три недели безуспешно осаждала крепость, и лишь на следующий год туркам удалось ее захватить, вернувшись с удвоенными силами. Но казаки гетмана Самойловича все равно отбили Чигирин, пусть и немного позже.
Ребята слушали с интересом, а меня распирало от гордости: ведь это моя родина, и я тоже «козацького роду»!
После экскурсии нам разрешили погулять по парку, назначив встречу через час у подножия горы возле автобуса. Ребята разбрелись кто куда, а я стояла на самой вершине неподалеку от памятника и смотрела вниз, на город. В пору золотой осени Чигирин был особенно красив. Хотелось спуститься вниз, добежать до бабушки, обнять ее! Но я знала, что не успею.
— О чем грустишь? — услышала вдруг за спиной юношеский голос и обернулась. — Наверное, это осень так на тебя действует? — улыбнулся Олег, мой одноклассник. — Удивительная пора... Столько всяких чувств рождает в человеке, — добавил он. — Люблю это время года, а ты?
Олег пришел к нам не так давно, в конце девятого класса, и сразу мне понравился. Среднего роста, темно-русый, синеглазый, с ямочкой на подбородке. В общем-то, самый обыкновенный парень, но... было в нем что-то необъяснимо притягательное. Когда наши взгляды встречались, я отводила глаза, хотя хотелось смотреть и смотреть на Олега. И голос его вызывал какую-то внутреннюю дрожь... В общем, влюбилась, что и говорить...Хотя и не признавалась себе в этом.
— И я тоже, — ответила, смутившись в очередной раз.
— Красивое место, правда? — спросил парень. — Неброское, но какое-то... настоящее. Мне здесь очень хорошо.
— Правда? — воскликнула, от восторга забыв о смущении. — И мне! Так люблю Чигирин! Знаешь, я ведь здесь родилась. Тут моя бабушка живет. Во-о-он там, внизу, видишь? — протянула руку в направлении бабусиного дома. — Жалко, что мы приехали всего на два дня, и все это время заполнено экскурсиями... — произнесла с грустью.
— Да, жаль. С удовольствием бы остался подольше, сходил с тобой в гости к твоей бабушке... — он заглянул мне в глаза. — Если бы ты, конечно, меня пригласила...
— Я бы пригласила, — пробормотала чуть слышно и снова отвела взгляд, чувствуя, как бешено колотится сердце, и краска заливает лицо.
— Тогда заметано! Мы обязательно еще приедем сюда. Вместе! И непременно проведаем твою бабушку. Договорились?
— Да, конечно, — согласилась, глубоко вздохнув.
Всю обратную дорогу в автобусе, конечно же, думала об Олеге. Иногда ловила на себе его взгляд, краснела, но глаза не отводила, просто улыбалась в ответ. Мне было так хорошо!
После поездки мы стали проводить вместе все свободное время, и вскоре в классе нас уже считали парой. Если речь заходила о ком-то одном, тут же обязательно вспоминали и другого... Потом были школьные выпускные экзамены и вступительная пора. Я поступила на филологию в университет, Олег — на химико-технологический факультет политехнического института. А в августе мы с ним все-таки поехали в Чигирин к моей бабушке.
Она стала совсем седой, морщинки избороздили лицо, но глаза остались такими же живыми, как и прежде, и лучились добротой. Как обычно, бабуля всплеснула руками, ойкнула, засуетилась: «Олечка, деточка, что же ты не предупредила, что не одна приедешь. Сейчас, картошечки поджарю, огурчиков, помидорчиков принесу. Заходите, детки, заходите... Какая ты взрослая стала, внучка, какая красивая... Ну, знакомь меня со своим кавалером...»
Бабушка приняла Олега, как родного, а он относился к ней с почтением и теплотой. Без лишних разговоров, она поселила нас в одной комнате, и мы были бесконечно благодарны ей за чуткость и отсутствие ханжества. Казалось бы, пожилой человек, другие взгляды, но какая интеллигентность, какая тактичность! Целыми днями гуляли по окрестностям, наслаждаясь свободой и красотой природы. Строили планы на будущее, а на старости лет мечтали поселиться в одном из этих уютных домиков… По вечерам смотрели старые фотографии и слушали бабушкины рассказы о прошлом. А по ночам... В тот август в Чигирине мы стали еще ближе, позволив себе наконец все, что прежде оба, не сговариваясь, считали табу. Наша любовь расцвела, заиграла всеми гранями... То было прекрасное время. Впереди ждало столько всего нового, неизведанного, светлого... Я с уверенностью смотрела в будущее и радовалась, что рядом со мной любимый человек. Ничто не могло омрачить эту радость, казалось, так будет всегда.
После третьего курса поженились. Как вы думаете, где прошел наш медовый месяц? Нет, не на Лазурном берегу и не в Швейцарских Альпах. Мы поехали в Чигирин и снова жили у бабушки. Собирали вишни, помогали ей по хозяйству, купались в Тясмине и занимались любовью в высокой траве. Однажды я заснула на берегу, а когда открыла глаза, увидела рядом с собой венок из желтых кувшинок. Заметив, что я проснулась, сидевший рядом Олег, стал передо мной на колени и надел мне на голову эту цветочную корону, прошептав: «Ты моя королева. И я буду верен тебе до конца своих дней. Мы построим счастливый замок, и в нем будут жить наши дети. Правда, любимая?» Я села рядом с ним. Одной рукой придерживая венок, другой обняла Одежку и прошептала: «Правда, любимый». Наши губы слились в долгом поцелуе...
В последующие несколько лет мы еще не раз приезжали к бабушке: и зимой, и весной, и летом, и осенью. Нам не нужна была будоражащая нервы экзотика и какой-то особый сервис, которыми многие так восхищаются. Здесь, в этом тихом провинциальном городке, мы чувствовали себя самыми счастливыми людьми на земле.
Как-то теплым августовским вечером, находившиеся и уставшие, сидели, обнявшись, на вершине Замковой горы.
— Ты только погляди, сколько звезд! — восхищенно воскликнул Олег, закинув голову. — В Киеве никогда такого не видел. Мне кажется, их можно достать рукой, так они близко. Сейчас соберу для тебя звездный букет!
— Ой, смотри! — воскликнула я. — Вон там! Звезда упала! Честное слово, я видела!
— Так ведь сейчас время Персеид, — объяснил любимый, крепче обнимая меня. — Если еще заметишь, загадай желание, и оно обязательно исполнится.
— Ты даже не представляешь, как мне хорошо, — я прижалась к Олегу. — Ой, смотри! Опять летит!
— Ну что, загадала? — спросил муж.
— Ага! — улыбнулась я.
— Расскажешь?
— Не-а, это секрет…
— Ну скажи... пожалуйста…
— Чтобы мы всегда были вместе.
Я верила, что мое желание исполнится. Но над нами уже сгущались тучи...
Через год ушла из жизни баба Надя. Для меня это было огромное горе, невосполнимая потеря. Хорошо, что Олег все время находился рядом. «Там ей будет лучше, — говорил он. — Ты не должна так страдать, отпусти бабушку, чтобы она не мучилась, что тебе плохо, дай покой ее душе».
После похорон мамина сестра настояла на том, чтобы продать все в Чигирине, а полученные деньги потратить на постройку дачи под Киевом. Тетя Люся была более активной и настойчивой, чем моя мама, поэтому решающее слово на семейном совете всегда оставалось за ней. В свое время она так продала столярную мастерскую после смерти деда Пети, бабушкиного второго мужа. Теперь вот дом с участком... Мне не хотелось расставаться с тем, что так любила, жалко было и сад, и розовые кусты, и вишневые деревья... Колодец, погреб, пересохший штакетник... Жалко было свое детство, которое, казалось, будет жить здесь вечно. Но что поделать, меня никто не спрашивал и никто не стал бы слушать, начни я что-то объяснять и доказывать. Но тогда решила, что теперь мы с мужем обязательно купим здесь дом. Как только сможем.
Однако и этому не суждено было сбыться. Через несколько месяцев после бабушкиной смерти любимый стал жаловаться на слабость и головокружение. Он потерял аппетит, все время ходил сонный и уставший, худел прямо на глазах. В конце концов я заставила его обратиться к врачу. Когда появились результаты анализов, Олега сразу же направили в больницу на детальное обследование.
— К сожалению, у меня для вас плохие новости, — сказал доктор, когда я зашла к нему в кабинет. — У вашего мужа лейкемия.
— Но ведь это можно вылечить, правда? — спросила дрогнувшим голосом.
— Не уверен, — ответил он, опустив глаза. — Поздняя стадия, шансы на выздоровление приближаются к нулю. Наверное, вам стоило бы подготовить супруга к тому, что жить ему осталось недолго.
Мне словно перекрыли кислород, не могла ни вдохнуть, ни выдохнуть. В глазах потемнело.
— С вами все в порядке? — услышала обеспокоенный голос врача и постаралась совладать с собой.
— Но это невозможно! Олег такой молодой! Должен же быть какой-то выход! Вы должны его спасти! — я поймала себя на том, что кричу — совладать с собой не получилось.
— Выпейте воды, — врач поставил передо мной стакан. — Мы сделаем все возможное, обещаю. Но вы должны быть готовы к любому исходу.
Когда зашла в палату к Олегу, он сидел на кровати и читал. Я изо всех сил старалась не выдавать волнения, но, видимо, у меня не вышло.
— Оля, что? Ты сама не своя... — заметил любимый.
— Ничего, нормально, — не очень уверено произнесла я. Села рядом с Олегом, обняла его и сказал уже тверже: — Все будет хорошо.
— Вряд ли, — покачал головой он. — Зря пытаешься меня обмануть, я ведь вижу... Но, надеюсь, доживу до весны...
— Что ты такое говоришь? Впереди у нас еще столько весен! — слезы потекли по моим щекам.
— В Чигирине? — улыбнулся муж.
— Конечно! Ты ведь еще подаришь мне звездный букет?
— О да! Непременно... — мне показалось, что это он произнес с сарказмом.
Приходила в больницу каждый день, подолгу сидела у кровати Олежки, пыталась с ним о чем-то говорить. Но состояние мужа становилось все хуже, он угасал на глазах, а я не хотела в это верить. Перед смертью Олег сказал:
— Оля, прости, что оставляю тебя одну.
— Нет, — всхлипнула я. — Умоляю тебя! Ты не можешь…
— Я буду с тобой, — добавил тихо. — Всегда. Как ты загадала. Не забывай про наш Чигирин… Ты найдешь меня там.
— Обещаю, — я крепче сжала руку любимого и почувствовала, как холодеет ставшая такой худой и слабой ладонь.
Он умер… но я продолжала сидеть рядом, не в силах поверить, что никогда больше не услышу родного голоса, искрящегося смеха, не почувствую нежного прикосновения. Часть меня умерла вместе с ним. Я словно окаменела, не могла даже плакать...
То была худшая весна в моей жизни. Вокруг все возрождалось, лопались почки на деревьях, пели свои заморские песни скворцы, цвела сирень. Но все это не радовало, а наоборот, казалось какой-то жуткой шуткой, насмешкой, неуместной вопиющей! Каким-то издевательством над моим горем. Как мир может радоваться, как он смеет?! В тот момент, когда я потеряла самого дорогого, самого важного человека?! Почему у меня его забрали? Я без конца задавала себе этот вопрос, но так и не нашла ответа.
Прошел год, второй, третий... Пыталась наладить жизнь, с головой погружалась в работу, знакомилась с новыми людьми, но сблизиться с кем-то, подружиться не получалось, что-то внутри мешало. В конце рабочего дня возвращалась домой и закрывалась в своей комнате. Не хотелось никуда ходить, никого видеть. Спасало только чтение. Я помнила обещание, которое дала Олегу перед его смертью, но не могла перебороть себя и поехать в Чигирин. Почему-то панически боялась воспоминаний…
— Оля, хватит уже, — часто говорила мама. — Нельзя так. Возьми себя в руки. Думаешь, Олег хотел бы, чтоб ты так мучилась? Он ведь всегда мечтал видеть тебя счастливой.
Как-то я не выдержала и выкрикнула со слезами на глазах:
— Так почему тогда его нет?! Почему он меня бросил?
— Видимо, так должно было случиться, — тихо произнесла мама. Подошла ко мне, обняла, погладила по голове, как в детстве, а потом сказала: — Оля, ты молодая женщина и должна устроить свою судьбу, найти кого-то... чтобы рядом находился близкий человек. У меня на душе тревожно, все думаю, что будет, когда нас с папой не станет... Прошу тебя, попробуй! Жизнь продолжается вопреки всем горестям и бедам, и в ней очень много хорошего. И любовь... она, знаешь ли, бывает не однажды...
Я ничего не ответила, но ночью приняла решение, и через две недели взяла отпуск и поехала в Чигирин. Жутко боялась возвращения, но в глубине души знала, что только там смогу навести порядок в себе и обрести внутренний покой.
Остановилась в гостинице. В день приезда никуда не выходила, просто сидела у окна и смотрела вдаль, стараясь разобраться в своих мыслях. Спать легла рано.
А на следующий день в коридоре столкнулась с мужчиной, который держал за руку мальчика лет семи. Они, судя по всему, вышли из соседнего номера.
— Доброе утро, — поздоровался незнакомец. — Погода замечательная! Вы на прогулку?
— Не совсем... — пробормотала, растерявшись. — Хочу сходить позавтракать. — Здесь самые вкусные булочки в мире.
— Сынок, может, присоединимся? — мужчина склонился над мальчиком. — Нам тоже не помешало бы подкрепиться.
— Мы пойдем с этой тетей? — ребенок посмотрел на меня.
— Если она согласится, — ответил отец. — Простите, я не представился, — обратился он ко мне. — Меня зовут Юра, а это мой сын, Ваня.
— Оля, — назвала я свое имя. — Вот увидишь, булочки здесь — мечта! — улыбнулась парнишке.
И тут Ваня взял меня за руку. Почувствовав тепло этой доверчивой детской ладошки, я чуть не расплакалась. Мне показалось, что в этот момент ледяная корка, сковывающая мое сердце все последние годы, треснула и начала таять.
— Ты хороший мальчик, — сказала Ване, когда мы вышли из кафе. — Твоя мама, наверное, очень тобой гордится.
— Мама на небе, — спокойно произнес он, а у меня все внутри сжалось.
Чтобы сменить тему, принялась рассказывать о Чигирине, о казаках и турках, о Богдане Хмельницком, советовать, что здесь стоит посмотреть.
— Может, пойдете с нами на прогулку? — с детской непосредственностью спросил Ваня. — Вы столько всего интересного знаете, — добавил уважительно. — Будете нашим экскурсоводом!
— А что, правда! — подхватил его отец. — Мы первый раз в Чигирине, а вы, судя по всему, тут частый гость.
— Я здесь родилась и жила до семи лет. А потом... В общем, это самое дорогое для меня место. Но давно не приезжала. Соскучилась вот... Взяла отпуск и — сюда.
— Ну и замечательно, — улыбнулся мой новый знакомый и тут же пояснил: — Замечательно то, что мы оказались в Чигирине в одно и то же время, и вы сможете показать нам свой любимый город. Соглашайтесь!
День прошел чудесно. Я настолько увлеклась новой для себя ролью, что все тяжелые мысли, мучившие столько времени, отошли на второй план. А Ванечка... Как он смотрел на меня! С таким неподдельным интересом и непосредственностью, с таким доверием и уважением, что хотелось обнять и расцеловать ребенка.
На следующий день снова гуляли вместе, а вечером, когда Ваня, вымотанный долгой прогулкой, уснул, Юрий пригласил меня в местный ресторанчик. Там, за бокалом вина, мы разговорились, он рассказал о себе и о Ванюшке.
— Жена бросила нас, когда сыну было всего полтора года, — признался мужчина. — Влюбилась в другого и ушла. Поэтому и сказал Ване, что мама умерла.
— Господи… — пробормотала я. — Как можно бросить своего ребенка?! Неужели так бывает?..
— В жизни случается всякое, — грустно произнес он.
— Да... — протянула я и вдруг, неожиданно для самой себя, призналась: — Мой муж умер три года назад от лейкемии.
— Так вот почему вы временами бываете такой грустной, — задумчиво произнес Юра.
— Правда? Мне казалось, что я за эти два дня отвлеклась от всего и почти не грустила, по крайней мере, когда рядом были вы с Ваней.
— Правда, — подтвердил он. — Да, жизнь — штука сложная. Непредсказуемая. Не знаешь, где найдешь, где потеряешь...
Юра был прав. Я ехала сюда, чтобы разобраться в себе и навести порядок в своей жизни, но даже не представляла, что встречу здесь людей, которые в дальнейшем и станут смыслом этой жизни.
Неделя в Чигирине прошла прекрасно. Мне было очень комфортно с Юрой, а Ваню полюбила всем сердцем. К счастью, оказалось, что мои новые друзья тоже из Киева. Когда они уезжали, мы обменялись телефонами и договорились созвониться после возвращения.
Перед своим отъездом я сходила на Замковую гору, постояла на том месте, где когда-то мы любили сидеть с Олегом в обнимку, смотреть на звезды и мечтать о будущем. «Любимый, — обратилась к нему мысленно. — Я помню о тебе. И всегда буду помнить. Вот, приехала сюда, чтобы встретиться. Найти тебя здесь, как ты говорил. Помнишь? И твой звездный букет никогда не забуду... Он навсегда в моей душе. Но ты ведь не будешь против, если... если попробую начать жить заново? Юра смотрит на меня так... как ты когда-то смотрел. А Ваня — замечательный мальчик! Он так доверяет мне... Я люблю этого ребенка»... Мои мысли прервала синичка. Она смело уселась на ветку неподалеку и что-то прощебетала. Может, это Олег мне ответил?..
...Через неделю после моего возвращения позвонил Юра и предложил встретиться в воскресенье. «Ваня все время о тебе спрашивает, — сказал он и добавил чуть тише: — И я тоже соскучился». Внутри у меня потеплело от этих слов.
«С удовольствием, — ответила радостно. — Я тоже очень соскучилась по вам обоим».
Когда пришла на встречу и наклонилась поцеловать Ваню, он так крепко обнял меня, что я чуть не расплакалась от нахлынувших чувств. Мальчишке катастрофически недоставало материнской любви, ласки, внимания! Бедный Ванюша!
Нам было хорошо втроем. В свободное время я приходила к ним в гости, проводила время с Ванечкой, разговаривала с его отцом. Мы становились все ближе. Я полюбила Юру. Не так, как Олега, конечно, это была уже зрелая, спокойная любовь. Юрий понимал меня, мои сомнения и чувство вины по отношению к Олежке.
— Ты так долго была одна, — сказал он однажды. — Он... наверняка хотел бы, чтоб ты снова стала счастливой.
— Все не так просто, Юра... Это трудно объяснить, — покачала головой я. — Знаешь...
— Не надо ничего объяснять, — перебил Юрий. — Доверься мне. Ты нужна нам с Ваней, я люблю тебя.
Он предложил жить вместе, я пообещала подумать.
А через несколько месяцев внезапно умер мой папа. От инфаркта. Для мамы это был огромный удар. Они столько лет прожили душа в душу! Не помню ни одной серьезной ссоры между ними. Что называется, прикипели друг к другу. Я старалась поддержать мамулю, очень хорошо зная, что такое потерять любимого мужа. Мне и самой было тяжело, ведь такого отца, как у меня, еще поискать. Но при матери старалась держаться.
— Оля, я не хочу оставаться в этой квартире, — сказала мне мама через месяц после похорон. — Слишком много воспоминаний. Оставляю ее тебе, а сама перееду на дачу. Люся там все равно не живет, только летом приезжает. В доме есть все удобства. Хочу тишины и покоя, буду розы разводить...
При этих словах я сразу вспомнила бабушку и ее розовое варенье, но маме ничего не сказала.
— Мамуль, делай, как тебе лучше, — прошептала, обняв родную. — Я буду приезжать к тебе на выходные. С Юрой и Ваней, если ты не против.
— Конечно, моя девочка, — ответила она, вытирая выступившие на глазах слезы. — Юра — хороший человек, я рада, что ты его встретила. А Ванечка мне — как внук.
Родительскую квартиру я сдала, сама же переехала жить к Юре.
Весной мы решили провести неделю в моем любимом Чигирине.
Нет, все-таки удивительно! В этом городе я впервые призналась себе, что люблю, когда была еще совсем юной.  И взрослую любовь тоже встретила здесь. Когда было ужасно тяжело, когда казалось, что не хватит сил вернуться к нормальной жизни, она пришла, как спасение... И тут же, в Чигирине, Юра сделал мне предложение. Причем весьма оригинальным способом.
Мы гуляли по городу и зашли в небольшой книжный магазин. Я подошла к стеллажу, где были выставлены предметы народного творчества, и... застыла, забыв обо всем на свете. На полке перед моими глазами в старой деревянной рамке стояла вышивка, точь-в-точь такая, как когда-то преподнесла мне на день рождения бабушка: девочка с мамой! И вдруг услышала за спиной голос Юры:
— Давай тебе ее куплю. И подарю вместе с обручальным кольцом. Ты не против?
Я обернулась и посмотрела в глаза любимому, чувствуя, как по моим щекам текут слезы.
Вскоре мы расписались. Через два года у нас родилась дочь Оксана, а еще через три — сын Руслан...
...С тех прошло много лет. Трое наших детей — уже взрослые и вполне самостоятельные люди. Знаете, что они подарили нам на серебряную свадьбу? Поездку в Чигирин. Забронировали гостиницу, оплатили проезд, вручили конвертик на расходы со словами: «Ни в чем себе не отказывайте, дорогие мама и папа. Будьте счастливы! И спасибо вам за все!»
Город очень изменился за последние десятилетия. Здесь отреставрировали крепость и храм, открыли несколько новых современных отельчиков... Сюда приезжают иностранцы...
...В последний день «медового отпуска» мы с мужем сидели на Замковой горе, смотрели на падающие звезды и загадывали желания. И они у нас совпали: чтобы дети были счастливы, и чтобы... В общем, решили купить тут домик с садом и переехать сюда жить. А обе квартиры оставим молодежи — им нужнее. Для нас же нет места лучше, чем Чигирин.

Опубликовано в журнале «Моя судьба» № 7, 2019 год       


Рецензии