Алапаевские мученики рецензия

Алапаевские мученики. Путь на восток
В большом проекте «Уральская Голгофа», автор его, Народная артистка России, руководитель «Театра Слова» Тамара Воронина, показывает не только Екатеринбургские события в спектакле «Последний царь» об убийстве царя и его семьи, но сегодня это еще и «Алапаевские мученики. Путь на Восток». Еще одна трагическая страница в истории Урала начала 20 века, которая построена только на документах, дневниках, свидетельств современников. Ей удалось не только собрать достоверный материал, но и убедительно воплотить его на сцене своего «Театра Слова» силами профессиональных артистов.
А события в спектакле поистине отражены драматические. Перед глазами зрителей в течение двух часов проходит вся история того времени, связанная с династическими князьями, которых привезли в Алапаевск 20 мая 1918 года по распоряжению Уральского совдепа. Это представители Российского Императорского Дома: Великий князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, Князья Императорской крови (сыновья Великого князя Константина Константиновича) Иоанн, Константин, Игорь, Князь Владимир Павлович Палей. Поначалу они пользовались относительной свободой: гуляли в городе, посещали библиотеки, садили овощи и цветы. Могли вести переписку. Но с 21 июня для узников был установлен тюремный режим. А поздней ночью на 18 июля 1918 года под предлогом переезда в более безопасное место «на дачу», князей рассадили в крестьянские повозки и вывезли за город к заброшенной Нижне- Селимской шахте (в 12-ти верстах по заводской дороге к Верхне-Синячихинскому заводу). И там после удара обухом топора по голове каждого, сбросили в шахту. Затем шахту забросали гранатами, завалили жердями, бревнами и присыпали землей. Такая спешка была не случайно. К городу подступали части Белой армии. Поэтому им не удалось, как в Екатеринбурге сжечь тела и смешать с землей. Когда позднее тела были извлечены из шахты, то обнаружили, что некоторые жертвы погибли моментально, а другие остались живы и после падения умирали от голода и ран. Несколько дней спустя крестьяне, бывшие в лесу неподалеку от шахты, слышали из под земли глухие голоса и пение Херувимской песни, другие утверждали, что дня три слышали стоны. И только в конце сентября 1918 года при вступлении частей Белой армии в город, тела были подняты на поверхность. « Тела почивших, - читает лауреат международного конкурса актер Евгений Лядов, - были омыты, одеты в чистые белые одежды и положены в деревянные гробы… На следующее утро отслужили заупокойную Литургию и отпевание. « Многие плакали навзрыд,- вспоминал игумен Серафим, под общенародный печальный перезвон колоколов и звуков духовой военной музыки». А в это время к Алапаевску вновь приближались красные, и решено было вывезти останки убиенных в Читу. Так начался долгий путь на Восток. От Алапаевска до Читы ехали 47 дней. «В Чите, как писал игумен Серафим, - читает заслуженный артист России Александр Викулин, - при содействии атамана Семенова и японских военных властей, гробы в глубокой тайне перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали 6 месяцев в кельи под полом, в которой я это время жил». А помощник следователя Николая Соколова капитан Булыгин, прибывший со следственной группой в Читу, впоследствии рассказывал, - что он провел много часов в кельи о. Серафима и даже не раз ночевал там, на разостланной шинели на полу, всего на четверть над гробами мучеников. И в одну из ночей он даже слышал, как, о. Серафим разговаривал во сне с убиенной Великой княгиней Елизаветой Федоровной. А между тем под напором красных белые отступали и генерал Михаил Дитерихс распорядился вывезти тела мучеников дальше в Китай. Но встал вопрос о деньгах. Это было самое большое препятствие. И тут кто-то вспомнил о Марии Семеновой, бывшей супруге атамана Семенова, которая в это время развелась с ним, и при разводе получила от атамана золотые слитки. Она была проста в обращении, не случайно же ее называли Машкой цыганкой или Машкой Шарабан. Она тут же откликнулась на просьбу, подвела всех к шкафу, где они увидели золотые кирпичи. Она и финансировала перевоз святых останков по иностранной железной дороге. «С игуменом Серафимом, - читает далее актер Александр Кичигин, - Мария Михайловна достигла сначала Пекина, а потом отправилась и в Святую землю, с сестрой Елизаветы Федоровны, которая по ее завещанию перевезла ее в Иерусалим в Гефсиманский сад. Интересно, что впоследствии Мария Семенова вышла замуж за сына князя Гусейна Хана Нахичеванского, генерал майора кавалерии, верно служившего Николаю 11. И сам Атаман Григорий Семенов оказал большую поддержку игумену Серафиму на пути из Читы в Пекин. Благодаря ему, в марте 1920 года из Читы были вывезены все 8 гробов. И 8 апреля 1920 года в светлую пятницу поезд с телами Алапаевских мучеников прибыл в Китайскую столицу. Здесь встретились новые трудности. Нельзя было гробы ввозить в город. Пришлось везти окрестностями в церковь преп. Серафима Саровского на мисийском кладбище. «По моей просьбе, - вспоминал в дальнейшем игумен Серафим, атаман Семенов дал средства и на то, чтобы в церкви под амвоном устроить склеп, куда и были поставлены все привезенные гробы». Они и хранятся там по сей день. Ведь генерал Дитерихс дал тогда Главнокомандующему всеми Вооруженными силами Российской Восточной Окраины генерал- лейтенанту атаману Григорию Михайловичу Семенову официальное распоряжение: хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благоприятном условии, в свое время вернуться с ними в Россию. Действительно, не настало ли время вернуться им на Родину? Как говорит Народная артистка России, создатель «Театра Слова» в Екатеринбурге, Тамара Никитична Воронина, автор проекта «Уральская Голгофа», «Ведь, они были верные сыны своего отечества, преданно служили ему, и приняли за него мученическую смерть».
Валентина Черемисина


Рецензии