Сочинитель

                Рассказ

      В четвёртом классе начальной школы- четырёхлетки Лёшку называли сочинителем, а иногда и поэтом, хотя стихов он не писал. Читать стихи он любил и в свои одиннадцать лет знал их немало наизусть и даже читал такие большие произведения, как поэмы Пушкина « Руслан и Людмила» и «Полтава». Всё умение Лёшки заключалось в том, что он мог быстро рифмовать слова и в считанные минуты сочинять что-то похожее на эпиграммы. В школе был и класс переростков, где в четвёртом классе учились пацаны тринадцати- четырнадцати лет, там же учился пятнадцатилетний подросток Волчков,по прозвищу Волчок, выделявшийся среди переростков своим высоким ростом и физической силой. Волчок был грозой школы, но подобрать в рифму  пару слов было для него непосильной задачей,а потому,зная о способностях Лёшки, он подзывал  его на перемене и указав на Лёшкиного одноклассника приказывал:- Ну-ка, сочинитель, сочини мне что-нибудь про Шведа!
Стоявшему рядом Шведову оставалось только улыбаться, не смея протестовать,так как Волчок мог один отметелить десяток таких как Шведов.
Немного подумав, Лёшка выдавал стихотворный текст:

                Били Шведа под Полтавой,
                Били крепко, весь дырявый,
                Изувеченный, хромой
                Возвратился он домой.

                Но поход затеял новый,
                За отрядом, за стрелковым,
                На кобыле едет Швед,               
                В форму новую одет.

                Говорила бабка Шведу,
                - Не надейся на победу.
                И в Россию не ходи,
                Лучше дома посиди.

                Не послушал Швед совета…

Появившаяся в коридоре уборщица звонила в большой колокольчик и пока шли до класса Лёшка успевал мысленно закончить куплет, чтобы в следующий раз прочитать Волчку всё стихотворение.
Но до следующего раза проходило довольно много времени и Волчку было уже неинтересно слушать про Шведа и он выбирал следующий персонаж:- А теперь давай про Лису.
Теперь настала очередь улыбаться Исаеву, а Волчок, слушая Лёшкино рифмоплетение восхищённо восклицал: - Во даёт, а?! Прямо как Пушкин! Ну, точняк, Пушкин!- и с подачи Волчка,до конца учебного года закрепилось за Лёшкой это почётное прозвище.

      В тот год в кинотеатрах демонстрировался трофейный фильм « Тарзан» с Джонни   Вайсмюллером в главной роли. Тарзан стал кумиром всех мальчишек, на деревьях появились верёвки- тарзанки, пацаны соревновались в умении подражать его крику, а на переменах восторженно обсуждались приключения Тарзана и обезьяны Читы.
Как-то раз перед началом уроков, одноклассник Лёшки Серёга Есянов, который был на два года старше остальных, войдя в класс громко заорал:- Чита делает аборт, Тарзан едет на курорт!
Класс дружно подхватил и на всю школу раздавалось громкое скандирование:               
- Чита делает аборт,
  Тарзан едет на курорт!
В класс вбежала учительница.
- Вы соображаете что орёте?- с порога закричала она- Вы хоть понимаете, что такое аборт?
Что такое аборт Лёшка не знал и до этого дня слова такого не слышал, наверное потому,что аборты в те годы были запрещены.
 - Это ты сочинил, Алексей?- спросила учительница Лёшку, так как знала, что он уже читает книги для взрослых.               
 - Это не я!- Лёшка вскинул руку в пионерском салюте- Честное пионерское не я!
Честное пионерское учительницу убедило.
 - Сейчас же признавайтесь кто это придумал, или весь урок будете стоять!- пригрозила она.
- Я сочинил!- неожиданно заявил Есянов.
- Ты, дубина? Что ты можешь сочинить, если двух слов связать не можешь и корову через а пишешь?- усомнилась учительница.
 - А вот сумел сочинить- вызывающе подтвердил Есянов.
 - Так значит это ты заставил их орать на всю школу?- Тебе-то, конечно, всё известно! Видела, как ты девчонку к забору прижимал, наверное, уже и пробовал.               
 - Чего я пробовал-то, чего пробовал?- насупившись забормотал Есянов.
Тут учительница поняла, что погорячилась и продолжать этот разговор с тринадцатилетним    пацаном не стала, а строго сказала Есянову:- Завтра пусть ко мне придёт мать, а если я ещё узнаю,  что ты учишь мальчишек всяким гадостям, имей ввиду, вылетишь в класс переростков.

      После окончания начальной школы все четвёртые классы, кроме класса переростков, были переведены в ближайшую школу- десятилетку. Там вместо одной учительницы было сразу несколько учителей по разным предметам, а классным руководителем у Лёшки и его одноклассников была учительница математики. В какую школу отправили переростков во главе с Волчковым никто не знал и Лёшка блаженствовал, поскольку ему не надо было что-либо сочинять. Но однажды классная дама решила узнать у своих новых учеников, есть ли у кого из них какие- нибудь  увлечения в свободное от школы время.
- Я в авиамодельном занимаюсь, в Доме пионеров- сказал Исаев.
 - А я там в духовом оркестре играю на альте-присоединился к нему Шведов.
 - Я, например, петь могу – признался Новиков и смутившись покраснел.
Лёшка благодарно посмотрел на него; пел он гораздо лучше Новикова и именно ему поручили солировать в хоре на концерте, но теперь если понадобиться что-то спеть, заставят петь не его, а Новикова.
Больше  из всего класса никто ничем не увлекался и учительница хотела уже приступить к уроку, как вдруг Шведов,с ехидной улыбкой объявил:- А Клёнов у нас поэт!
 - Как поэт? Ты что стихи пишешь?- спросила Лёшку учительница.
 - Нет- ответил он.
 - Пишет, пишет,- поддержал Шведова Исаев- его Волчок Пушкиным звал.
Кто такой Волчок, учительница выяснять не стала, но недовольно спросила:- Так ты пишешь стихи, или нет?
 - Нет- упрямо ответил Лёшка.
 - Значит твои товарищи неправду говорят?
 - Они мне не товарищи,- с ненавистью взглянув на Шведова и Исаева сказал Лёшка- и ничего я не пишу, а просто сочиняю.
 - И что же ты сочиняешь?- не отставала математичка.
 - Да вот про кого скажут, про того и сочиню,- ответил Лёшка и неожиданно для себя предложил- могу и про вас.
 - Ну про меня сочинять необязательно,- усмехнулась математичка- а вот про школу попробуй сочинить и если у тебя хорошо получится, прочтёшь на родительском собрании.
 - Да что можно про школу-то сочинить?- Лёшка недоумённо посмотрел на учительницу.            
 - Как что? Ну,например, сочини о том, как ребятам интересно учиться в нашей советской школе и о том, как наша партия, правительство и лично товарищ Сталин постоянно о вас заботятся, посмотри какой шикарный ремонт в этом году сделали.-Она показала на выкрашенные стены и белоснежный потолок- А доска? Это линолеум и писать на такой доске одно удовольствие. Вот попробуй об этом сочинить. Сумеешь?
 - Я попробую- неуверенно пообещал Лёшка.
О чём потом говорила учительница Лёшка не слушал. Сдерживая закипающую в нём злость, он с нетерпением ждал звонка, чтобы на перемене врезать по ехидной морде Шведова, но поостыв понял, что драка со Шведовым уже ничего не изменит. Классная дама узнала об его умении и дала ему конкретное задание, а значит опять придётся заниматься сочинительством.

               
       В мужской школе царили жестокие нравы. Постоянные драки на переменах и после уроков на улице, сидевшие за задними партами верзилы, неоднократные второгодники, которые, скучая на уроках, натягивали на пальцы резинки и из этих мини-рогаток стреляли в стриженные затылки одноклассников. Но самое любимое их развлечение было,если удавалось, подлыми способами сорвать урок ботаники и довести до слёз молодую учительницу. Учителей-фронтовиков эти балбесы побаивались; те вместо педагогических приёмов применяли к ним физические, выбрасывая озорников из класса, а самых дерзких грубиянов волокли по коридору в кабинет директора.
Пара таких приводов заканчивалось вызовом родителей к директору, где ставился вопрос об исключении из школы. Одинокие матери, потерявшие на войне мужей, со слезами умоляли не исключать их чад из школы, а строгие отцы, нахмурившись, молча выслушивали жалобы учителей. Некоторые, не выдержав, тут же приступали к расправе,другие, в зловещем молчании вели своего непутёвого сына домой, а там, измочалив об него ремень, прививали понятия о дисциплине и примерном поведении.               
Было, конечно и много хорошего: всеми уважаемые спортсмены- старшеклассники, занимающиеся тяжёлой атлетикой и боксом, ребята, умеющие играть на музыкальных инструментах, здесь особенно ценились аккордеон и баян, и гордость школы хор, которым руководил бывший регент. Этот хор принимал участие во всех концертах и смотрах, исполняя довольно сложные произведения, такие, как знаменитая «Ноченька» из оперы Рубинштейна «Демон».               
          Лёшка понимал, что хочет от него учительница, тем более, что она подсказала ему тему, но у него ничего не получалось. Он привычно рифмовал слова, составлял из них куплеты, но выходило совершенно противоположное. Наконец он прекратил этим заниматься, наивно надеясь, что за повседневными заботами классная дама об этом забудет. Но она не забыла и через неделю спросила Лёшку:- Ну как дела, юный поэт? Сочинил стихотворение?
 - Сочинил- понуро опустив голову печально ответил Лёшка, с отчаянием сознавая, что сейчас придётся огласить придуманное.
 - Тогда выйди к доске и прочти нам своё стихотворение- предложила учительница.
Лёшка встал, высоко поднял голову и не выходя из-за парты, смело глядя учительнице в лицо, громко продекламировал:
                - Эх, куда б-нибудь уехать,
                Приключения искать.
                По  деревьям в джунглях бегать
                И задачи не решать.

                Кувыркаться на лианах,
                Ловко прыгать как Тарзан.
                Очень много есть бананов,
                Быть главою обезьян.

                Иль на самой крайней точке,
                Завершить свой дальний путь.
                Переплыть бы море в бочке
                И жениться где-нибудь:

                На чукчанке, негритянке,
                Краснокожей индеанке,
                И из лука зверя бить,
                Только б в школу не ходить.               

   Он услышал, как громко заржали обитатели задних парт, а вслед за ними захохотал весь класс, увидел, как покраснело от негодования лицо учительницы и она закричала визгливым голосом:
 - Ты что насочинял, лентяй? Откуда у тебя такое иждивенчество? И это ученик советской школы?!
Вы только полюбуйтесь на этого сопливого жениха Митрофанушку, он хоть сейчас готов жениться только бы не учиться в школе. Тебе самому не стыдно? А ещё пионер!
  С этого дня отношения с математичкой были окончательно испорчены, но Лёшка об этом не тужил. Главное, что его оставили в покое, а иметь по математике более высокие оценки чем привычные тройки он и не надеялся. Но несмотря на ненавистную математику и вопреки сочинённому им стихотворению, в школу  Лёшка теперь ходил с удовольствием ради любимых уроков литературы, истории и географии, а изучать эти предметы было для него куда интереснее, чем если бы действительно пришлось бить из лука зверя в тундре, саванне или прерии.


Рецензии