ВАгошков Статьи 1903г О присяге. Учении. Дятьково

В.Агошков. Статьи: О присяге. Образовании. Обозрение Епархии.

О   ПРИСЯГЕ. Можно ли менять редакцию текста военной присяги?

Попытка некоторых наших интеллигентов ввести свою особую„Орловскую присягу" не осталась без подражаний.
Некто Станкевич поместил в военном журнале „Разведчик" (№623) заметку, в которой выражает свое недовольство существующим текстом военной присяги, как слишком устарелым и малопонятным».

Как отповедь на эту заметку, въ №637 „Разведчика" появилась статья „О присяге", принадлежащая перу известного генерала М.Драгомирова. Полагаем. что и нашим читателям не безынтересно и не бесполезно будет познакомить с  этой статьею (в извлечении), в которой почтенный автор с свойственной ему оригинальностью и силою мысли не только раскрывает несостоятельность возражения г.Станкевича, но и дает положительные основания для принципиального решения вопроса об изменении текста всякого рода присяги.
Ред. Ведомостей.

Вы не довольны текстом военной присяги, находя его устарелым, расплывчатым, малопонятным солдату, новобранцу в особенности?
Но в вопросе присяги вы видите только одну сторону и притом не важнейшую, именно умовую; волевой (эмоциональной, сердечной) вы еще не видите: а последняя в жизни неизмеримо важнее первой, и упущение ея из виду приводит вас к выводу одностороннему. Прежде всего нужно помнить, что текст присяги не есть статья какого-либо светского устава, ни тем более литературная, а документ, религиозно-государственный; и приносящий её исполняет не какую-либо заурядную служебную обязанность, а совершает акт тоже религиозно-государственный.

Акт до такой степени важный и единственный в жизни солдата, что, вероятно, и духовенство ничего не имело бы против, если бы присяге предшествовало говенье.
Все это, по моему мнению по крайней мере, заставляет отнести присягу к категории молитв, а придет ли кому в голову менять текст молитвы? Собственно говоря, въ томъ весь мой ответ на поставленный вопрос: следует ли изменять устаревший текст присяги?

По умовой логике – текст нашей присяги страшно отсталъ (а не самый акт присяги, как вы ошибочно начинаете вашу заметку).
По волевой логике, чем больше и незыблемее этот текст просуществует, чем архаичнее будет, тем лучше, ибо тем больше будет внушать к себе уважения. По умовой логике, чем язык присяги яснее, тем лучше; по волевой – не подобает молиться и присягать на томъ самом языке, на коем говорим пошлости, а иногда и сквернословим (как будто в древности на ругались матом!-В.А.) Да и то, что слишком понятно, особенного внимания къ себе не возбуждает.

По умовой логике присяга должна быть „безусловно" понятна лицу, ее принимающему; по волевой логике сразу ничто серьезное понятно вполне не бываетъ. Детей начинают учить молитве Господней, когда они в ней ничего или почти ничего не понимают.

…Присяга и кончается молитвой: „В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий''.
Понимание приходит потом, да и то не вполне и не для всех... Присягу нужно понимать сердцем, а не умом. Коли ты присягу принял, тебе все равно жить либо помереть". Вот солдатское её понимание, и понимание верное. А в тексте присяги даже и слов этих в таком смысле нет.

Осененные этой присягой десятки миллионов русских людей в течение двухсот лет несли военное бремя; из них миллионы легли вдоль всей почти Европы и половины Азии, и легли не бесславно и не без пользы – значит, она своей цели достигла и достигает недурно.

Он (человек массы.-В.А.) относится к таким вещам не аналитически, а синтетически, и по-своему понимает их очень недурно: зачастую повернее интеллигента.

(Как видим, пропагандисты церкви постоянно противопоставляли себя интеллигенции, хотя интеллигенция состояла из разных людей. Ленин говорил, если верить печати, что "интеллигенция есть говно нации (?)" Большевики, видимо, научились иронически относиться к интеллигенции у служителей церкви, добавив определение «гнилая интеллигенция». Вообще временами появляется такое чувство, что и сами по себе большевики с меньшевиками появились из духовных семинаристов, превратившись из верующих в ярых атеистов. Потом, в 1991 году кремлёвские коммунисты вновь поменяют знак, став верующими.-В.А.)

Что касается до детальности некоторых выражений, то она делу не вредит; ведь если оговорено „телом и кровию", „водою и сухим путем", „и в прочих воинских случаях чинить сопротивление", то чего же больше? Ведь в последнее выражение входят даже понравившиеся вам воздушные шары, велосипеды, моторы и подводные лодки... Что касается до длины и велеречивости присяги, то ее избегнуть было трудно. Не нужно забывать, что все это создавалось на развалинах старого порядка, которого приверженцы затихли, но не покорились.

Имея дело с таким народом, нельзя было не оговаривать с возможной точностью обязанностей:
1) к представителям верховной власти, в области общегосударственной;
2) в военной области собственно:
3) наконец, общихъ этическихъ.
Г.С. сетует, что ее запоминать очень трудно; да ее и не нужно запоминать умом, а нужно держать в сердце И кто требует знания её наизусть, делает положительную ошибку.
Ум тянет в „усовершенствования", не замечая того, от чего предостерегает воля: именно от шатания, которое неминуемо сопровождает даже самые необходимые перемены.
Никон, патриарх, хотел даже не текст переменить, а исправить только неправильности, происшедшие от невежества переписчиков, а чем кончилось"?

Нет, присяги Петровского сложения подмалевывать нельзя, не только потому, что она его, не только потому, что живет она и действует уже двести лет, но еще и потому, что годность свою за эти двести лет доказала она преизрядно. От худа добра можно искать, хотя и за это иногда дорого поплатиться приходится: но от добра добра не ищут.

*
О ШКОЛАХ ГРАМОТНОСТИ. Правда ли, что школы грамоты задерживают распространение образования среди народа?

Наши церковно-приходские школы, как известно, всегда подвергались нападкам и порицаниям со стороны некоторых органов печати, претендующих на руководство „передовым" общественным мнениям. Но все же редко, когда эти порицания выражались так резко, безапелляционно и в то же время совершенно голословно, как это мы встретили недавно в одной провинциальной газете.
Неизвестный сотрудник этой газеты в своей корреспонденции заявляет, что, по его мнению, преподавание в школах грамоты „велось и ведется ниже всякой критики", так что „время подумать, оправдывают ли школы грамоты свое назначение, не задерживают ли они распространение образования среди народа?

В селах и деревнях через 3-4 года открылись бы „настоящие" школы, так как народ сознал необходимость образования, а эта жалкая пародия школ стала камнем преткновения на пути распространения организованных школ".

Автор священник В.Ф-кинъ писал далее, что как Земство не гордилось своею просветительною деятельностью,  правительству всё же пришлось в 1884 году снова призвать духовенство к делу народного образования. В конце статьи В.Ф-кинъ сделал вывод о том, что школы грамоты «вполне соответствуют своему назначению и не задерживают, а содействуют распространению образования среди народа».

*

ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПО ЕПАРХИИ.

Брянский Свенский мужской монастырь расположен в 5 верстах от г.Брянска, в жипописном месте, на правом высоком берегу Десны, против устья р.Свени. Монастырь этот основан ещё в 1288 году князем Романом Михайловичем Брянским и Черниговским, во имя Успения Пресвятой Богородицы, от образа которой ослепший князь получил исцеление…

=(Вначале данный монастырь назывался Свинским, и река имела название Свина. Потом монастырь переименовали, видимо, из-за неблагозвучия. Почему, на наш взгляд, Свина стала связываться со словом «свинья»? И река Свина, и свинья названы по звучанию: река щумит, свинья кричит-визжит. Поскольку Брянское княжество долгое время входило в состав Руси Литовской, то, не исключено, что Свина – это испорченное местным населением слово Двина?! Вспомним: дзвин-дзин-дин-дин! Отсюда и река Дон: мы иногда звуки колокола передаём на письме, как «дон-дон-дон!»

Свина – это Двина, а вернее – Дзвина. Таким образом, река Свина – это река Звонкая, Громкая, Гремячая. И название имеет к слову «свинья» лишь опосредованное отношение – по звучанию. От города Брянска на Карачев и далее к Хотынцу и Орлу шла (и до сих пор местные жители называют свой большак Свинак!) Свиная дорога. Есть Свиные шляхи и в других местах. Свиные – значит «звонкие» дороги от большого наплыва людей, телег и коней.
В слове Дзвина начальное «д» отпало, точно так же, как исчезло «д» в топониме Дъбрянск. Сравни: Дъбрянск – Брянск, Дзвина – Двина или Звина-Свина! Таким образом, можно было переименовать реку Свину в реку Звину (отсюда Звенигород восточнее Карачева и Звенигородское княжество). Кстати, есть в Орловщине и Винные овраги, которые также появились благодаря всё той же Двине-Свине-Вине!-В.А.)
*
Село Дятьково находится уже в 50 верстахъ от Брянска: оно имеетъ около 5000 жителей, волостное правление, школу, больницу, несколько лавокъ, но в особенности замечательно по находящемуся здесь обширному стеклянному заводу Мальцевского товарищества, производящему до 7 миллионов штук стеклянной посуды. Обширный приходской храм в этом селе, рассчитанный на 5000 чел., не мог, однако, вместить собравшуюся встретить своего Архипастыря массу народа. Его Преосвященство отслушал здесь вечернее богослужение.

14-го апреля 1903 года в 8 часов утра Его Преосвященство на экстренном поезде прибыл из Дятькова в село Старь для освящения храма. Село это расположено среди леса, в нем всего 50-60 домов, жители его работают на стеклянном заводе. Несмотря на малое количество населения, в Стари устроен благолепный, обширный, трехпрестольный храм, с высокою колокольнею, на которую повешаны хорошие колокола, из коих большой  весит 150 пудов. На все это население села Стари затратило своихъ трудовыхъ средств до 55 тысяч.   При выходе из вагона Владыка встречен был множеством почтенных прихожан с хлебом-солью и пением „Христос воскресе". Освящение храма было торжественное, закончено многолетиемъ Царствующему Дому, Архипастырю с Его паствою, прихожанам, строителям и украсителям храма.

На литургии местный священник Павел Ильинский награжден был от Преосвященного набедренником за особые труды по устройству храма. По окончании литургии Владыка посетилъ храмъ деревянный, куда собраны были дети местной церковно-приходской школы и прибывшие на торжество ко встрече Владыки ученики второклассной Ивотской церковно-приходской школы. В беседе с учащими в школе Его Преосвященство, между прочим, высказал, что в каждой школе дети должны быть обучаемы пению: «школа без пения не есть школа; учитель без пения не есть  учитель».

В здании школы приготовлен был стол для почетныхъ гостей, куда и прибыл Владыка. По окончании пения, съ Архипастырского благословения прихожане-мастеровые в выражении своей благодарности лицам, явившим особенную заботливость в устроении храма, поднесли св. иконы главно-управляющему Л.К Шемигинцеву, церковному старосте, управляющему фабрики И.Н. Цуканову и местному священнику о. П.Ильинскому, а архитектору (кому?), безмездно наблюдавшему за постройкою  храма – золотые часы. Не долго Владыка разделялъ трапезу съ почтенными гостьми: преподав благословение и сожаление, что не может за недосугом продолжать трапезу, Преосвященный отбыл из здания школы, посетил домъ священника и отбылъ в село Любохну.

Село Любохна имеетъ около 2100 жителей; здесь находятся заводы чугуннолитейной и лесопильной и две писчебумажные фабрики. Со станции в село Владыка следовал в скромной рессорной тележке, запряженной парой лошадей. В храме ко встрече Архипастыря собралось много прихожанъ. В храме усмотрено было, что престольная икона – образ Божией Матери находится не на надлежащемъ месте и поэтому разъяснено было, где в храмах подобает быть таковым иконамъ. В беседе с детьми школы и прихожанами Его Преосвященство благоволил указать и внушить необходимость исполнения ими пятой Заповеди Закона Божия, въ виду того, что между прихожанами не заметно старцев, украшенных сединами.

В 6-ть часовъ вечера Владыка прибылъ на вокзалъ Мальцевской железной дороги в селе Радице, откуда на лошадяхъ последовал в Николаевский храм при станции Брянск Р.-О. ж. д.(Видимо, Рижско-Орловской железной дороги.-В.А.)  Въ Николаевскую церковь Владыка прибыл в 7 час.вечера. При входе в этот храм Владыка был встречен со св.крестомъ и св.водою обоими священниками храма и прочим причтом, при стройномъ пении хора церковно-приходскихъ школъ подъ управлениемъ учителя Полесской школы Маринова.

Храм был полон народа, жаждавшаго увидеть впервые своего Владыку и получить святительское благословение. Пред амвоном, по правую сторону выстроились ученики церковно-приходской школы Полесской ж. д. а по левую – ученики Николаевской церковно-приходской школы.

Владыка проследовал в алтарь, где приняли от него благословение оба священника – С.Светозаровъ и И.Семеновъ и церковный староста А.И.Климовъ.

В заключение Владыка отбыл в Брянск для ночлега…

(*) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель, 2019г.


Рецензии