Нечеловеческая доля

(Наташины сказки)

Меня непрерывно тянуло в дом Наташи, и как на удивление там всегда я узнавал что-то новое и удивительное. А в этот день я познакомился с двумя особенными героями…
Наташа сама открыла мне дверь, выслушав мое приветствие, сказала:
- Радуйся, друг мой сердешный! Тебе сегодня сказочно повезло!
Из комнаты доносился громкий смех и грубые мужские голоса. Зайдя в комнату я увидел двух внушающих уважение мужчин. В одном высоком и страшно худым, несмотря на широкие плечи, я сразу признал Кощея, а второй был мне неизвестен. Он был раза в два шире приятеля, и лицо его мало напоминало человеческое. Широко посаженные глаза без ресниц и бровей, нос почти не выступал на лице, а широкий рот с тонюсенькими губами едва открывался при разговоре. Заметив мое замешательство, Кощей привычно сказал:
- Проходи, добрый молодец, садись к столу! Рассказывай: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
По делу он тут, Верислав. Правду истинную о сказках знать хочет, да людям передать….
Кощей внимательно побуравил меня глазищами и задумчиво ответил:
- Верю, что без лихого умысла гость твой пришел, хозяйка. Верю и в то, что правду сказывать станет про нас, про все, что видел и слышал. Но ведь люди не поверят ему… Как не верят они в добро земли русской уже тысячу лет. Все, что доброго и правого дегтем измажут, и в зло черное обратят….
Приятель Кощея вздохнул печально, и согласно кивнул.
- Знаю я, Верислав, все мне ведомо. Но долг мой поведать людям земли нашей правду про нечисть лесную, я сполна исполнить обязана. Вот про тебя сказочнику уже известно, витязь Арконы, а про друга твоего надо ему рассказать. Ко времени вы, гости дорогие, навестили дом мой.
- Вот и расскажи про Зелантия своему сказочнику.
Пробурчал Кощей, запивая вишневое варенье душистым чаем.
- Нет, не расскажу…
Отказалась Наташа.
- Как заведу сказ, так сама того не желая, вас, злодеев, самыми добрыми и чистыми цветами разукрашу…..  Люблю я вас, черти сказочные!
Закончила Наташа под громкий хохот гостей. Зелантий, хлопнув кулачищем по несчастному столу, попросил:
-Не серчай на нас, матушка, а лучше давай кА мы зелена вина выпьем, а  расскажешь ему про меня, как ни будь в другой раз!
Наташа махнула рукой и Лёшка, сидевший тихо в углу на стуле, шеметом побежал на кухню, недовольно ворча. Леший быстро исчез в подполе и вскоре появился с большим кувшином покрытым паутиной и пылью. Взяв у Алексея сосуд, Верислав вырвал из горлышка засургученную пробку, разлил всем гостям по чашам ароматное вино  со славами:
- Мы понемногу, матушка, ты уж не серчай.
Подняв чаши, Кощей и Зелантий выразительно посмотрели на Наташу, и когда она с улыбкой подняла бокал с вином, Зелантий произнес:
- Выпьем, братия, за тех, кто нас таких любит!
Шепнув мне: «пей по чуть-чуть» Наташа пригубила вино, которое оказалось хоть и сладким на вкус, но довольно крепким. Зелантий опорожнив свою чашу, весело посмотрев на Наташу, заговорил:
- А что бы нам, друг Верислав, не подтвердить сказочные враки про нас? Вот к примеру умыкнем Наташу, да и унесем в твой черный замок!
Наташа громко засмеялась и погрозила Зелантию пальцем, а Кощей, едва улыбнувшись, если он вообще умел улыбаться, ответил:
- Умыкнуть то дело не хитрое, да только где потом, смельчак, от хозяйки прятаться станешь? Она тебе устроит охоту на змия за такие вольности! Гор в моем царстве почитай, что и нет, да и сказочники смелые начнут хаживать с тобой силою меряться, да хозяюшку вызволять из страшных лап Горыныча! Тебе это надо?
Зелантий потер морду, и проворчал:
- Ну сколько просить тебя, Верислав? Не кликай меня «Горынычем», знаешь ведь, не люблю я его. Эти людишки недобрые, когда-то придумали, будто я рожден горой от грозовой тучи, а все ужо который век повторяют сии враки. Уж лучше Змугом величай! Пусть не по-нашему, не по-русски, да зато не так погано… Наташа продолжая улыбаться, вставила слово:
- Значит, вопрос с похищением отложен? Это хорошо, ведь мой долг тебя Зелантий оберегать, а не свежевать. Так что лучше, Змуг Ужасный, поведай о себе гостю честному.
Зелантий снова потер свою чешуйчатую морду, а я, дабы помочь, заговорил со змеем:
- Если я правильно понял, то ты и есть тот самый змей Зелант с горы подле озера Кабан. Ну, там где ныне Казань стоит? Ту гору люди по сей день Зелантовой называют.
Кощей метнул на меня пронзительный взор и снова наполнил чаши себе и приятелю.
- Да, сказочник, угадал ты….. И коли уж сама добрая хозяюшка за тебя похлопотала, так поведаю я тебе историю свою. Слушай внимательно, сызнова сказывать не буду!
Отпив из чаши крепкого вина и обняв могучей лапой Кощея за плечи, Зелантий поведал мне о том, как он….

Нет, Зелантий не был простым Змеем, и родился он и вправду от грозовой Тучи, которая молнией ударила в гору. Но не гора дала жизнь змею, а Семаргл, Огненный пес Сварога. Жил Змей, никому не мешал, даже пришлым людям помогал советом мудрым, а порой и набеги степняков не допущал на села людские. Была семья у него змеиная, но строго следил Зелантий, что бы родичи его не ходили за грань означенных пределов, и не мешали жить роду людскому. А недалече от горы жил народ. Не добрый, не злой, обычный.. И вот однажды, решил правитель племени человеческого, что не любо ему жить на берегу речки, и решил он построить свой град на бреге острова Кабан. Это там, где жил Зелантий с семьей. Пришли посланцы от правителя к змею и велели ему уйти с места, где жил он без малого восемь веков! Осерчал Зелантий, и молвил в ответ: «Ступайте прочь, племя жадное! Здесь моя земля!»
Но не ведал тогда Зелантий людского коварства. Глухой безлунной ночью, когда спал змеиный род Зелантия, обложили люди пришлые жилище его и гору хворостом округ, и зажгли разом со всех сторон… Больно было смотреть Зелантию, как погибал род его змеиный не творивший зла людям. Из пламени людской злобы спасение было дано одному Зелантию, ибо наградил его Семаргл крыльями широкими и могучими. Летал он над пожарищем, и видел, как гибнут в огне его дочери и сыновья, внуки и внучки. В ярости Зелантий нападал на пришлых злочинников, хватал их лапами и бросал в пламя, где извиваясь, погибал род его. От огня, гнева правого и горя крепкая чешуя его отливающая золотом побагровела до черноты, а белые крылья покраснели в алых отсветах пожара…..
Долго летал Зелантий над пожарищем, крича трубным голосом от боли, которую чувствовал сердцем. Первый порыв его был отмстить роду людскому за его преступные деяния, но поняв, что кровь людей все равно не облегчит боль души его, и взревев над остывающим пепелищем Зелантий полетел  туда, где Ярило скрывается каждый день во мрак, подальше от людей. Долго бродил Зелантий. Все время трудно летать, непривычен он был к полетам. Сколько раз ему встречались люди храбрые, да глупые. Кого он отговорил сражаться, кого поранив слегка, оставил на поле бранном, ну а некоторых порешил за нрав их неуемный и гордыню непомерную. Самый веселый был Иржек, рыцарь из дальних земель Чехии. Уж кого он искал – неведомо, но решил Зелантия порубить за злодейство какого-то змея в неведомой мне тогда Моравии… Пришлось его проучить маленько… До дому богатырь моравский добрался почитай вдвое быстрее чем от дома на встречу с Зелантием… Он-то и кликал Зелантия Змугом. Боль потихоньку отступала, и змей уже не хранил в сердце гнева. Он жил на берегу большой реки, где неподалеку жили мирные хлебопашцы. Зелантий сторонился людей, да и люди не тревожили необычного соседа…
Однажды ночью услыхал Зелантий громкий топот коней, будто табун в неурочный час спасался от стаи волков. Вышел он глянуть, что стряслось, и увидел алое зарево. Недоброе племя кочевое напало на спящую деревню. Яркое пламя облизывало беленые стены хат и пожирало соломенные крыши. Но громче ревущего пламени слышались крики, стоны и плачь. Вспомнил Зелантий, как погибал в огне род его, обуяла змея ярость, и черной молнией набросился он на степных всадников, чинивших розор. Сила Зелантия была велика, мечи и стрелы лишь разжигали его гнев! Без сожаления он убивал напавших на село злодеев, а взмахами могучих крыл своих, гасил пламя на домах. Подхватив мечи поверженных врагов, он бился не замечая ран на своем теле. Когда испуганные степняки бежали, Зелантий улетел снова в свое логово на берегу реки, дабы отдохнуть после сражения. Апосля полудня услышал он у входа своего убежища шаги, и смело вышел навстреч нежданным гостям. Мужики из села, которое он защищал ночью, явились к его жилью с вилами, колами и топорами.
- Пусть здравие будет с Вами, мужички!
Приветствовал гостей Зелантий:
- Рад, что решили вы навестить соседа! Пройдете в жилище, или тут поговорим?
Мужики, глядя на рубленые раны, которых во множестве было на теле хозяина, слегка попятились. Но главный, бородатый мужик почерневший от гари, собравшись с духом, поклонился в пояс и заговорил:
- И тебе, соседушка, здравия! Ты уж прости нас. За помощь твою низкий тебе поклон и благодарность наша. Но видели мы ночью, как ты силен и как лют в гневе… Боязно нам…
Зелантий нахмурился:
- И что же мне делать?  И почему вы испугались меня? За много лет нашего соседства не было про меж нас ссор и раздору! Ведь и делить нам неча.
- Прав ты, сосед, ссор не было, и делить неча. Но уж больно ты могуч и слишком пестрая на тебе чешуя, а это не сулит нам добра… Ушел бы ты жить в другие места….
Зилантий низко опустил голову, и сжал кулаки так, что чешуя на них заскрипела. Из едва закрывшихся ран выступили капельки крови. Сдерживая ненависть к жестоким соседям, змей проговорил, срываясь на шипение:
- Пестрая чешуя, говоришь? Ты прав, человек! Да, я змей с кожей украшенной пестрыми узорчатыми чешуйками, но посмотрите на себя! Вы белые и гладкие, да только изнутри вы пестрые, не менее моего. Я змей по сути, а вы – по духу.
Более не сказав ни слова, Зелантий усталой походкой снова побрел в неизведанные места, вслед за уплывающим солнцем.
      День за днем двигался змей подальше от людей в чащу темную, но все ж каждый день через день, находился кто-то: то царевич, то королевич, то крестьянский сын, то вдовий… И каждый жаждал крови Зелантия. Совсем измученный и загнанный «добрыми» людьми выполз он на лесную глухую полянку. Думал, что вот она, самая глухомань, ан нет. Замок стоит, черный и грозный….

Зелантий замолчал, и мне показалось, что из глаз его скатились две слезинки. Видимо тяжело было змею вспоминать жизнь свою недобрую. Кощей подлил другу вина в чашу, а Наташа подойдя к гостю, обняла его и тихо стало шептать ему что-то. Из всего, что сказала хозяйка, я разобрал только одну фразу: «Не печалься, друг мой любезный. Никакая злоба людская не изгонит доброту из сердца твоего.»  Повисла тишина, и все вспоминали, что-то далекое и казалось позабытое. Кощей встал и подошел к окну. Оперевшись рукой о стену он смотрел на горы в синей дымке и на темное, сливающееся с тучами, море.
- А как у вас дружба с Вериславом получилась?
Поинтересовался я очень осторожно, и сразу почувствовал на себе взоры всех сидящих за столом. Зелантий стряхнул грусть, и уже веселее продолжил рассказ:

Увидев замок, Зелантий насторожился, ожидая нападения. И скоро заметил, как к нему из чащи идет человек странный. Вроде, худой совсем, вроде и смерть у него за плечами сидит, а сила в нем чувствуется небывалая…. Приготовился к единоборству змей, но неправильный богатырь не таясь идет к нему. Силы-то много у витязя, да меч не вынает из ножен, идет прямо на него, на змея – не сторожится, и его Зелантия не боится… Подошел совсем близко, посмотрел в глаза мои и молвил добрым голосом: «Вижу, брат ты мне. Сам ты без зла, да только зло тебя настигло, и гонит прочь в чащу темную». Удивился Зелантий, и что сказывать не придумает, а незнакомец вещает: «Ежели не побрезгуешь, то можешь жить в замке моем. Люди сюда не захаживают, да и вдвоем веселей! Глядишь, и дружковать станем!»
- Так встретились в чаще лесной Зелантий и Верислав. С той поры живет Змей в замке Кощеевом, и пужает род людской крылами быстрыми, когтями железными, дыханием огненным, и тремя головами!!!!!!
Закончил повествование змей Зелантий, и опорожнил очередную чашу с вином.
Не всё усвоив из рассказа, я спросил:
- А как же похищение царевны? Бой с Добрыней Никитичем? И взаправду, а дыхание «огненное» откуда взялось?
- Дыхание….
Произнес Зелантий и умолк. За него продолжил стоящий у окна, Верислав:
- Про дыхание люди не придумали. Когда округ Зелантовой горы находили  обгорелых родичей Змеиных, схожих с людьми, сказывали, будто Зелантий их огненным дыханием пожег, и пожар, вроде как сам Змей и учинил. Обман это был, дабы грех свой на Зелантия переложить. Добрыня, обычная история. Как увидел нас со Змеем, сообразил, что тягаться глупо с любым из нас. Уехал в град Стольный Киев, и там рассказывал, как одолел Кощея и Горыныча. А с царевнами совсем просто… Как заскучаю я без Марьюшки, так Зелантий ночью слетает в посад и привезет ее погостить. Ну а Иван, как у царевичей водится, скачет суженную спасать. Благо дорогу хорошо знает! Посидим, попируем, а потом они снова в путь-дорогу. Царство не след оставлять надолго.
Кощей умолк, отпил глоток вина из чаши и повернулся снова ко мне:
- Ежли еще что интересно, спрашивай сказочник.
Задумавшись, я задал, наверно глупый вопрос:
- Если можно то скажи, Верислав, почему не дружишь с людьми, а дружишь со змеем? Думаю, что и в вашем мире нашлись бы люди, готовые тебя понять. И кто же из вас сильнее? Ты, или Зелантий?
Два друга переглянулись, и Кощей, медленно подбирая слова, ответил:
- Злыми стали люди, жестокими. Жадными до злата и власти… А змей он не человек. Он змей! Его нельзя купить, он не хочет власти, и он всегда и во всем верен слову, как волки в лесу, и как собаки в граде людском. Только зверь может быть честным и верным. А люди… они всего лишь люди. А вот кто из нас двоих сильней, тут я не ответчик. Никогда мы не мерились силами, никогда не бились на мечах. И никогда не будем! А ежли я, как Человек обману друга, или предам его, продамся за злато, то он может убить меня, я не стану ему в этом помехой. Предателю завсегда одна справедливая награда – смерть!
Последние слова Верислава прозвучали настолько уверенно и твердо, что я не усомнился в их правдивости.
Я не мог произнести не слова в ответ, лишь повинуясь странному порыву положил ладонь на его иссохшую костистую руку, не чуть не пугаясь этого.
Зелантий поднялся из-за стола, и аккуратно отодвинул стул, на котором сидел:
- Ну, спасибо тебе, добрая хозяюшка, за хлеб, за соль, за приятеля твоего честного. Низкий тебе поклон, Наташенька, а нам ужо пора. Надо успеть в замок долететь до полуночи.
И кивнул в сторону Кощея. Тот выпрямился, шагнул от окна и, произнеся слова благодарности, и первым прошел к погребу. Наташа, тронув меня за руку, тихо спросила:
- Проводим?
Я кивнул и следом за Зелантием отправился к знакомому входу в сказочный Мир, стараясь не наступить на длинный хвост подвыпившего змея.

Там, за дверью избы, я увидел друзей в их настоящем обличии! Они были ужасны и в то же время притягивающее прекрасны! Зелантий встав на четыре лапы и вытянув длинную шею, распустил свои багровые крылья. Кощей в сверкающей короне Царя Арконы произнес, садясь на змея верхом:
- Прости нас за торопливость, Прекрасная Хозяйка, но спешу я увидеть прекрасный свет глаз моей царицы Тары!
Зелантий весело гикнул и взмыл в ночное небо одним сильным прыжком. Я смотрел, как медленно тает Всеслав верхом на змее в белесом лунном свете, уменьшаясь с каждым взмахом крыльев.
- Опять лет на пятьдесят пропадут. Черти!
Я повернулся на голос Наташи и понял, почему Верислав назвал хозяйку «прекрасной»! Она действительно была ПРЕКРАСНА! Такой красоты нельзя увидеть в жизни. Но красота Наташи была какая-то особенная, холодная и необъяснимая….
- Это Ведьмина красота….
Ответила на мои мысли Наташа:
- Но ты, сказочник, не бойся. Ведьмы злые бывают только в плохих сказках. Пора нам, друг любезный возвращаться.
Немного поболтав со старым знакомым медведем Ильей, мы направились в избу.
Вернувшись в дом я понял, что уже давно полночь, и попрощавшись в спешке побежал в дом к друзьям, где жил все это время, и где записывал мои удивительные истории, в которые невозможно поверить, и которые каждый нормальный человек назовет «сказками».

20,04,2019 год


Рецензии