Русский календарь был основан на шестнадцатеричной

Русский календарь
Русский календарь был основан на шестнадцатеричной системе счисления:
16 часов в сутках, 9 дней в неделе, 9 месяцев, 3 сезона Лета (года) – Оусень, Зима, Весна. Этим календарем наши предки пользовались до 1700 года, пока Петр I не заменил его на Юлианский. Исторические события начали считать от Р.Х., отняв у русского народа многотысячелетнию историю. На Руси в 1700 году шло 7208 Лето от С.М.З.Х.
1 Понедельникъ (После Недели день труда)
2 Вторникъ (Второй день труда)
3 Третейникъ (Третий день-отдых, пост)
4 Четверикъ (Четвертый день труда)
5 Пятница (Пятый день труда)
6 Шестица (Шестой день труда)
7 Седьмица (Седьмой - отдых, пост)
8 Осьмица (Ось Мира день труда)
9 Неделя (Нет Дел - отдых, день гостей)
Пятница была посвящена Мокоши.
У древних славян считалось, что в этот день нельзя начинать никакого дела, иначе оно «не заладится, будет пятиться».
Среди пословиц, собранных В. Далем, есть такая: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Очевидно, что в те далекие времена знакомое всем, знающим русский язык, выражение: «У него семь пятниц на неделе» — имело несколько иной, нежели сегодня, смысл. Мы так говорим о человеке, который не знает, чего хочет, постоянно меняет решения. Предки же подразумевали лентяя.
С приходом христианства «двойником» Мокоши стала Параскева Пятница.
На протяжении многих столетий календарные расчеты на Руси проводились «на пальцах» в буквальном смысле этого слова.
Сегодня, заглянув в календарь, мы сразу можем сказать, на какой день недели пришлось, например, 1 марта или 26 августа, в какой день того или другого месяца будет новолуние. В наше динамическое время такая информация необходима всем. Но она была нужна и 500, и 800 лет назад. Календарей в то время не печатали. И все же люди выходили из положения, ведя счет дням и фазам Луны по пальцам. Используемый метод назывался «рука Дамаскина» или «рука богословля».
Рисунок «руки» для проведения календарных расчетов помещен в Ужгородском Полууставе — рукописи XVI в., в которой подробно описаны календарные характеристики года и даны их таблицы. Описание метода и рисунки даны и в «Псалтыре с часословцем», напечатанном Иваном Федоровым в г. Заблудове (1569 г.).


Рецензии