Промчалась душа Левитана

В 2014 году из Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника были похищены пять картин Исаака Левитана.

Преступники украли полотна из мемориального дома-музея Левитана, входящего в структуру Плёсского музея-заповедника. Они проникли в помещение, разбив окно, и вынесли этюды: «Полустанок», «Розы», «Овраг с забором», «Речная заводь» («Прудик») и «Тихая речка».

Это была не первая попытка ограбить дом художника. В 1994 году тати похитили тоже пять картин. Тогда полотна удалось вернуть. Ещё одна попытка ограбления музея случилась год до этого события, но сработала оконная сигнализация, и воры быстро скрылись с места преступления.

Несчастная Анечка

Сразу же после «кражи века» плесяне громко заговорили о некой мистике музейного комплекса. Ведь там, по словам многих сотрудников, водятся призраки…
Комплекс состоит из трех частей: дома-музея Левитана, музея пейзажа и музея художественных промыслов. «Призрачной» славой пользуется музей пейзажа. Особняк, в котором он расположен, был построен в конце XVIII столетия. Принадлежал он купцу-старообрядцу, взявшему в жены молоденькую девушку Анну Грушеву. Купец и его пожилая мать пытались обратить Аню в свою веру, установили в доме суровые порядки. Но все эти благие потуги закончились скандально. Приехавшие как-то в Плёс живописец Левитан со своей возлюбленной Софьей Кувшинниковой, уговорили ее ехать с ними в Москву. 
А
нечка сбежала от мужа и свекрови, и больше в городке ее не видели. Но много лет спустя, после своей кончины, она вернулась в дом, где была когда-то так якобы несчастна. И теперь ее призрак бродит по залам музея…

«У нас уже один охранник уволился, который работал в ночную смену. Он очень ее боялся. Другой охранник рассказывал, что видел светлое очертание девушки, которая стояла около входной двери в дом, - поделилась подробностями с местными СМИ заведующая музеем пейзажа Валентина Данилова. - Есть даже доказательства, которые зафиксированы камерами видеонаблюдения. На записях видно, как по залам летает что-то вроде светящегося шара. Один раз камеры засняли размытый силуэт девушки».
Музейные работники вспомнили эпизод, когда в закрытой витрине, которая находилась под сигнализацией, неведомо как появилась горсть опилок. Опилки также  были найдены на рабочем столе в одном из кабинетов. Музейщики только руками развели  - так пошутить мог только бесплотный дух.

Экстрасенсы в прострации

По свежим следам ограбления обнаружить похитителей не удалось, поэтому к этому громкому делу пришлось привлечь экстрасенсов. Как свидетельствует портал 37.ру, одна из них -  Юлия Жулинская смогла увидеть внешность предполагаемых преступников. Один из них якобы похож на экс-звезду Юрия Шатунова. Всего же их было трое. Двое совершили кражу, третий — при подготовке к ней передал снимки из музея.

Юлия Жулинская утверждает, что душа спутницы жизни Исаака Левитана пыталась предупредить о готовящемся преступлении: «Явление Софьи Кувшинниковой было не просто так за месяц до кражи. На тонком плане они больше нас знают. К ней, к сожалению, не прислушались…».

Об этом ясновидящая поведала съемочной группе телеканала ТВ3.«После нашей съёмки душа Левитана промчалась по городу Иванову в виде урагана…»  - добавила экстрасенс.

На следующую ночь душа художника якобы явилась к ясновидящей, чтобы показать образно, где находятся украденные картины. Юлия утверждает, что их нужно искать недалеко от Плеса в сторону Приволжска, в деревне, название которой обозначает острый предмет - пику, жезл. Возможно, это деревня Утес, но она в стороне от райцентра.

«Надеюсь, Левитана услышат и примут меры, пока картины еще рядом!» — переживает экстрасенс.Она также предположила, что рядом с украденными картинами может находиться мужчина 35 лет. На этом все.

«От духа художника я узнала, что украденный «Полустанок» задумывался не таким, как мы видели. На нем должна была появиться женщина в розовом. То, что Левитан хотел дополнить картину изначально, - не сомневаюсь», - уверена экстрасенс.

«Попрыгунья» живописца

Софья Кувшинникова была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Увлечение живописью привело к тому, что с 1886 года она стала ученицей Левитана, причем, ученицей одаренной.

Лето Софья проводила на этюдах, выезжая на них вместе с Левитаном. Вместе они бывали в селе Яблоневая Пустынь, ныне затопленном разлившейся Волгой – недалеко от Костромской ГРЭС и на «кручах любви» в селе Красные Пожни Красносельского района.

Видимо, на природе в ходе взаимного творчества их симпатии друг к другу и переросли в любовь, о которой вскоре стали судачить в Москве. Необычность ситуации придавало то, что муж ее - Дмитрий Кувшинников стоически переносил увлечение супруги и продолжал принимать у себя в доме Левитана. Но в 1892 году разразился скандал, когда Антон Чехов опубликовал рассказ «Попрыгунья». Писатель изменил имена и даже возраст героев произведения, но их характеры он писал с живых лиц.

Читателям было не трудно узнать в докторе Осипе Дымове самого Дмитрия Кувшинникова, в его супруге, «попрыгунье» Ольге Ивановне – Софью Петровну, а в художнике Рябовском – манеры и даже стиль речи Левитана. Естественно, что не всем такой «натурализм» Чехова понравился. Тем, кто бывал в доме Кувшинниковых, многое, что описал Антон Павлович, было хорошо знакомо – обстановка в доме Дымовых, то, как проходили вечерние чаепития, разговоры за столом и даже любимые выражения и шутки, которыми обменивались герои.

Но главное, были очень правдоподобно описаны отношения художника и его ученицы, причем многие упрекали автора, что свою героиню он представил значительно ветреней, чем был ее реальный прототип. На писателя посыпались обоснованные обвинения. Левитан даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить. Кувшинникова же просто перестала принимать Чехова у себя.

Писатель вынужден был оправдываться, буквально по следам событий он в письме сообщал писательнице Лидии Авиловой: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».

Брат писателя, Михаил, был более откровенным, хотя и пытался смягчить ситуацию, интерпретируя произошедшие события: «Обыкновенно летом московские художники отправлялись на этюды то на Волгу, то в Саввинскую слободу около Звенигорода, и жили там коммуной целыми месяцами. Левитан уехал на Волгу и… с ним вместе отправилась туда и Софья Петровна. Она прожила на Волге целое лето; на другой год, все с тем же Левитаном, как его ученица. Среди наших друзей и знакомых уже стали определенно поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Стало казаться, что муж догадывался и молча переносил свои страдания».

Обручились на небесах

Ссора писателя и художника затянулась надолго. Помирить их смогла писательница Татьяна Щепкина-Куперник, которая буквально насильно привела Левитана к Чехову и заставила их пожать друг другу руки. А вот Кувшинникова простить Чехова не смогла, и путь в салон был ему с этого времени заказан. В обстановке всеобщего обсуждения и пересудов они полностью прервали свои отношения. Если кто-то хоть немного и выиграл в этой ситуации, то это Дмитрий Кувшинников, у которого хотя бы внешне наладились семейные отношения. Больше всех в этой ситуации пострадала Софья. Она сохранила к Левитану теплые чувства, но о былых отношениях уже не могло быть речи.

Кувшинникова продолжала писать картины, которые охотно приобретали любители живописи. Возможно, некоторых привлекали не столь художественные достоинства её полотен, сколь пикантная ситуация, в которой оказалась их создательница благодаря Чехову и Левитану. Свою жизнь Кувшинникова закончила так, как в свое время напророчил Чехов ее литературному супругу. В сентябре 1907 года, живя на даче в Подмосковье, она ухаживала за тяжело больным человеком, заразилась и заболела сама. Спасти её врачи не смогли. Могила Софьи Кувшинниковой не сохранилась. Большая часть ее картин в свое время разошлась по частным коллекциям. Сегодня редко какой музей может похвастаться их наличием в своих коллекциях, даже в Третьяковке, находятся всего три её работы.

Пожалуй, одна из самых значительных собраний работ Кувшинниковой находится в коллекции Плёсского музея-заповедника. Именно в этих красивейших местах прошли самые счастливые дни жизни Софьи Петровны, ведь здесь, вдали от московской суеты и сплетен, она проводила летние месяцы с человеком, которого глубоко любила. И потому можно согласиться с экстрасенсом Юлией Жулинской, что родственные души Левитана и Кувшинниковой вновь встретились в маленьком волжском городке.

P. S. Похищенные картины найти удалось. Но это уже другая история.


Рецензии