Ненастоящие татары? 5. Из лесу

    Надеюсь, вам было интересно узнать, какой смысл (независимо от источника происхождения) кроется за именем Игорь?

    33 года стоял князь Игорь во главе Древней Руси (с 912 по 945 гг.). Зачастую его имя упоминается с прилагательным «Старый». Есть два варианта происхождения этого прозвища. Так как в династии Рюриковичей был не один Игорь, решили первого из них называть «Старым». Другой причиной этого прозвища мог стать тот факт, что к власти князь пришел не по достижении совершеннолетия, а только после смерти Олега. Игорю на тот момент было уже около 37 лет. Да и умер он, получается, старым — около семидесяти лет от роду. А вот в 942 году жена Игоря, княгиня Ольга, родила Святослава, ставшего через три года князем под опекой матери. Конечно, до Авраама с Саррой им далеко, но, тем не менее, такой почтенный возраст вызывает-таки вопросы и недоумение.

    Вообще-то, точная дата рождения Игоря неизвестна. И если «Повесть временных лет», в принципе, умалчивает об этом моменте, то в других летописях год рождения сильно разнится. Наиболее вероятно, что родился он в 875 году. Его отец Рюрик был основателем древнерусского государства. Но когда он умер в 879 году, мальчик был слишком мал, чтобы править. О матери Игоря информации крайне мало. Только в Иоакимовской летописи указано, что ею была норвежская княжна Ефанда. Но есть вопросы к подлинности этой летописи.

    Итак, она названа Ефандой. Урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая после рождения сына в приданое город Ижору. По поводу «урманской» приходит на память озеро Урмия (оно же иран. Кабудан, арм. Капутан, Шахи (Шаху, по острову-горе) или Тала (Теля, по крепости). Это земли Иранского Азербайджана. Конкретно, азербайджанцев-азери. Также Азери (адари) — исчезнувший язык из северо-западной подгруппы иранских языков. Был распространен на территории юга современного Азербайджана, в частности на территориях, населенных теперь талышами. А чтобы вы не думали, что я сейчас зря вам морочу голову: Азери — маленькая волость в Эстонии на северо-западе уезда Ида-Вирумаа, на берегу Финского залива. Напомню, что асы были ираноязычны до того, как придя на север, «сколотили» вокруг себя германцев. А завоевание самой Норвегии начиналось из Финланда и Квенланда. Административный центр Ида-Вирумаа — город Йыхви. Название происходит то ли от эст. «jоhvikas»-клюква, то ли от «jоevesi»-речная вода, то ли «jоhv»-конский волос. А вы предположили что-нибудь другое? Я-то подумала об эстонском громовержце Уку. Но давайте вспомним, что в приданое «норманка» Ефанда почему-то получила город Ижору. (Кстати, Ефанда в старинной русско-санскритской традиции должна звучать как Ехва-нда; но повторюсь, Иоакимовская летопись сама имеет сомнительную легитимность).

    Хочу сказать, что в Ленинградской области населённых пунктов с названием Ижора не так уж и мало, но города среди них нет. Зато есть река.

    Ижора (фин. Inkere) — река, левый приток Невы. Напомню, есть версия, что Игорь — это Ингорь. Inkere? Река берёт начало из родника у деревни Скворицы Гатчинского района. Гатчина – готчина?

    Предшественником города Гатчины считается село Хотчино. По одной версии, этот топоним произошёл от сокращённой формы древнерусского имени (Хотчен, Хотимир, Хотина), по другой — от древне-финского слова «хатша» — пожога; участок, где лес сожжён под пашню. Хорошо. Давайте сравним Хатша-пожога и английское hot-горячий. По-немецки это будет Хайс (Гос-то-мысл?), по-монгольски халуун байна (гало-Гелиос?).  А ведь есть ещё египетская богиня Хат-хор! И, возможно, Год-Чино… По «романтической» версии, на месте Гатчины в давние времена располагалось капище языческой богини Хочены (Hat Schоne, хатшунэ, нем. «имеет красивый»). Такая версия была придумана поэтом В. Г. Рубаном.

    Местность, о которой мы сейчас говорим, называется Ингерманландия (Ингрия; швед. Ingermanland; фин. Inkeri, Inkerinmaa; эст. Ingeri, Ingerimaa; др.-рус. Ижера). Это историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лава — на востоке. На севере она граничит с Карелией по рекам Сестра и Смородинка. Южная граница Ингерманландии проходит по среднему течению рек Оредеж и Луга.

    Ещё В. Н. Татищев высказывал версии, что Ингрия-Ижора произошла либо от имени Ингоря, либо от имени шведской принцессы, жены Ярослава Мудрого, Ингигерды. Правда, есть ещё  не стопроцентная версия, что Ингерманландия произошла от финского inkeri maa («прекрасная земля»). Север. И чем же она прекрасна? И вот здесь я вспомнила про египетскую богиню Маат. Маат (копт. me, mei  «правда») — богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами, временами года, восходами и закатами солнца. А почему? Может быть, из-за «ме»? Ведь однажды шумерская богиня Инанна ценой невероятных усилий сумела выкрасть таблицы мудрости мэ у хранившего их бога подземных вод Энки. Но согласно поэме Энума элиш, сначала эти таблицы принадлежали не Энки. «После убийства молодыми богами праотца Абзу, первоокеана пресной воды, Тиамат сделала Кингу своим мужем-консортом, поставила во главе армии из верных ей богов и одиннадцати чудищ и вручила ему таблицы судеб. Однако армия была разбита, Мардук убил Тиамат, рассёк её тело и создал из его половин землю и небо. Поэтому Тиамат ассоциируется с Землёй, а Кингу с Луной, которая защищала Землю от ударов. Молодые боги долго праздновали эту победу, а для того, чтобы празднование продолжалось вечно, были созданы люди, которые должны были работать и кормить богов. Несколько попыток создания окончились неудачей, потом выяснилось, что требуется божественная кровь. Находящийся до этого в плену Кингу был убит, из его крови и глины были созданы люди…»

    Думается мне, что Ижора появилась всё-таки раньше Игоря Рюриковича. И жил здесь народ, самоназванием которого и было ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн. Начало формирования ижоры как отдельной этнической группы исследователи относят к рубежу I—II тысячелетий нашей эры, когда одна из ветвей корелы переселилась с востока в бассейн реки Ижоры. Позднее ижоры медленно продвигались на запад вдоль южного берега Финского залива, частично ассимилируя местное водское население. Первым несомненным упоминанием об ижоре стоит считать упоминание второй половины XII века в булле папы Александра III к первому Упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1181 годами. В булле говорится о язычниках инграх, которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и даже опасным народом. Эти опасения были обоснованны: с XIII века ижора выступает вместе с новгородцами и подвластным им племенем емь. В этом же веке Ижорская земля под названием Ингардия впервые упоминается в Ливонской хронике Генриха в 1221 году в связи с походом сакаласких эстонцев.

    Ижоры — представители беломоро-балтийского типа европеоидной большой расы. Рост — 165—168 см (несколько выше, чем у местных русских и вепсов). Значительная часть светлоглаза, хотя имеются и темноглазые. Среди западных ижор немало светловолосых, нередок и русый цвет волос, хотя тёмные оттенки волос встречаются чаще, чем у ингерманландских финнов и води.

    Но сам Игорь к ижоре не принадлежал. Напомню, что его прадед Гостомысл был старейшиной или князем ильменских словен. Поэтому остаётся только строить догадки, почему Игорю от ижоры досталось «немецкое» имя. Но есть ещё одно имя, не менее интересное. Пелгусий. Старейшина небольшого финского племени ижора, жившего между Лопской и Водской пятинами Новгородской земли. Он крестился в своё время и принял имя Филипп, однако летописи упорно называли его языческим именем. Ижорцы участвовали в обороне Новгородского края как «береговая стража». Русские летописи (1240) отмечают Пелгу в качестве соратника новгородского кн. Александра Ярославича Невского. Пелгусий… Пеласг? Но это отдельная тема. Хронологически ближе окажутся пруссы.

    Пруссы ( лат. Borusci) — народ, в IX/X—XVIII веках населявший территорию нынешней Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши. Хотя язык и культурные особенности пруссов не сохранились, в ФРГ потомками пруссов называют себя свыше одного миллиона человек. Общепринято считать пруссов принадлежащими к группе балтских племён. По другим данным, предки пруссов, перед тем как осесть у побережья Балтийского моря, обитали в скифских степях в бассейне Дона. Согласно этой гипотезе, название племени и занятой им земли имеет сугубо славянское происхождение, поскольку вполне соответствует славянской морфологии топонимов «Po-Rusi».

    Конечно, жили пруссы много западнее ижоры. Но названием верховных иерархов прусского, литовского языческого жречества, которые имели резиденцию в Ромове, а затем в Вильне, было нем. crywen kirwaitho (Криве Кирвайто) и прусское Криве-Кривайто. А с ильменскими словенами соседствовали как раз кривичи. Но что ещё интересно, в те далёкие времена дорогами были реки. Так вот, по Неману из земель прусских мы попадаем к кривичам. А там по притокам (например, Березина) входим в Днепр. А по Днепру добираемся не только к древлянам, но и в Чёрное море, прямо к крымским готам.  Сейчас я предлагаю вам сравнить древлян с борусками (это и bear, и русский бор). И подумать, каким путём готы дошли из Готланда аж до Крыма? И ещё, почему монгольский медведь называется баавгай? Правда, похоже на «бауог»? Кстати, бужане жили как раз под древлянами через полян.

    Для чего я это всё так подробно расписала? А всё дело в древлянах, убивших князя Игоря.

    Древляне — восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень, позже центр, по-видимому, сместился в город Овруч. Как только древляне узнали о смерти Олега, сразу же отказались выплачивать новому правителю дань. Игорь был вынужден собрать дружину и отправиться в их земли (914 г). А чтобы им в дальнейшем было неповадно бунтовать против князя, обложил их данью вдвое больше прежней.

    И всё бы хорошо, но в 941—944 гг. Игорь предпринял походы на Царьград. И первый был совсем разгромным (из-за «греческого» огня). А в летописном 944 году (историки считают доказанным 943), Игорь собрал новое войско из варягов, руси, славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. В следующем 944 году Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. Русских купцов опять обязали платить пошлину. Так что и этот поход нельзя считать удачным.

    Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Кстати, древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Утверждается, что Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет. А на пути домой Старый Игорь принял неожиданное решение: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё". Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его!"  И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

    То, что в ответ сделала княгиня Ольга, можно смело назвать «их хорриг» в немецком смысле этого слова. Говорят, она четырежды отомстила древлянам, что можно понять. У неё подрастал Святослав.

    А после занялась упорядочением налогов...

    Первая загадка. Почему Святослав появляется у Ольги с Игорем в столь преклонном возрасте? Ведь, как утверждается, ещё в 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, которой было 13 лет, а Игорю на то время уже 25. И что? Учитывая, что Святослав родился в 942 году, и Ольге было 52 года, даты выглядят крайне сомнительно.

    Вторая загадка: какие немцы?! Можно списать этот казус на небрежность византийцев. У них противниками византийцев, заключившими мир и повернувшими назад без сражения в 943 году, были названы «турки». «Турками» византийцы обычно именовали венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера, то есть могли подразумевать и печенегов. Кстати, печенеги действительно участвовали в походе. Но и про Ингера тот же Иоанн Цимисхий был хорошо осведомлён…

    Помните, я так подробно распиналась про Ингерманландию, в которой к сегодняшему дню не сохранился город Ижора? Теперь расскажу вам про Инкерман.

    Инкерман, город на юго-западе Крымского полуострова.  Возник в VI веке нашей эры, когда византийцы возвели на Монастырской скале в устье Чёрной реки крепость Каламита для защиты подступов к Херсонесу. В XII—XV веках крепость принадлежала христианскому княжеству Феодоро. Этнический состав княжества Феодоро был представлен в основном греками и готами, а так же аланами, черкесами, караимами. Так что во времена Игоря скифо-германцы в Крыму уже были, но вроде как не было ещё Инкермана. А появился он якобы позже, когда в 1475 году Каламиту захватили турки и переименовали в Инкерман, что переводится как «пещерная крепость» (тур. in — «пещера», «нора»; тур. kermen — «крепость»). После захвата крепость была частично перестроена для использования пушек. За время турецкого и татарского правления город потерял своё значение и был заброшен.

    Что-то здесь не вяжется…



На фото: национальный флаг Ижоры


Рецензии