Повелитель вокабул

255 лет назад умер поэт Александр Востоков
...
Он слыл ходячей скрупулёзностью, и даже ореховая трость его была искусной резьбой дотошно доведена до самого гуттаперчевого копытца. Вились по трости змейки, скользили ладьи, читались буквицы и исходили лучами звёзды . Знакомые старались уклоняться от встреч , дабы не увязнуть в тонкостях любого затронутого им вопроса. Но еще больше людей искали его , ибо не было той темы, которую умело не развил бы Александр Христофорович Востоков. При том он с рождения заикался. Но когда Востоков говорил - люди не замечали его изъяна.
Немец.
Но немец русский, из остзейских баронов. С пелёнок он слышал два языка, и вырос в них знатоком и русского, и немецкого. Но жизнь посвятил именно русскому, и во всех документах представлялся Востоковым, а не Остен - Сакеном, Что, впрочем, почти одно и то же.
Но, очевидно, именно немецкость дала ему редкую усидчивость и ту самую скурпулезность, что трудно найти в русском человеке. Ведь, в одно время с Востоковым , в словесность вошли многие знаковые русские поэты. Напомним, что на дворе стояла эпоха Просвещения. Но русские стихотворцы работали по наитию, для многих поэзия была забавой, а не смыслом жизни. Им не до законов стихосложения. У них душа просила слова - и получала его.
А Александр Христофорович Востоков к литературному труду подошел деловито. Он первым в русской поэзии понял, что существуют еще неведомые в нашей словесности законы, что развивается она не стихийно,а по установкам самого русского языка.
И Востоков посвятил жизнь изучению и преподаванию этих законов.
Надо ли говорить, что он во время получил блестящее образование по лучшим немецким и русским образцам? И то, что, для погружения в тему, он сам много и полезно писал. Он вошел в тонический размер, как в родную стихию, и создал здесь немало удачных произведений. Это позволило ему написать первый научный труд " Опыт о русском стихосложении ". Книга издана в 1812 году. Именно тогда, когда свои первые строки написал юный Пушкин .
Книга стала учебником даже не поэзии - современного русского языка. А Востоков лишь разворачивался. Он первым рассказал о достигательном наклонении в древнерусском языке, расшифровал изначальное звучание знаков "ъ" и "ь", как кратких гласных. Востоков разъяснил применение носовых гласных - "юсов". Он заложил основы русского синтаксиса. Это Востоков окончательно закрепил в русской азбуке заучиваение по словам. Помните знаменитое "Азъ, буки, веди..."?
Как он всё успевал? Ведь, по сути, только для перевода "Остромирова евангелия" впоследствии привлекался целый институт. А он справился один, и превосходно справился. А еще сделал "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума», описав 473 памятника!
Словом, до Востокова поэзия была любительством, от него стала профессией. И потому. при встрече графоманы бежали от него, а таланты искали с ним встречи. Востоков был не просто поэтом. Он был поэтом для поэтов - учителем.
На похоронах Востокова остзейские земляки говорили о нем, как о крупном немецком учёном. А русские последователи называли его первым настоящим поэтом. И положили в гроб, рядом с телом, в вечную жизнь, ореховую трость. С искусно вырезанными по ней ней образцами на темы славянского эпоса .

...
Александр Востоков

ВОСТОРГ ЖЕЛАНИЙ

В 1802 году

Предметы сердца моего,
Спокойствие, досуг бесценный!
Когда-то обыму я вас?
Когда дадут мне люди время
Душе моей сказаться дома
И отдохнуть от всех забот?
Когда опять я, не с чужими,
Найду себя - златую лиру,
Венчанну розами, настрою
И воспою природу, бога,
И мир, и дружбу, и любовь?

Ах, долго я служил тщете,
Пустым обязанностям в жертву
Младые годы приносил!

Нет, нет! - теперь уж иго свергну.
Надмеру долго угнетало
Оно мой дух, который алчет
Свободы! О, восстану я!
Направлю бег мой к истой цели
И презрю низких тварей цель.

Так, презрю всё! Но кто меня
Обуздывает? Кто дерзает
Восторгу отсекать крыле?..
Не ты ль, судьба неумолима?
Не ты ли?.. Ах, итак мне снова
Тщеты несносной быть рабом?!

Спокойствие, досуг бесценный!
Когда-то обыму я вас?
Когда дадут мне люди время
Душе моей сказаться дома
И отдохнуть от всех забот?


Рецензии