Человек и Смерть

Давным-давно, на краю небольшого села, жил человек.
С самого его рождения, казалось, трудился он, не переставая. От заката до рассвета, от первой весенней травки до трескучих морозов.
И всегда помогал он людям, которые приходили к нему за помощью и советом.
…..
И вот однажды, пройдя по улицам села и собрав свою обычную жатву, в его двери впервые постучалась Смерть.
Принял человек её радушно, как принимал всех своих гостей.
- Как же я могу пойти с тобой, Смерть? Посмотри в окно. Заложил я виноградник для своего села. Работа только начата. Обязательно нужно доделать. Никто кроме меня не закончит это дело.
Посмотрела Смерть в окно. Вспаханной земле не было видно края.
- Да и потом, Смерть. Нет у меня пока детей. По твоим правилам, рановато мне ещё уходить…
Вздохнула Смерть. Поднялась на скрипучих ногах и ушла восвояси, уводя с собой мрачных своих попутчиков…
Прошло время.
Человек жил на краю огромного села. Как и прежде, трудился он, не переставая.
Снова, пройдя по улицам села и собрав привычную дань с Жизни, заглянула к нему Смерть.
Седина убелила голову Человека, но кости и мышцы его были крепки, как в юности.
Приветливо встретил он свою гостью.
- Извини, Смерть, но не могу я пойти с тобой. Начал строить плотину для села. Нужно мельницу ставить. Кто же без меня это сделает?
Взглянула Смерть в окно. Грандиозная плотина была в самом начале постройки. На краю плотины высился остов мельницы.
- И ведь детей у меня пока нет. Нельзя мне с тобой, рановато ещё.
И снова вздохнула Смерть, и снова поднялась, поскрипывая, и ушла. И увела за собой толпу людей, закончивших свой век, как уводят стадо пастухи…

На окраине большого города продолжал жить и трудиться Человек. Все ночи горел свет в его окнах.
Обойдя тщательно улицы и дома города и собрав обычный урожай, Смерть опять зашла к Человеку.
Гостеприимно встретил её Человек.
Он был совершенно седым, как вершина горы, убелённая снегом. Однако, глаза его горели юношеским огнём, а спина и руки его были крепки как корни могучего дуба.
- Опять ты не вовремя, Смерть. Начал я строить завод для нашего города. Много разных изделий будет он выпускать. Много людей сможет работать на нём и кормить свои семьи. Кто же без меня это сделает?
В окне виднелись очертания громадного строящегося сооружения и множество людей трудилось вокруг.
- Да и детей у меня нет. Так что, рановато мне с тобой.
И впервые за всё бесчисленное время своей практики не выдержала Смерть.
И топнула костлявой ногой.
И вознеслась во весь свой огромный пыльный мрачный рост, закрывая полнеба.
И возопила она возмущённо:
- Да неужели не устал ты от этой жизни? Неужели тебе не надоело трудиться день и ночь? Меня люди годами просят, чтобы забрала я их, приходится в очередь ставить. Неужели не можешь ты поступить, как все? Родить сына, построить дом, посадить дерево и считать своё дело сделанным!!!?
Утомила эта речь неутомимую Смерть.
Снова села она к столу.
- Не для того Человеку Жизнь даётся, чтобы овцой жить и овцой умереть. Не может быть конца и края делу Человека на Земле. Люблю я жить и работать, Смерть. И чем дольше живу, тем интереснее мне работать дальше.
Хитро усмехнулся Человек.
- А детей Бог не дал, как говорится. Только лишь учеников сотни две. Но ведь это не в счёт Смерти, правда?
Искорки веселья так и посыпались из краешков прищуренных глаз.
- Так что, рановато мне с тобой, Властительница ночи. Ступай своей дорогой. У тебя дел и без меня хватает.
Поднялась Смерть. Ничего не поделаешь. Правила записаны давно, когда ещё даже Жизни на свете не было, не говоря уже о Смерти…
И ушла в иной мир, уводя за собой умерших…
Сколько прошло времени, не знает никто.
Только теперь каждый раз, проходя свой обычный путь по огромной стране, смотрит Смерть на одинокий дом на краю исполинского сияющего города. И видит негасимый свет в его окнах. И идёт она мимо. Ведя с собой сегодняшний свой улов. И даже, кажется, усмехается тихонько…
И, усмехаясь, покачивает несуществующей головой…
- А ну, быстрее, мёртвые….. Подгоняет она попутчиков…


Макс Димур.
16 марта 2019 года.


Рецензии