сквозь годы 96

            Встречи с Шекспиром. Эссе.Глава 3.

     ...ОНА любила сонеты Шекспира, а я любил всего Шекспира и... влюбился в НЕЁ..
     Она улыбалась, точно маска безупречной красоты, позабыв о своей безупречности и изысканности - она была нага... Она дарила мне радости, которые были больше, чем просто радости - они являлись прибежищем, единственным, как мне казалось, которое у меня ещё осталось.

     Она была для меня высшим существом: восторг плоти достиг столь великой силы, что я ощутил близость смерти...
     Да, она была высшим существом, но я понял: именно поэтому она никогда не будет принадлежать мне до конца!
     Таковы были мои чувства - в них были восторг и отчаяние. Ибо ближе всего к отчаянью восторг, он заимствует у отчаяния самое лучшее... ТАК бывает в молодости, зрелость же удаляется от истоков чувств и даже... забывает их. Сохранить чувства - значит остаться человеком... Во всём, что касается фактов, меня трудно смутить, а перед чувствами я теряюсь до сих пор...

     ...Есть ложь, "святая ложь"... Как ни называй, но ложь есть ложь - зло. И тем не менее, есть в жизни один случай, когда ложь не является ложью.
     Это бывает в любви. У любви два лика - лик Бога и лик дьявола. Человеческого лика у любви нет. И вот этот третий лик, человеческий, которого не может быть, это и есть лик обмана. Сердце человеческое НЕ может жить без любви. И оно согласно даже на обман, когда не осуществляется ни лик Бога, ни лик дьявола. Сердце провоцирует на обман. СВЯТОЙ обман, когда два мира взаимно проникают друг в друга. Это обман, идущий от великой тайны. И Саломея у Оскара Уайльда говорит, что тайна любви выше тайны смерти. Поэтому поэт, прославляя обман в любви, пишет следующие строки:

Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб  не думать зачем, чтоб не помнить когда....
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте на обум...
И н знать, кто пришёл, кто глаза завязал,
Кто ведёт лабиринтом неведомых зал,
Чьё дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обма...

     По-моему, антитезой любви является не ненависть, а смерть. Это её изнаночная поверхность... ВсякиЙ, кто почитал Шекспира и Эсхила, знает это. Да и жизнь, к сожалению, часто свидетельствует об этом...

                Продолжение следует...


Рецензии