Горе от ума. Скалозуб. Требую реабилитации

                МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, ВАША ЧЕСТЬ!
На этом заседании суда Защита намерена выступить на стороне полковника Скалозуба Сергея Сергеевича, так как образ этого литературного героя составлен без учёта всех имеющихся в комедии фактов, а учтённые были истолкованы с целью представить школьникам этого мужественного, немногословного, безусловно умного героя войны в карикатурном виде из политических, очевидно, соображений. Невозможно допустить, чтобы герой Отечества так и оставался выставленным на посмешище людям, только лишь вступающим в жизнь.
Предлагаем рассмотреть указанные ниже качества его высокородия Скалозуба Сергея Сергеевича, полковника, кавалера пяти орденов.
1. Фамилия.
2. Состояние.
3. Служба.
4. Юмор, ум и лаконизм.
5. Вежливость.
6. «Несалонность».
7. Готовность помочь без аффектации
8. Строгость и точность суждений.

1. Фамилия его… несомненно переделана из зубоскала, а таким называли человека, который ни к чему не относится чересчур серьёзно, а, тем более, преувеличенно серьёзно, который никогда не теряет чувства юмора, который не пасует перед любыми трудностями и испытаниями, который своими шутками и прибаутками не дает раскисать товарищам в самых трудных ситуациях. Несомненно, А.С. Грибоедов с симпатией относился к Скалозубу. Такие люди могли самые невыносимые ситуации и условия сделать приемлемыми, которые участниками спустя годы вспоминаются с юмором. В советской военной поэзии был один такой герой – Василий Тёркин.
2. И в советскую-то эпоху вряд ли, а уж в наш меркантильный век только ханжа упрекнёт Скалозуба в его богатстве. Как Чацкого никто не упрекает в рабовладении, так и Скалозуба, пожалуйста, не надо упрекать. Тем более, что ревнители предлагают судить в контексте времени, а в те времена богатство не было предосудительным, мало того, даже некоторые крепостные крестьяне стремились разбогатеть не грабежом, а трудом, только не праведным*, а честным и упорным, и у многих получалось. Вполне возможно, что крестьяне у Скалозубов были справными, а Скалозубы понимали, что десятина с богатого крестьянина гораздо больше половины с нищего. Экономика на пальцах в то время иногда получалась лучше, чем сейчас с высшей математикой и компьютерами. Тот же, учившийся «чему-нибудь и как-нибудь», Онегин облегчил жизнь и рабу, и себе. А вы говорите ВШЭ…
3. Не исключено, что Скалозуб окончил Пажеский корпус и поступил на службу сразу офицером и за пять лет непрерывных войн получил 5 орденов и стал подполковником, вряд ли это возможно было при любой протекции, не обладай он личным мужеством и военным дарованием. За 11 следующих мирных лет он продвинулся только на одну ступень, что не говорит о какой-то исключительной ему помощи от покровителей, если таковые имелись. «Довольно счастлив я в товарищах моих» могло относиться только ко временам участия в боевых действиях, ибо старшие товарищи опекали и направляли на первых порах молодого и необстрелянного тогда Сергея. И если верить Википедии, что следующая война началась только в 1828 году, то «…иные смотришь перебиты» тоже относилось ко временам прошедшей войны. Метить в генералы полковнику с боевым опытом, 32-33 лет от роду… а почему бы и нет? Кто и когда мог поставить в упрек офицеру его желание стать генералом?
4. Если София, а тем более, Лиза не могут оценить ум Скалозуба, то это проблема не Скалозуба. Софии с недосыпу, да и по русской поговорке «не по хорошему мил, а по милу хорош», просто не за чем и недосуг разбирать… умен Скалозуб или нет. Непредвзятый же читатель в немногих фразах, произнесенных Скалозубом, найдет гораздо больше смысла, чем зашоренный советским литературоведением учитель/ученик. «Москва – дистанция огромного размера», читает советский/постсоветский ученик и мысленным взором видит Ленинские (Воробьевы) горы, Ленинский проспект, Останкинскую телебашню, Кремль с негаснущим до утра окошком. Современники же Скалозуба видели примерно то, что нам показывали в фильме «Женитьба Бальзаминова» и «дистанция», применительно к Москве той поры, могла не вызывать у них недоумения или протеста. Сам Чацкий(!), проехав от Фамусова на квартиру, а скорее в гостиницу, и назад, к Фамусову, был недоволен Москвой и ничего, а Скалозуба за «дистанцию» и за «Пожар способствовал ей много к украшенью» безжалостно молотят и учителя, и ученики. Не исключено, что «Засели мы в траншею…» вдохновило А.Твардовского на «Как, мол, что? – Бывало всяко…». Герою незачем расписывать свои подвиги: читал я наградной лист одного писаря, по совпадению полного тёзки моего тестя- ветерана, в семнадцать лет в 41-ом попавшего на фронт, повоевавшего и в пехоте, и сапером, и минером, к 1945 году несколько раз раненного, но уцелевшего, бравшего Берлин. Так вот этому писарю надо было ставить конную статую в Москве, а не Жукову. Может быть Стороне обвинения предпочтительней детальные мемуары замполитов и тыловиков, принимавших участие в боях на определенном от них удалении? Чем дальше от боя, тем точнее воспоминания?
5. Скалозуб исключительно вежлив со всеми. Ему неловко, что Фамусов суетится вокруг него, стараясь устроить удобнее ветерана, некогда довольствовавшегося, хлебом, разделенным с солдатами, у костра на снегу, а то и без костра. «Обед его составлял кусок несвежей свинины и горсть сухого гороха» - написано было про одного императора. «Ваш слуга» сказано не князю, не монарху, а тому, кого Чацкий считал полнейшим ничтожеством. Может это у вас называется низкопоклонством?
6. «С ней вместе не служил» скажите короче, если сможете, что вы не паркетный шаркун, не завсегдатай салонов, а военный человек, серьезно занятый своим делом. Рассказ про мадам, свалившуюся с лошади, это прозрачный намёк Чацкому, что там и только там тому может быть обеспечен успех в его искательствах приданого, ибо Скалозуб, как опытный в общении с мужчинами человек, сразу понял всю сущность… этого... героя комедии.
«Несалонностью» же объясняется и его некоторая неуклюжесть в обращении с Хлестовой. Если же вы скажете, что разговор Чацкого с Софией или Хлестовой
отличались бОльшими тактом, умом и изяществом речи, чем Скалозуба, то я желаю и вам такого собеседника.
7. Замечательна по своей наглядности сцена почти синхронного падения Молчалина и Софии. Падение Молчалина оказался хорошим поводом для Скалозуба сбежать от девичьего обморока Софии – вот уж от чего он был бесконечно далёк! И побежал туда, где его помощь могла оказаться необходимой. Падения с лошади, ранения… в таких вещах полковник разбирался, а ушёл, не продекламировав в классической позе, что-то типа «пойду возвращать к жизни этого несчастного, возьму на себя эту непомерно тяжёлую миссию!», а с юмором «Взглянуть, как треснулся он - грудью или в бок». Сравните бестолковую, почти «дядюшкиподжеровскую», суетливость, которая только мешала Лизе выполнять привычные манипуляции, и последовавшую за ней героическую фразу Чацкого «Не знаю для кого, но я вас воскресил(!)». В чью пользу сравнение? То-то!
8. Но более всего Скалозубу досталось от не давших себе труда задуматься школяров за «фельдфебеля в Вольтеры дам». Фельдфебелем он чётко определил предел ума этих болтунов во главе с «князь-Григорием». Между прочим, почему-то тут же забывается, что захваленный всеми, Чацкий весьма и весьма не высоко оценил этих же персонажей. То есть Скалозуб заведомо плох вне зависимости совпадает он в своих суждениях с Чацким или нет? Это не предвзятость?

Вероятно, Сторона обвинения возразит, что и Скалозуб, и Фамусов плохо отзывались об учении и книгах. Защита ответит, что они против людей вообразивших себя учёными, которые не выполняют никакого дела только лишь по причини его немасштабности, которым в управление нужен весь земной шар или его 1/6, по меньшей мере, часть. Своей вотчиной и своими крепостными им заниматься недосуг - кричать надо "Шумим, братец, шумим!". Дурно понятые же книги... иногда хуже их отсутствия. Одна и та же Книга, но в толковании А. Кураева или А. Невзорова с Ю.Латыниной, предстает своей противоположностью и так будет впредь, если не будет дискуссии, от которой уж А.Кураев точно уклоняться не будет и точно не прибегнет к непарламентским (в истинном смысле) приемам, при всём уважении ко всем перечисленным личностям.

Хотелось бы узнать, смог ли я хоть частично реабилитировать доброе имя кавалера орденов, защитника Отечества, героя, полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, несправедливо осмеянного поколениями школяров?
____________
*праведный и честный (упорный) не синонимы, как предлагают считать всякие златоусты. «Труд праведный» - это пост и молитва, и ими действительно не заслужить палат каменных, но тем кто, постится и молится о палатах думать недосуг.


Рецензии
Уважаемый Александр!
Российских военных (и тем более 19 века) очень уважаю.
Именно офицеры после освобождения Еревана в Эриванской
крепости осуществили первую постановку "Горя от ума" в
присутствии автора.
Но что касается Скалозуба, боюсь, что Александр Сергеевич
с Вами бы не согласился. Скалозуб получил свой орден "третьего апреля"
("в траншею залегли"). Третье апреля - это день встречи императоров
Александра Первого и Наполеона. Не боевой у него орден.

С уважением,
Константин

Константин Мартиросян   16.03.2020 13:20     Заявить о нарушении
Уважаемый Константин! Спасибо за рецензию!
Если Вы имеете в виду встречу в Тильзите, то она произошла когда Скалозуб ещё не служил в армии("Я с восемьсот девятого служу".
Как бы то ни было, но этот последний орден ничего не решает. Скалозуб уже был подполковником, а офицеров в младшем звании "на шею" не награждали.
Скалозуб по ходу пьесы не разу не солгал, чего нельзя сказать о Чацком, и его "засели мы в траншею" не более, чем констатация. Врать Скалозуб он не умел и здесь можно верить Лизе "да больно не хитёр". Так что "3 апреля" надо искать году в 1813.

С уважение Александр.

Александр Старостин 3   16.03.2020 13:52   Заявить о нарушении
Насколько помню: "на третье августа засели мы в траншею". В каком-то примечании говорилось, что в этот день в 1813 году не стреляли. Извините!

Михаил Струнников   03.04.2020 19:04   Заявить о нарушении
3 августа было и в 1912 году. "Всё врут календари"!

Александр Старостин 3   03.04.2020 20:14   Заявить о нарушении