Ненастоящие татары? 6. Стрый

    Как не я одна отмечала, описание смерти князя Игоря вызывает вопросы. Для начала, когда же он в действительности родился, и сколько ему было лет на момент гибели? Почему в столь преклонном возрасте у него не было многочисленного потомства, и почему он сам пошёл собирать дань с древлян? И уже на самом последнем месте стоит вопрос, почему он опрометчиво принял ставшее роковым своё последнее решение?

    А. А. Шахматов вообще считал историю о призвании Рюрика поздней вставкой, составленной летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. Ну, так если предания существовали, то и мальчик действительно был! Другое дело, что даже из летописей нам толком ничего не известно о событиях тех времён.

    У меня сложилось стойкое ощущение глубокой символичности смерти Игоря. Тем более, с учётом имени, которое он носил. И с учётом того, что наставником его был Вещий Олег, чья смерть также наводит на размышления. Обе эти смерти, с точки зрения здравого смысла, совершенно нелепы. Но ведь оба они были «язычниками». Очень может быть, что их понятие здравого смысла не совпадало с таковым у обычных мирян. Зато убийство состарившихся вождей с точки зрения тех же мирян, как утверждают учёные, было вполне естественной и широко распространённой в стародавние времена практикой.

    Акцент на тридцать три года Игорева правления настраивает вовсе не на христианскую волну, а, скорее, на Древний Египет. Помните Хеб-сед, который с пышностью отмечался в 30-й год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования? Вот и Ольга в 942 году рождает Игорю сына. А ещё через три года князь Игорь трагически погибает. На смену ему приходит совсем юный Святослав. Хотя, в этом построении следует оставить какое-нибудь место и для Глеба. Улеб Игоревич (ум. 971) — предположительно сын князя Игоря Рюриковича и брат князя Святослава. Известен только из утраченной Иоакимовской летописи, достоверность которой не ясна. Якобы, был христианином, и казнил его Святослав во время зимовки дружины в устье Днепра… Но по какой-то причине летописи называют маленьким сыном Игоря только Святослава.

    А Древний Египет — это, прежде всего, культ Осириса (серого), чье тело после убийства было расчленено Сетом на куски и разбросано. (Помните, как в русских народных сказках завистливые старшие братья обязательно убивают и рубят младшенького на куски, и оживить его можно, только сбрызнув сначала мёртвой, а затем и живой водой?) Египетского Осириса после победы над Сетом воскресил сын Гор Младший, не совсем понятно как… Но зачем нам идти далеко в Египет, если можно остановиться ближе!

    Греция. Элевсинские мистерии. Проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными. Длились несколько дней. Большая часть таинств неизвестна до сих пор. Но, например, 19 боэдромиона  священная процессия отправлялась из Керамик (афинское кладбище) в Элевсин по «Священной дороге». И в определённых местах её участники кричали непристойности в честь Ямбы (старая служанка, которая своими забавными шутками развеселила Деметру, когда та в Элевсине оплакивала потерю своей дочери), а также выкрикивали одно из имён Диониса, Иакх (Дионис считался сыном Деметры или Персефоны). Также в ходе мистерий приносили в жертву быка.

    Сравните имена Иакха и Укко. Но ведь Дионис не верховное божество? Скажу даже больше: как Адонис, он еще и не исконно греческий. Но неважно. А теперь я напомню вам о Загрее (англ. the  Gray – серый).

   Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс соблазнил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. Ревнивая Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею. Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса. Афина спасла его сердце. Судьба этого сердца в разных мифах описана по-разному. Некоторые полагают, что Зевс дал второе рождение сыну через Семелу.

    Можно ещё отметить митраизм с его обрядом тавроболий, широко распространившийся в пределах Римской империи, и который был успешно вытеснен христианством. Пожалуй, я не буду пересказывать все мифы об умирающе-воскрешающемся боге. Напомню лишь, что в русской традиции до сих пор сохраняется ритуал «похорон Костромы» (Ярилы, Масленицы): соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, крестьяне сжигали либо хоронили, либо разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен.

    В Саксонской хронике Конрада Бото есть интересное описание: «В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове — птицу…»

    Сначала я удивилась, что в 1492 году саксонцам нужно было рассказывать такие вещи. Но затем вычитала, что «Саксонская хроника» — это историческая книга, посвящённая в основном истории Нижней Саксонии (столица Ганно-вер).

    Вообще-то, со II века ареал саксов охватывает приблизительно Восточные Нидерланды, сегодняшние немецкие земли Вестфалия, Нижняя Саксония (исключая территории, заселенные племенами фризов), Хольштейн, Мекленбург и север Саксонии-Анхальт. Так что с ободритами они, по-любому, должны были соприкасаться.

    Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим, континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени, которое называлось «Тинг» (ср. нем. «Ding» или англ. «Think»; я бы посоветовала вспомнить и о «дингир»). Среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении занимали энгры. В их землях на Везере находилось Маркло, место ежегодных собраний. Вот так. У славян-ободритов Мекленбург, у саксов-энгров Маркло. Так говорите, имя Ингорь произошло из финского языка?

    И пусть ведутся споры, был ли такой бог в действительности или только показалось? Но есть в Ленинградской области на левом берегу реки Лидь деревня Радогощ. Напомню, что Рюрик сел княжить то ли в Новгороде, то ли в Ладоге. Правда, по поводу этимологии Ладоги учёные опять активно спорят, про Ладо даже и не вспоминая. А между тем: «…сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки…» (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина, 1423 г.) В Брянской области, напротив современного села Радогощ, на правом берегу Неруссы  к XI веку уже существовал укрепленный городок. А на реке Судости (угорское «сейд»-святое место) есть посёлок Погар, на месте которого первое славянское поселение возникло ещё в VIII—IX веках. В 1155 году оно  впервые упоминается как городок Радощ, позднее Радогощ. И ещё, по поводу Судости. Сейд — вид ведовства, известный по скандинавским сагам. Этимология слова «seidr» неясна, но возможные когнаты в древнеанглийском и древневерхненемецком языках имеют значения «струна, тетива, натянутая верёвка» или «сеть, силок, ловушка»; через первое значение иногда объясняется использование в сейдических ритуалах магической прялки. В Саге об Инглингах утверждается, что изначально сейд был магией ванов, но Фрейя обучила ему и асов, когда присоединилась к ним.

    Также напомню, что Радоница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян. По мнению Ю. Лаучюте, слово заимствовано у балтов: лит. raudine «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda «плач с причитанием». Ну так наше «рыдать» оно и в древнеисландском будет «реветь» rauta. Это тоже относится к культу умирающе-воскрешающегося бога. Правда, изначально не имевшего отношения к христианству.

    Так что судите сами, были ли ободриты на русском севере или нет? Я-то думаю, что были, и что германцы — не обязательно готы, и что с Игорем, возможно, всё получилось не столь печально, как рассказал Иоанн Цимисхий. Думается мне, знал князь Игорь и про Элевсинские мистерии, и не только про них. Кстати, именно он, а не внук Владимир, первым провёл языческую реформу, установив главным культ Перуна ради подчинения древлян.

    Многие недоумевают, почему Игорь, женившись на Прекрасе, дал ей после свадьбы новое имя Ольга? Вот с немецкими принцессами, выходившими за наших Романовых, всё понятно: чтобы их имена простому люду по ушам не скрипели. А здесь что? Прихоть, что ли? Да нет. Зря, что ли, я всё про Элевсинские мистерии говорю.

    Правила в древней Македонии с VIII в. до н. э. по 168 до н. э. династия царей Аргеадов. Эта династия вела своё происхождение от Темена из рода Гераклидов, царя Аргоса. Хотя говорят, что Филипп II, папа Александра Македонского, о своём гер-акловом происхождении слегка приврал. Принцип у них такой был: как женятся, так супруге сразу новое имя дают, какое посчитают нужным.

    Македония, конечно, не Болгария. Но совсем близко. Вырос Святослав. Великие дела творил. А помните, как он сказал: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей…» Не в тему, конечно, но в какой части света тогда расположено наше Белое море?

    Что ещё хотела сказать. Когда князь Владимир, захватив власть в Киеве, свою языческую реформу проводил, установил он среди идолов также и Стрибога. Долго учёные спорили, кто такой? Наконец-то решили. По мнению лингвистов Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — «Небо-Отец». Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть *dievas заменилась на иранское *baga (; праслав. *bogъ). Индоевропейское *pater перешло у славян в стрый «дядя, брат отца». А вообще, в имени Стри-бог корень очень «про-стр-анственный». Помните, что шумеры рассказали про Тиамат и Абзу? Не известно, кем Абзу приходился Кингу. А вот у Осириса точно был брат, о котором мало что известно. И звали его Гор Старший (Бехдетский). Но на юге всё очень запутанно получилось…

    Надеюсь, вас заинтересовал мой рассказ о Старом князе Игоре! Мне же остаётся присмотреться к древлянам. Ибо эта история и дальше принимает весьма загадочный оборот.


Рецензии