Я памятник воздвиг...

Я ПАМЯТНИК  ВОЗДВИГ…»
Пушкин имел неоспоримое право провозгласить читающей России эти слова.
Ни у кого в мире за прошедшие столетия они не вызывают сомнения.
Талант, создающий мировые шедевры : книги, картины, скульптуру, музыку, здания и сооружения и по прошествии многих и многих лет служат ему памятником. На многие годы они остаются в памяти сменяющихся поколений.
К сожалению. многие из нас поздно , в конце своей жизни- уставшие, утомлённые повседневной спешкой, тревогами, разными, часто пустяковыми заботами, осознают, что каждый живущий, даже обделённый талантом. своей жизнью, поступками а иногда и добрым участием в судьбе другого человека или людей, словом на многие годы остаётся в памяти людей. Тоже своеобразный памятник.
Добрая душа, чуткое сердце - вот его памятник!
Задумайтесь и вы немало вспомните подобных людей , встреченных вами на жизненном пути.
Неспешно перелистываю мысленно «книгу»  памяти-какие же люди, встреченные в жизни оставили о себе память, светятся в бессонной ночи  немеркнущим  добрым памятником?
Люди самые разные по возрасту, профессии, образованию, служебному рангу. Люди самые обычные но есть у каждого из них общее - душевная доброта, искреннее сочувствие боли и страданиям другого человека. бескорыстный порыв оказать помощь делом и добрым советом, иногда просто ободряющим словом.
Сколько довелось таких встретить и считаю себя счастливым человеком.
Живут они в моей памяти, воздвигли себе достойный, нерушимый на всю мою жизнь памятник.
Этим встречам, часто мимолётным нет цены, ни в какой валюте их не оценишь, ни на что не променяешь…
Если бы с первых сознательных своих шагов осознавали, что наше участие в судьбе другого человека оставляет след на всю жизнь, может быть  ,мы бы были более чуткими, внимательными друг к другу, человечнее. Была бы тогда  она, жизнь ,в наши дни беднее на жестокость, грубость, чёрствость?
И были бы мы истинно братья!
Теперь то без сомнения понимаю, человек останется в хранилище моей памяти не богатством, не роскошными автомобилями, не самым «раззаслуженным» званием - нет!.
Теплом души, добрым, отзывчивым сердцем, чем  -то таким неуловимым, что и без слов понимаешь излучение добра взглядом, голосом, сердцем.
Иногда так хочется крикнуть людям: »Будьте добрее друг к другу! Доброта спасёт всех нас в наш жестокий век! Воздаст вам долгой, светлой памятью! Вечной истинной ценностью…»
Наивное моё  желание,_многие  ли услышат и отзовутся…
Это была. так думаю, моя первая встреча с добрым человеком. В тот далёкий солнечный день  ,может быть, по малолетству не понял, скорее, почувствовал доброту человека.
Было это первым жизненным открытием, познанием  вечного, мудрого…
Я совсем маленький, несколько дней катаюсь по тёплой печке от зубной, ноющей боли.
Мама не выдерживает, измученная вместе со мной: »Слезай с печки! Одевайся, пойдём лечить твой зуб к дяде Сергею!...»
Идём улицей нашего маленького посёлка. Мама ведёт меня за руку и каждому встречному
объясняет, что у меня болит зуб, что мы идём лечить его к дяде Сергею. Моя значимость вырастает в собственном понятии, на меня обращают внимание чужие люди, говорят какие  - то сочувственные слова…
Вокруг незнакомые дома, высокие, как мне кажется, деревья, всё незнакомое. Хотя наш посёлок и небольшой, но я здесь никогда не был. Это было открытие мира.
Входим в большой дом: просторные сенцы, на стенах развешаны какие -то незнакомые предметы, некоторые узнаю - видел подобные у отца.
Большая светлая комната, из окон льётся яркий солнечный свет, блестит выкрашенный пол, в углу большая белая печь, в другом - кровать под красивым одеялом (теперь то понимаю, сшита она была из разноцветных лоскутов!)
Удивительна детская память, как всё точно и подробно запечатлевает на годы, как на фотографии.
Нас встречает высокий старик в очках, с белой бородой.
«Дядя Сергей, мальчонок весь измучился, зуб у него несколько дней болит! Помоги! Я очень прошу тебя!»- просит мама.
Дядя Сергей не соглашается, догадываюсь, не хочет меня лечить.
«Нашли колдуна, какой я врач!» - ворчит старик.
Мама просит, умаляет: »Не колдун, но помогаешь , же людям!»
Старик ставит табурет среди комнаты, сажает меня, становится позади меня, долго гладит по щеке, тихо говорит какие  - то слова. Рука тёплая, ласковая. Успокаивающе излучает, согревает и меня клонит в сон. Приятно, необыкновенно легко, спокойно, как будто бы я где то в другом мире.
Старик говорит мне: »Лезь на печку! Спи!»
Мама помогает мне взобраться на высокую печь, подаёт мне подушку: »Спи спокойно, я не
уйду!»
Не знаю, не представляю  ,сколько прошло времени.
«Вставай, ты долго спишь! Пойдём домой!- и мама ведёт меня нашей улицей.
(Зуб этот никогда больше не болел),
Деда Сергея давно нет на этом свете. Бывая на нашем маленьком кладбище на опушке леса , прихожу к его могиле, стою в задумчивости, вспоминаю с душевным волнением.
Воздвиг он памятник немеркнущий и величественный, много лет прошло, а с благодарностью помню…
Считаю себя счастливым человеком, в жизни мне встретилось много добрых, отзывчивых людей и все в душе.
Добрых помню, а не злых и жестоких…
Призван в армию. Не прошло и полутора месяцев, из дома телеграмма - умерла бабушка.
Мама всегда на колхозной работе, нами управляла, оберегала бабушка. Она была всё в нашей жизни. Без неё было невозможно представить нашу жизнь…
Мне стало так одиноко, тоскливо: я один на всём белом свете.
На моём лице, очевидно, было такое страдание, что каждый командир, к которому обращался с разрешением на отпуск, переправлял мою просьбу к вышестоящему.
А каждый из них имел право отказать: »Не положено!»
С удивлением теперь вспоминаю, я - совсем «зелёный» солдат, мало что понимавший в сложном армейском механизме, а иначе был бы скромнее и осмотрительнее, реально смотрел на сложившуюся обстановку…
Дошёл до командира дивизии нашей 31 танковой генерала Горбань.
Как будто бы  ,вчера было, Ярко помнится да и вряд ли когда  забудется.
Огромная приёмная, высокие окна льют солнечный свет. Много офицеров, ждут вызова к генералу. Дежурный капитан вне очереди проводит меня к генералу, что то «коряво» докладываю…
На всю жизнь запомнил слова строгого генерала: »Сынок!» Так и назвал, не солдат, не рядовой-сынок.
«Не могу тебя отпустить на похороны, ты ещё присягу не принимал, да и бабушку твою, наверное, уже похоронили…»
Генерал отказал в просьбе, но как тепло, по человечески .
В раздумье теперь для себя отмечаю: доброе дело крепче, дольше, всю жизнь помнится. Обида, к счастью, забывается, с годами тускнеет. И это справедливо, иначе как же можно
было  бы жить!
Слушаю о диких порядках в современной армии, берёт оторопь. Как стало подобное возможно? Откуда такая жестокость?
Об армейских днях осталось самое доброе воспоминание. Десятки офицеров помню с благодарностью за их чуткое, сердечное  отношение.
Нет, не армия современная виновата, не только она, что  - то произошло в нашем обществе, люди стали другие, совсем не такие, какие они были в годы моей молодости.
Другим богам поклоняется молодёжь, другими мечтами живут…
Сколько же замечательных людей - добрых, внимательных, проявивших заботу встретилось в жизни
Командир учебной батареи капитан Мороз, капитан медицинской службы Малый, спасавшие,  выхажившие после серьёзного осложнения после гриппа зимой 1962 года в Одессе, подполковник Беличков в Туркмении - был он строгим, добрым и мудрым отцом-командиром.
С одними многие месяцы служил, с другими - короткие, но памятные встречи.
Думаю-раздумываю теперь, откуда в них столько добра и чуткости к людям? Прихожу к выводу: они сами  много бед, голодного и холодного испытали. Война, потери родителей, сиротство - щедро отпустила им судьба в самом начале их жизни.
Познавший жестокость, как правило, сам стремится людям делать добро…
Холодная, сырая, дождливая осень 1963 года в горах Туркмении, до нитки промокший, голодный и уставший возвращаюсь в свою часть. Поздний вечер. Администратор_-женщина маленькой гостиницы в Кизил-Арвате, не дозволившая обогреться у жарко натопленной печки:»Солдат не селим! Иди в комендатуру! Патруль вызову!...»
Из-за сдвинутых столов, за ними цыгане отмечали свой то ли праздник, то ли юбилей, встаёт пожилой цыган с огромной бородой («барон»),даёт мне краюху белого хлеба, «ситного»,так звала бабушка, кружку горячего чая круто заваренного, колбасы…
Минутная встреча, доброе участие – прошли годы, а с благодарностью помню.
Возвратился из армии, дали мне работу, потом, пусть и не  «красную» квартиру моей молодой семье.
Сколько людей помогало мне стать на ноги, освоиться в коллективе. понять своё место на работе - одним словом, вжиться в новую жизнь. Откуда мне было её знать: учёба, армия-всё новое, незнакомое.
Вспоминаю добрым словом Панина Дмитрия Емельяновича -_чуткого, оригинального человека, всегда готового шуткой скрасить трудную минуту, разнос начальства.
Константин Кузьмич Свиридов,_прошедший  войну. честный и принципиальный, высокий, нескладный, но удивительно душевный.
Углова Екатерина Владимировна-строгая, принципиальная, не всегда мягкая, но всегда готовая выступить в защиту товарища. Старейший работник аппарата Горкома партии Филимонов Владимир Николаевич…
И не желая того, невольно сравниваю с теперешними людьми, сравнение  .несомненно в пользу тех ушедших необыкновенных людей.
Конечно, в повседневной, обычной нашей жизни ни один из них и не мог подумать, что каждой минутой общения, беседы он создаёт в моей памяти свой нерушимый памятник.
Вот она премудрость нашей жизни, посещающая нас с таким великим опозданием!
Сколько добрых уваровских врачей лечили, помогали мне и моей семье.
В детстве ко мне больному в лютый мороз на дровнях, укутанную в тулуп приезжал доктор, теперь и имени его не знаю, а вот помню. Кажется , фамилия её была Крючкова…
В любой час ночи бежала к больной дочурке детский врач Артёмова Надежда Тимофеевна. Помню! С благодарностью помню!
Не случайно добрые дела, сердечное отношение ко мне вспоминаются в основном из той, думаю, безвозвратно ушедшей жизни.
Редко душевное тепло встречаю теперь, чаще сердечная глухота, пустые глаза, безразличие, с трудом скрываемое желание поскорее избавиться от меня, как от назойливой осенней мухи…
Думают ли современные люди, что они ежечасно «воздвигают себе памятник»,какой след
они оставляют в памяти другого человека, часто обездоленного, обделённого вниманием, больного?
Задумываются ли они? Вряд ли и это печально!
В быстро меняющемся обществе, ломающихся общественных скрепах, века незыблемо живёт и действует вопреки всяким реформам народное правило-кредо: »Как аукнется, так и откликнется!»
Грубость, невнимание, сердечное равнодушие, чёрствость по  не писаному закону рано или поздно возвращается к нам, преследует, строго судит…
Несомненно, доброта покидает нас, если уже не возвратно не покинула нас. Стала она такой редкой, встретишь её случайно на улице, улыбнётся тебе человек, почувствуешь,_ увидели в тебе страдающего и искренне сочувствуют тебе, желают помочь и так удивишься, как какому то не земному чуду.
И жизнь наша при всей её блестящей, маскарадной роскоши, чужая, холодная, не нашенская старорусская…
Только тот не видит, кто не желает видеть, живёт одним днём и не думает, после него будут жить его внуки, как перегревается «котёл» общества, как зреет и выплёскивается злоба всех и на всё.
Легко потерять, утратить, трудно найти!
И какой теперь воздвигают люди памятник? Какую мечтают о себе оставить память, а возможно они об этом и думать не думают? Попал жирный кусок пирога, тем и доволен.
Явно не пушкинский памятник!
Он, наш великий поэт, считал главным «кирпичом» в фундаменте своего нерукотворного памятника «…чувства добрые я людям пробуждал…». Не жестокость, не злобу, не пошлость. Добро!
Добро не только в мыслях, думах, что , несомненно, важно, но и в поступках. Вспомним его отношение к лицейским друзьям, его горячее желание видеть, как тепло встречал их?
Помните Пушкина на зимнем заснеженном крылечке, когда встречал Пущина?
Теперь трудно представить, невозможно понять, как он мог в какой  то  бричке, пролётке, не знаю на чём там ещё, но точно не на современном роскошном «Мерседесе» отправился к воюющим друзьям, былым опальным декабристам, в Арзрум?
Взгляните на карту,_где он этот Арзрум?
Через всю Россию, через весь Кавказ с ненавидящими русских горцами, через холерные аулы, через вечно мрачный Дарьял… Многие из нас рискнут на подобное?
Человечность, доброта, желание обрадовать, облегчить жизнь страдающим, влекла поэта. Не корысть, не какая то современная выгода и то, что теперь называю словом не нашенским – пиар. К слову сказать, без всяких оснований уличал его в этом французский журналист…
Пушкин был добр, по крайней мере, не злобствовал и по отношению к причинившим ему обиду, неприятность (но не к посягнувшим на его честь!).
Царь отправил его на юг в ссылку (хотел на Соловки, друзья помогли, уговорили царя!).
В стихотворении «19 октября» (1825 год) пишет:
                «Простим ему неправедное гоненье:
                Он взял Париж, он основал Лицей…»
Вот так, за личной обидой сумел, захотел рассмотреть и доброе. Общественное, государственное поставил выше! Разве это не исторический памятник? Разве не пример будущим поколениям!
На Руси всегда ценили добрых, чутких, отзывчивых людей, одним словом, не только о себе милом пекущихся,
О встреченных в жизни подобных людях и тогда не частых поэт Василий Жуковский написал:
                «О милых спутниках,
                Которые наш свет
                Своим сочувствием
                Для нас животворили,
                Не говори с тоской:
                Их нет,
                Но с благодарностью:
                Были…»
По добрым делам на.шим сегодняшним завтра без нас будут говорить с тёплой благодарностью, были. Это и будет воздвигнутый всей нашей жизнью величественный
долгие годы немеркнущий памятник.
              Апрель 2011


Рецензии