Об Апрелевке и ее окрестностях. Часть 2

В Прошлом посте я начал серию рассказов об Апрелевке и ее окрестностях.

Для напоминания пост 1
http://proza.ru/2019/04/04/1064



Повествование мое идет от первого лица. То есть я рассказываю о себе и показываю вам окрестные места.

Когда в 1978 году я покинул место жительства и учебы родную Апрелевку и по сути город навсегда, то я опять попал в старый мартемьяновский учительский дом на год, где по сути стал мужчиной. Не пугайтесь в рассказе все прилично.

Рассказ о моих мучениях тут.


Ну, а далее мы с мамой и бабушкой переехали Селятино, где со мной случился вот такой казус.

Написал я это под Новый 2019 год спустя 40 лет.

Итак маленький новогодний рассказик...

В это время все вспоминают Новый год. Вспомнился и мне этот праздник в 1979 году.

Ели химические тогда мало кто покупал - страшные они были.

Я всегда ходил в лес 26 декабря. Ходил очень далеко в чащу - выбрать нужно было красивую двухметровую.

В это время всегда было полно патрулей. Попадешься - штраф и большой.

Елочный базар был в захолустном городке, но елки
там были кривые и жидкие и оттуда елку нужно было тащить 6 киломметров. В автобус с такой большой не пустят.

Хотя это наверное были отговорки, просто небыло денег и хотелось драйва, который я получил сполна.

За елкой я пошел в 12 часов дня и бродил на лыжах, порой проваливаясь по пояс часа три.
Елку нашел,спилил, связал и тащил к опушке километра два. Там закопал в посадке под снег.

В два часа ночи я вернулся за елкой. Фонари поселка еле мерцали звездочками далеко-далеко.
Когда я дошел до рокадной дороги, пребывающей в полной тьме, то искал свою елку довольно долго в чаще посадок.
Наконец откопав елку, я услышал утробное хрюкание и увидел, как холмики рядом ожили и из них вылезли самка кабана, секач и  несколько кабанов подростков.
Как же я бежал и орал, но елку не бросал. Кабаны бежали за мной до дороги.

Никакие патрули мне были уже не страшны. Кабаны же просто привели меня в неописуемый ужас.
Домой я наверное добежал побив все рекорды. Елку спрятал на балконе.
Это была юность, а в детстве я ставил елку чуть не 15 декабря.

Сейчас мне елки жалко и убирать иголки очень нудное занятие, потому я ставлю только одну веточку с шариком.

------

Прижились мы в Селятино, а я все равно ездил к старым друзьям в Мартемьяново и Апрелевку.  Жаль только сейчас все мои друзья умерли и лежат на Афинеевском погосте.

Там же и мне когда то быть и есть книжка на могилу.

Продолжаю рассказ о моей юности.

Мне было 20 лет (1983) и мама решила, что меня нужно крестить. Она не помнила (ну так уж вышло) - крещеный я был в детстве или нет, поскольку моим образованием занималась бабушка - поповская дочка. Таким образом я принимал крещение осознанно.

Мы пошли с ней пешком в Петровскую Покровскую церковь. А это где то 5 км.

Прошли до киевской железной дороги и через кусок старой Смоленской дороги поднялись от рельс к храму.

Тут немного внимания! Куски старой Смоленской дороги утеряны! Именно по ней отступал, петляя Наполеон. Он уходил двумя обозами, полными золота, но его добивали русские партизаны.

Помимо того, что Наполеон вез госзолото в Париж, каждый солдат нес с собой пригорошни награбленных драгоценностей в личных карманах.

Именно из-за того, что Бонапарт это золото не довез его и лишили статуса императора и отправили в ссылку..

Золото грабилось из помещичьих усадеб, церковной утвари, переплавлялось с  куполов русских православных церквей и было просто награблено по гозапасам России. А Москву то Наполеон не случайно рвался.

Война была затеяна только ради этого золота!

Ну, поскольку партизаны постоянно долбили умирающую отступающую армию французов от голода и мороза, то солдаты и обозники Франции делали или схроны в лесах или пытались сбросить золото в ручьи чтобы потом туда вернуться и золотишко то забрать себе втихаря.

Глупенькие, они не знали, что золото метал очень тяжелый и в песок уходит на 5 и более метров. Не ищите золото - те кто читает! Оно давно тютю на огромной глубине! Дело все в том что ручей или малая река имеют водную часть и внутрипесочную. Так вот золото в этот мокрый песок и уходило- тонуло и растворялось, обкатываемое песком..

Последние телеги с золотом французы потеряли в беларуской Березине.

Наполеон 2 раза бежал, но все равно умер на Святой Елене!

Ибо нечего делать было лягушатникам на дремучей святой Руси! Да и любым захватчикам!

Около дороги, идущей от Мартемьяно к Тимонино, прямо перед лесом есть пруд!

Небольшой. Где то в году 1973-75 мы с мальчишками ходили туда ловить мелких красных карасей.

И там были огромные 2ва и более метра холмы - могилы. Наверное штук 5-7.

Это были могилы солдат гвардейцев(2 метра рост) Наполеоновской армии.

Кутузов выжег деревни по дороге отступления. А высокий гвардеец в экстремальных условия умирает раньше маленького. Жрать то неча!

Я не знаю женщины)) чего вы так высоких любите?

Их же не прокормить.. А вот если Наполеон опять придет?)))

Какие вы все токи безхозяйственные..

А я люблю военных, огромных, здооровенных!! (Вспомните Комбинацию.)

Солдаты Бонапарта мёрли по дороге как мухи. Зима 1812 года была не мягче зимы 1941 года.

Мы пацаны там, копая червей для рыбалки, находили пуговицы от мундиров бомбардиров!

Вот такие


Это могилы!! - понимали мы и в ужасе убегали!

Так вот это первый кусок Старой Смоленской дороги - который шел в сторону Калужской трассы! А начиналась она именно на Калужке!

Запомните - Можайка это только часть Старой Смоленской дороги!

Киевская трасса вообще отсутствовала тогда в 1812.. Киевка  была построена намного позже и лежит среди лесов на костях тысяч политзаключенных, строивших ее..

А второй кусок Старой Смоленки проявляется на подъеме от Киевской железной дороги и до Петровского верха..

Эта дорога, покрытая камнями тоже помнит грохот французский сапог!

---------------
Возвращаемся к моему крещению... Была зима. Мы с мамой пришли в Покровскую Петровскую церковь.

Она тогда работала одна в округе. Ну еще Иоано Предтеченская в Афинеево, но туда ехать нужно было.. Далеко потому что.

Церковь и старую церковь Демидовых строил архитектор Казаков!

Я не стану особенно тут перепечатывать Википедию. Захотите сами найдете.

В вот и сама красавица Петровская и мои стихи ей.

http://www.proza.ru/pics/2015/02/18/1079.jpg?9865



 На церкви старой на ветру,
 Рвет облака уставший крест,
 Эх, кто-то умер поутру -
 И грустен стройный благовест..

 Старушек худеньких ручей,
 Как куры семенят меж луж,
 И в храм идёт дедок ничей,
 Потёртый плащ - почтенный муж,

 Автобус грусти, люди, гроб,
 Похмельный бомж, дрожит рука,
 Богатый мнется - он не сноб,
 Он тут не знает что и как..

 Зажгли лампады, две свечи,
 Озвучил чтец молитвой храм,
 Вон клир спевается - звучит,
 Четвертый голос… что-то там..

 На блюдце деньги на цветы,
 Прислужки трут со сна глаза,
 Вон в уголке стоишь и ты..
 А по свече бежит слеза..

----------------

Немного истории все же расскажу.

Из Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/-

Первая в сельце Княжищево деревянная церковь святителя Петра Московского была заложена владельцем, Петром Шафировым, в 1713 году, на месте которой в 1738 году его сын Исайя построил новую, также деревянную. По церкви и село стало называться Петровским.

Когда владельцем имения стал Никита Демидов, он для строительства усадьбы пригласил архитектора Матвея Казакова. Вместе с усадьбой в 1785 году была построена колокольня для старой Петропавловской церкви.

В 1858 году тогдашний владелец Петровского князь Александр Васильевич Мещерский на могиле своего ребёнка у старой Петропавловской церкви построил новую, каменную, Покрова Пресвятой Богородицы — фактически, тёплый придел к казаковской колокольне.

В советское время Покровская церковь не закрывалась. В первой половине 1960-х годов в церкви служил Александр Мень.

Вот такие дела, а напротив этой церкви семейная церковь семьи Демидовых (Привет Урал!) и имение князя Мещерского.  Во дворец Мещерского попала авиабомба и там одни руины.. Да еще часть местных жителей растащила.

В перестройку приезжал какой то Мещерский авантюрист и предъявлял права на наследство на  руины и 4 флигеля, но его оттуда выперли - не доказал родство.

Или не поделился и просто тихо уехал.

Вот она церковь Демидовых (закрыта).. Говорят там усыпальница...

Усадьба Петровское-Княжищево Демидовых-Мещерских -

https://ru.wikipedia.org/wiki/-

Вот усадьба Мещерского


Да! Еще интересный момент! Там внизу в Петровском петляет река Десна таки почти ручейком. А течет она в нашей зоне от дер. Настасьино - Афинеево (начинается она конечно раньше) до Фрунзевца, потом Алабино, потом Бурцево и дальше.

Так вот на этой речке Иссак Левитан написал свою картину "У омута. Мостки". Я могу ошибаться,но это одна из легенд.


Предположение, что именно эту картину. Однако, что он там писал с натуры это точно на 100%.

Вообще Наро-фоминский район любили знаменитые люди. Дзержинский долго лечился в Наро-Фоминске.

Савва Морозов держал свою фабрику там же.

Писатель Златоврацкий жил в Апрелевке в районе Кетрицы.

Пушкин скорее всего бывал в имении жены Гончаровой Жедочи.

Бахрушин жил в усадьбе в Афинеево.

Знаменитые производители грампластинок масоны жили в Апрелевке. Ну и многие и многие другие.

Так например Лев Толстой бывал в Крекшино.. Там же снимался легендарный фильм Свинарка и пастух.

Недалеко от моей бабушки в Мартемьяново жила мать актрисы Ладыниной. Говорили, что она приезжала к матери.

Опять же повесть Дубровский написана по местам Мартемьяново - Горишки. По идее Пушкин мог бывать там.

--------------
Поскольку мы находились в Петровском, то предлагаю вам посетить Бурцево.

А точнее тамошнюю церковь двух пределов. Она является копией французской церкви. Других таких храмов больше нигде нет.

Построена в честь великой любви русского помещика. Двухярусная!

Храм был почти в руинах поскольку в Бурцево на Десне была граница фронта с немцами. В Храм стреляли и с самолетов и прямой наводкой, но он уцелел.

Вот храм Вознесения в Бурцево.

http://бурцево.рф//06.jpg

Там же есть предел Иконы Тихвинская Пр. Богородицы...

Такой церковь была до восстановления.

http://sobory.ru/pic/01800/01808_20121215_140523.jpg

А это мой рисунок тех времен.

http://mansof.narod.ru/kart/BURC20V.JPG

Упомянем, примыкающий к Петровскому огромный дачный поселок Алабино, которому более 400 лет. Там легко заблудиться. Я гулял там студентом.

Итак берем Википедию и смотрим.

Алабино — деревня в Наро-Фоминском районе Московской области, входит в состав городского поселения Селятино. Население — 651 чел. (2010). В деревне числятся 4 улицы и 1 тупик.

Деревня расположена на северо-востоке района, примерно в 22 км к северо-востоку от Наро-Фоминска, у правого берега реки Десны, фактически — северо-восточная (через автодорогу А107 Московское малое кольцо) окраина рабочего посёлка Селятино, высота центра над уровнем моря 189 м[7]. Ближайшие населённые пункты — город Апрелевка на противоположном берегу реки, село Петровское примыкает на севере и Софьино южнее, за шоссе М3 Украина. У северной окраины железнодорожная платформа Алабино Киевского направления Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги.

Это я пишу чтобы вам не искать.

На этом вторая часть заканчивается. Ждите третью. Подписывайтесь на мой Дзен канал.

https://zen.yandex.ru/id/5bbaf3b491897d00ae3da767

Что будет в третьей части.

История основной Апрелевки.

Афинеево и имение Бахрушина. Церковь Иоана Предтечи и попытка ее ограбления  солдатами Наполеона.

Линия обороны от немцев, проходивших по линии Нара - Бурцево.

Частично про Хлопово, Тимонино, Жедочи, Софьино, Селятино, Алабино и Каменское.

Ну и на последок немного про Наро-Фоминск.


Рецензии