Глава 45. Лазер. 10 июня 1997 года

Глава 45. Лазер. 10 июня 1997 года
 
Как было сказано, история с клубом, лазерами и дым-машиной не повторилась. Лазер в лаборатории был бесцветный. Ультрафиолетовый. Импульсный, а не постоянной генерации, эксимерный фторкриптоновый вариант. А вот дым сигарет присутствовал, и именно в клубном лазерном варианте. Им обнаруживали луч, чтобы не попасть в него глазами. В месте потенциального нахождения луча – а х.й ведь знает, куда его направило кривое своим креплением зеркало, – выпускалась затяжка дыма. И в ней, как и в клубе, канал невидимого UV-лазера был виден. Раздавался треск – превращалась в плазму, четвертое состояние вещества, смола сигаретного дыма. Все успокаивались. Снимали защитные очки.
Все – это Руль и инженер Сема.
Специализация была тяжелая. В лаборатории надо было присутствовать регулярно. Мощный лазер был один на весь химфак, и Руль изготавливал с его помощью материалы для всех заинтересованных лиц – фуллерены, всевозможные напыления, – работал бесплатным лаборантом в приложение к дипломной работе. Второй лазер достался Принцессе Сирилле. Он сразу сломался, и Сирилла за счет мамы арендовала «Газель», чтобы отремонтировать его в Троицке. Там второй лазер и сгинул. Вместо него Сирилле дали медицинскую кварцевую лампу. А что делать, диплом-то нужен.
Лазер Руля запитывался смесью фтора и криптона. Баллон со фтором (в смеси с буферным газом) постоянно тек. И Руль, обмотав редуктор скотчем и резиновой тканью, вывел от получившейся муфты шланг за окно лаборатории.
Когда летом 1997 года выпал тополиный пух, Руль открывал вечером окно, ставил количество импульсов лазера на максимум, что-то около ста выстрелов в секунду, и выводил луч на улицу. Зрение у него было хорошее, но только по вспышкам навалов пуха на закате он видел результаты стрельбы в двух-трех километрах от себя, в районе дорожек между Главным зданием МГУ и ботаническим садом.
Вакуумная камера, в которой шло испарение материалов, доставляла массу страданий. Каждое утро огромный колпак метр на два надо было поднимать, нажав кнопку на моторе внизу стойки, и отмывать изнутри от вчерашней лазерной копоти гептаном из двухлитровой банки. Руль задерживал дыхание, но все равно выходил из-под колпака в совершенно одурманенном состоянии.
Потом мыл круглое окошко, через которое луч попадал на мишень, в пустоте вакуума внутри, и испарял металл.
Камера откачивала воздух в два этапа. Второй этап – до глубокого вакуума, десять в минус шестой степени миллиметров ртутного столба.
Однажды на пятом курсе насос глубокого вакуума – вращательный масляный – сломался. И напарник Сема вспомнил, что такой же насос вкопан в землю на заднем дворе химфака, где хранилась масса химического добра.
В дикий мороз января 1998 года Сема с Рулем, вооружившись ломами, выкорчевывали обнаруженный насос из промерзшей земли.
Когда Руль руками выдирал насос, у него лопнул, развалился на куски зуб. От напряжения? Или он просто не заметил, как сжал челюсти? Так или иначе, на следующий день он почувствовал, что простыл и пошел на третий этаж поликлиники, где застал Рафаэля Есича.
– Добрый день, дорогой друг! Пудель опять затявкал? Или опять рост уточнять? – дежурно пошутил Есич.
– Да нет, какой пудель на пятом курсе… – улыбнулся Руль.
– Какой-какой, у меня уже третий за этот год. Мне уже кажется, что я сам кислотой от батареек, которые он пьет на помойке, отравился… Фаня уже вроде Саня, зубы вставил, а все первокурсников на пуделя ловит.
– Вчера масляно-вращательный насос из промерзшей земли за факультетом откапывали. Нужен был в лабораторию. Простыл, вот справка нужна.
– А, – поскучнел Есич, – ну давай, послушаю. Да, бронхит. На что жалуешься? – Он взял ручку.
– Да простыл просто, знобит, покашливаю… А! Еще такая штука, Рафаэль Есич, мне бы к стоматологу заскочить, а то вчера от напряжения, когда мотор вытаскивали, зуб взорвался на куски. Причем я челюсти не сжимал, – добавил Руль ненужный факт.
– Зуб на куски! А вот с этого следовало начать. Пятый курс, а зуб от напряжения на куски взрывается. Сам. Это нормально? Нет. Но если он лопнул от твоего мысленного усилия, то тут есть, как говорится, поле для гольфа! Так, у меня звонок тут, важный… Пойди там налево от кабинета и посиди полчаса. Потом справку напишу. Не кури!
Высокоумный Руль понял, что сказал лишнее представителю традиционной медицины. Вспомнил Фаню: «Затем просишься покурить в тупичок, направо от 302-го. Когда появятся санитары, отбивайся не сильно».
И вышел сразу же на улицу, не дожидаясь санитаров из психиатрической больницы. Перенес бронхит на ногах, в подсчетах того, сколько же литров пива выпил Фаня за все эти годы за счет давших маху в юности с выбором профессии.


Рецензии