Арифметика, господа! или чему не учат в автошколе
Солнышко высоко, небо синее, тепло, сухо.
Впереди левый изгиб дороги, скопление машин, начинаю притормаживать, дальше еду в потоке медленно.
На встречной полосе открывается зрелище: новенький шикарный Мерседес с выпущенными
подушками безопасности и напрочь снесённой водительской стороной.
Метров через 20 - остов от сиденья, на вид как новый, не обгорелый, не мерседесовский.
Через полсотни метров и тоже на встречной - огромная фура, упёршаяся смятым лбом в скалу.
Справа, подальше за обочиной, чтобы не мешать движению, пустая "девятка" ГАИ.
И никого вокруг.
Ан нет! один человек есть: на склоне скалы, напротив кабины, худощавый, совсем молоденький
офицер полиции с фотоаппаратом, много снимает с разных ракурсов и что-то записывает в блокнот.
Мои пассажиры, немного оправившись от увиденного, начинают недоумевать: что это было?
На ровном сухом шоссе, белым днём - и такая авария с таким странным взаиморасположением результатов?
Как вообще такое могло произойти? - спрашивают.
- Что было, не знаю, - говорю, - но как могло случиться, расскажу.
Главные причины, - продолжаю, - видимо, называются "Слишком хорошо - уже нехорошо" и "Не вижу - не значит нету".
Вчера утром, сами помните, были гололёд и дымка, все ждали "день жестянщика".
Но за длинную дорогу ни одной аварии мы не увидели: зимний опыт пока работает.
Сегодня асфальт сухой и прекрасная видимость.
У людей притупилась бдительность.
Особенно у тех, кто сидит высоко и, как он думает, владеет всей информацией о дорожной ситуации.
А также у тех, кто недавно сел за руль новенького, эйфорически послушного мощного автомобиля
и тоже считает, что он царь и бог на трассе.
Видели остов от кресла? плоский-плоский.
Казалось бы, самый загадочный элемент аварии, верно?
И лежит между машинами - участницами.
Для нас изгиб дороги - левый, для Мерседеса он правый.
Мерседес уже многих обогнал на трассе, обгон для него - рядовой, набивший оскому манёвр.
Впереди мост, водитель видит, что он пуст, нет никого.
И утапливает педаль газа в пол, чтобы до начала моста, где это запрещено принципиально,
завершить обгон мешающей ему "Газели"...
... которая закрывала собой целую фуру!
Мерседес в ужасе крутанул руль вправо, попытался прижаться к "Газели".
Водитель фуры просто не успел ничего осознать и тем более предпринять.
От встречного удара фуры и тяжёлого Мерседеса обе машины потеряли скорость.
Разбитый Мерседес сполз на свою сторону и остановился посреди полосы.
В силу закона инерции водитель фуры вылетел вместе с креслом сквозь лобовое стекло на асфальт,
где и попал под колёса своей же неуправляемой махины.
Остальное вы знаете.
- А кресло? - спрашивают меня. - Почему один каркас?
- Потому, что в срезанной обивке сиденья унесли то, что осталось от человека, только что сидевшего там.
К сожалению, похожие друг на друга, как две капли воды, случаи повторяются и повторяются.
Я не знаю, почему этому не учат в автошколе.
Я не знаю, что с этим делать.
Но делаю то, что могу и считаю нужным: сижу и набираю этот текст.
Я водитель с 1970 года, считая от моих первых "прав".
До этого годы подряд, учеником старших классов, несколько раз в неделю ездил по шоссе
в деревню к родителям - 20 км туда и 20 обратно, тоже всякое бывало.
За полвека сформировались водительские принципы - и я от души желаю вам взять их себе,
присвоить как родные и принципиально - из принципа, слышите! - всегда придерживаться.
Разумеется, они ещё не гарантия.
Но жизнь продлить помогут. Не только вашу.
Главный - главнейший! - мой принцип звучит так:
НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ!
Поэтому никогда не обгоняйте на правом изгибе: можете получить в лоб, как этот Мерседес.
Никогда не обгоняйте в гору: за ней однажды будет такой же олух, и тогда в лоб сойдутся четыре машины.
Два шалопая и двое невинных. Сам видел такое дважды, всё по той же дороге Касли - Кыштым: до сих пор
в глазах чёрные, страшные лица видавших виды ГАИшников и подрагивающие в конвульсиях фрагменты
человеческих тел на полиэтиленовой плёнке, расстеленной по обочине.
И на левом изгибе будьте начеку, ждите лобовой Мерседес и не попадитесь, как этот безвинный
водитель фуры, чья жизнь оборвалась тогда, когда ничто беды не предвещало.
И на подъёме: не только не идите на обгон, но и будьте готовы к тому, что из-за вершины выскочат сразу двое.
Выбирайте место, куда приткнуться на этот случай: "не вижу" идиота не значит его нету!
Если кто-то непонятно почему притормозил перед "зеброй" - срочно делайте, как он!
Там может быть (и чаще всего есть!) невидимый за препятствием мальчишка, которому взбрело в голову
перебежать дорогу, или дезориентированный взрослый.
НИКОГДА НЕ ПЕРЕСЕКАЙТЕ "ЗЕБРУ", ЕСЛИ ПЕРЕД НЕЙ КТО-ТО ОСТАНОВИЛСЯ!
ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ЦЕЛАЯ КАВАЛЬКАДА, КОТОРУЮ ТАК И ПОДМЫВАЕТ ОБЪЕХАТЬ!
На весах - минимум две жизни: пешехода, которого не видно, и водителя - если он его задавит.
К сожалению, трагедии в этих ситуациях повторяются и повторяются.
Так не стало хорошего человека, морского офицера, моего друга Игоря.
"НЕ ВИЖУ ПЕШЕХОДА" НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕГО НЕТ!
ОБОЙДИТЕ И ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРИТЕ АВТОМОБИЛЬ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ!
Ребёнок может спрятаться в колёсную нишу, играя в войну или прятки, кошка может уснуть там.
Стекло, гвоздь или саморез могут оказаться на пути колёс.
Обойдите, не ленитесь: НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ.
Следующий принцип - КИП ДИСТОШН! ДЕРЖИ ДИСТАНЦИЮ! - даже неглупым (вроде бы) людям обычно
становится ясен только тогда, когда уже слишком поздно.
Так попался один мой ныне покойный тёзка, а ему говорили, и не раз!
Все мы в школе учили физику, кто-то хуже, кто-то лучше.
Их легко отличить: первые гордо мнят, что теория одно, а практика другое.
Вторые знают, что физические законы точны, обязательны, непреложны и неумолимы.
Бич нашего времени - кратные аварии с участием множества машин.
Раньше такого не было, проблема возникла по мере роста количества автомобилей.
Причина очень проста и потому несворотима: это чистая арифметика.
Полное время реакции водителя от момента возникновения опасности
до начала торможения - 1,2 секунды в лучшем случае.
Рядовая ситуация: по прямому шоссе мчится поток автомобилей со скоростью 110 км/час (30,6 м/с)
на расстоянии, в среднем, 30 м друг от друга (иначе говоря, на километре шоссе помещается 33 машины).
Если первый автомобиль резко остановится (удар, аварийное торможение), через секунду с лишним затормозит
второй, ещё секунда - третий... водитель 33-го начнёт тормозить через 33 секунды (в реальности это время существенно больше).
До того, как начать тормозить, он проедет 30.6 м/с * 33 с = 1010 метров, то есть окажется на
10 метров впереди места аварии!
А как же машины перед ним?
Они же сами по себе, бампер-в-бампер, занимают 150 метров дороги!
Они что, тоже все тридцать тут, между первым и последним?
Представьте себе, да.
ВСЯ кавалькада из 33 машин - всмятку, и ничего с этим поделать нельзя при таком сочетании дистанции и скорости.
Арифметика, господа!
Так как же быть?
Вы, разумеется, не можете повлиять на скорость потока.
Но вы можете - нет, вы обязаны! держать дистанцию.
С учётом тормозного пути, с учётом суммарной длины самих автомобилей даже 50 метров - недостаточно на трассе.
Один встал - все всмятку.
Сколько же нужно?
60?
Или 70?
А вот посчитайте-ка сами.
Убедитесь, так сказать, воочию.
И держите впредь эту дистанцию!
Разумеется, тут же какой-нибудь засранец займёт образовавшийся интервал - не нервничайте.
Отпустите: ему недолго уже осталось, а вы нужны себе живыми.
Примените "Принцип ДДД": Дайте Дураку Дорогу.
В глазах нормальных водителей только подрастёте от такого поведения.
Есть у меня и другие принципы, лучше всего понятные, когда кто-то другой их не придерживается:
ПЕРЕСТРОИЛСЯ - УСКОРЯЙСЯ, не путайся под ногами;
ДОГНАЛ - ОБГОНИ, не виси на хвосте, не заставляй людей нервничать;
ОБОГНАЛ - ДИСТАНЦИРУЙСЯ, не подставляйся;
БЕРЕГИ ДВУХКОЛЁСНЫХ, ОБЪЕЗЖАЙ ИХ ПОДАЛЬШЕ - потому, что неощутимый внутри машины удар воздушной волны сметает мотоциклиста или велосипедиста с дороги;
ЗАДНИМ ХОДОМ - КАК МОЖНО МЕДЛЕННЕЕ: так есть шанс свести к минимуму возможный ущерб.
Да, на всякого безвинного водителя фуры может найтись свой безмозглый Мерседес.
Но осознанный риск всё-таки гораздо лучше, чем губительное блаженное благодушие.
Не только на дороге, кстати.
Разъясняйте и разъясняйте.
Всем и каждому, ибо они плодятся и плодятся с каждым выпуском автошколы.
Бережёного бог бережёт.
НЕ ВИЖУ - НЕ ЗНАЧИТ НЕТУ!!!
Свидетельство о публикации №219040501674
Анатолий Шинкин 03.04.2020 12:47 Заявить о нарушении
С уважением
Евгений Каёткин Воздвиженский 03.04.2020 13:53 Заявить о нарушении