Арифметика, господа! или чему не учат в автошколе

Неделю назад проезжаю Каслинский мост в сторону трассы Екатеринбург - Челябинск.

Солнышко высоко, небо синее, тепло, сухо.

Впереди левый изгиб дороги, скопление машин, начинаю притормаживать, дальше еду в потоке медленно.


На встречной полосе открывается зрелище: новенький шикарный Мерседес с выпущенными

подушками безопасности и напрочь снесённой водительской стороной.

Метров через 20 - остов от сиденья, на вид как новый, не обгорелый, не мерседесовский.

Через полсотни метров и тоже на встречной - огромная фура, упёршаяся смятым лбом в скалу.

Справа, подальше за обочиной, чтобы не мешать движению, пустая "девятка" ГАИ.

И никого вокруг.


Ан нет! один человек есть: на склоне скалы, напротив кабины, худощавый, совсем молоденький

офицер полиции с фотоаппаратом, много снимает с разных ракурсов и что-то записывает в блокнот.


Мои пассажиры, немного оправившись от увиденного, начинают недоумевать: что это было?

На ровном сухом шоссе, белым днём - и такая авария с таким странным взаиморасположением результатов?

Как вообще такое могло произойти? - спрашивают.


- Что было, не знаю, - говорю, - но как могло случиться, расскажу.

Главные причины, - продолжаю, - видимо, называются "Слишком хорошо - уже нехорошо" и "Не вижу - не значит нету".

Вчера утром, сами помните, были гололёд и дымка, все ждали "день жестянщика".

Но за длинную дорогу ни одной аварии мы не увидели: зимний опыт пока работает.


Сегодня асфальт сухой и прекрасная видимость.

У людей притупилась бдительность.

Особенно у тех, кто сидит высоко и, как он думает, владеет всей информацией о дорожной ситуации.

А также у тех, кто недавно сел за руль новенького, эйфорически послушного мощного автомобиля

и тоже считает, что он царь и бог на трассе.


Видели остов от кресла? плоский-плоский.

Казалось бы, самый загадочный элемент аварии, верно?

И лежит между машинами - участницами.


Для нас изгиб дороги - левый, для Мерседеса он правый.

Мерседес уже многих обогнал на трассе, обгон для него - рядовой, набивший оскому манёвр.

Впереди мост, водитель видит, что он пуст, нет никого.

И утапливает педаль газа в пол, чтобы до начала моста, где это запрещено принципиально,

завершить обгон мешающей ему "Газели"...

... которая закрывала собой целую фуру!


Мерседес в ужасе крутанул руль вправо, попытался прижаться к "Газели".

Водитель фуры просто не успел ничего осознать и тем более предпринять.


От встречного удара фуры и тяжёлого Мерседеса обе машины потеряли скорость.

Разбитый Мерседес сполз на свою сторону и остановился посреди полосы.


В силу закона инерции водитель фуры вылетел вместе с креслом сквозь лобовое стекло на асфальт,

где и попал под колёса своей же неуправляемой махины.

Остальное вы знаете.


- А кресло? - спрашивают меня. - Почему один каркас?

- Потому, что в срезанной обивке сиденья унесли то, что осталось от человека, только что сидевшего там.


К сожалению, похожие друг на друга, как две капли воды, случаи повторяются и повторяются.

Я не знаю, почему этому не учат в автошколе.

Я не знаю, что с этим делать.

Но делаю то, что могу и считаю нужным: сижу и набираю этот текст.


Я водитель с 1970 года, считая от моих первых "прав".

До этого годы подряд, учеником старших классов, несколько раз в неделю ездил по шоссе

в деревню к родителям - 20 км туда и 20 обратно, тоже всякое бывало.


За полвека сформировались водительские принципы - и я от души желаю вам взять их себе,

присвоить как родные и принципиально - из принципа, слышите! - всегда придерживаться.

Разумеется, они ещё не гарантия.

Но жизнь продлить помогут. Не только вашу.

 
Главный - главнейший! - мой принцип звучит так:

НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ!


Поэтому никогда не обгоняйте на правом изгибе: можете получить в лоб, как этот Мерседес.

Никогда не обгоняйте в гору: за ней однажды будет такой же олух, и тогда в лоб сойдутся четыре машины.

Два шалопая и двое невинных. Сам видел такое дважды, всё по той же дороге Касли - Кыштым: до сих пор

в глазах чёрные, страшные лица видавших виды ГАИшников и подрагивающие в конвульсиях фрагменты

человеческих тел на полиэтиленовой плёнке, расстеленной по обочине.


И на левом изгибе будьте начеку, ждите лобовой Мерседес и не попадитесь, как этот безвинный

водитель фуры, чья жизнь оборвалась тогда, когда ничто беды не предвещало.


И на подъёме: не только не идите на обгон, но и будьте готовы к тому, что из-за вершины выскочат сразу двое.

Выбирайте место, куда приткнуться на этот случай: "не вижу" идиота не значит его нету!


Если кто-то непонятно почему притормозил перед "зеброй" - срочно делайте, как он!

Там может быть (и чаще всего есть!) невидимый за препятствием мальчишка, которому взбрело в голову

перебежать дорогу, или дезориентированный взрослый.


НИКОГДА НЕ ПЕРЕСЕКАЙТЕ "ЗЕБРУ", ЕСЛИ ПЕРЕД НЕЙ КТО-ТО ОСТАНОВИЛСЯ!
ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ЦЕЛАЯ КАВАЛЬКАДА, КОТОРУЮ ТАК И ПОДМЫВАЕТ ОБЪЕХАТЬ!

На весах - минимум две жизни: пешехода, которого не видно, и водителя - если он его задавит.

К сожалению, трагедии в этих ситуациях повторяются и повторяются.

Так не стало хорошего человека, морского офицера, моего друга Игоря.

"НЕ ВИЖУ ПЕШЕХОДА" НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕГО НЕТ!


ОБОЙДИТЕ И ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРИТЕ АВТОМОБИЛЬ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ!

Ребёнок может спрятаться в колёсную нишу, играя в войну или прятки, кошка может уснуть там.

Стекло, гвоздь или саморез могут оказаться на пути колёс.

Обойдите, не ленитесь: НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ.


Следующий принцип - КИП ДИСТОШН! ДЕРЖИ ДИСТАНЦИЮ! - даже неглупым (вроде бы) людям обычно

становится ясен только тогда, когда уже слишком поздно.

Так попался один мой ныне покойный тёзка, а ему говорили, и не раз!


Все мы в школе учили физику, кто-то хуже, кто-то лучше.

Их легко отличить: первые гордо мнят, что теория одно, а практика другое.

Вторые знают, что физические законы точны, обязательны, непреложны и неумолимы.

Бич нашего времени - кратные аварии с участием множества машин.

Раньше такого не было, проблема возникла по мере роста количества автомобилей.


Причина очень проста и потому несворотима: это чистая арифметика.

Полное время реакции водителя от момента возникновения опасности

до начала торможения - 1,2 секунды в лучшем случае.

Рядовая ситуация: по прямому шоссе мчится поток автомобилей со скоростью 110 км/час (30,6 м/с)

на расстоянии, в среднем, 30 м друг от друга (иначе говоря, на километре шоссе помещается 33 машины).

Если первый автомобиль резко остановится (удар, аварийное торможение), через секунду с лишним затормозит

второй, ещё секунда - третий... водитель 33-го начнёт тормозить через 33 секунды (в реальности это время существенно больше).


До того, как начать тормозить, он проедет 30.6 м/с * 33 с = 1010 метров, то есть окажется на

10 метров впереди места аварии!

А как же машины перед ним?

Они же сами по себе, бампер-в-бампер, занимают 150 метров дороги!

Они что, тоже все тридцать тут, между первым и последним?


Представьте себе, да.

ВСЯ кавалькада из 33 машин - всмятку, и ничего с этим поделать нельзя при таком сочетании дистанции и скорости.

Арифметика, господа!


Так как же быть?

Вы, разумеется, не можете повлиять на скорость потока.

Но вы можете - нет, вы обязаны! держать дистанцию.

С учётом тормозного пути, с учётом суммарной длины самих автомобилей даже 50 метров - недостаточно на трассе.

Один встал - все всмятку.


Сколько же нужно?

60?

Или 70?

А вот посчитайте-ка сами.

Убедитесь, так сказать, воочию.


И держите впредь эту дистанцию!

Разумеется, тут же какой-нибудь засранец займёт образовавшийся интервал - не нервничайте.

Отпустите: ему недолго уже осталось, а вы нужны себе живыми.

Примените "Принцип ДДД": Дайте Дураку Дорогу.

В глазах нормальных водителей только подрастёте от такого поведения.


Есть у меня и другие принципы, лучше всего понятные, когда кто-то другой их не придерживается:

ПЕРЕСТРОИЛСЯ - УСКОРЯЙСЯ, не путайся под ногами;

ДОГНАЛ - ОБГОНИ, не виси на хвосте, не заставляй людей нервничать;

ОБОГНАЛ - ДИСТАНЦИРУЙСЯ, не подставляйся;

БЕРЕГИ ДВУХКОЛЁСНЫХ, ОБЪЕЗЖАЙ ИХ ПОДАЛЬШЕ - потому, что неощутимый внутри машины удар воздушной волны сметает мотоциклиста или велосипедиста с дороги;

ЗАДНИМ ХОДОМ - КАК МОЖНО МЕДЛЕННЕЕ: так есть шанс свести к минимуму возможный ущерб.


Да, на всякого безвинного водителя фуры может найтись свой безмозглый Мерседес.

Но осознанный риск всё-таки гораздо лучше, чем губительное блаженное благодушие.

Не только на дороге, кстати.


Разъясняйте и разъясняйте.

Всем и каждому, ибо они плодятся и плодятся с каждым выпуском автошколы.

Бережёного бог бережёт.

НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ!!!


Рецензии
-- Очень ценное наставление, Евгений, изложено интересно и доступно). Спасибо

Анатолий Шинкин   03.04.2020 12:47     Заявить о нарушении
И Вам, Анатолий, спасибо за добрый отзыв!

С уважением

Евгений Каёткин Воздвиженский   03.04.2020 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.